Выступление А. В. Очировой, председателя комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития

В течение многих лет я занимаюсь вопросами преодоления бедности. И главную технологию преодоления бедности в нашей стране вижу в эффективной социальной политике. Мы говорим, что бедность российского населения — это и вызов социально-экономическому развитию страны и большая нравственно-политическая проблема нашего народа.

Но давайте задумаемся о том, что сегодня даже по официальным данным более 20 миллионов человек живут за чертой бедности. Практически каждый седьмой россиянин не имеет возможности в полной мере удовлетворить свои базовые потребности, не говоря уже о более высоких социальных и духовных потребностях. Вполне очевидно, что России нужна стратегия социального развития страны, и в рамках этой стратегии — стратегия преодоления бедности, о чем неоднократно говорил наш Президент Владимир Владимирович Путин.

Но, к сожалению, до сих пор не удалось достичь серьезных стратегических успехов в преодолении бедности с учетом тех масштабов, в которых она существует в стране. Я лично вижу причину того в низкой исполнительской дисциплине государства и в отсутствии ответственности за исполнение поставленных Президентом России задач.

Профиль бедности в нашей стране имеет свои особенности. Прежде всего, среди бедных преобладают не просто лица в трудоспособном возрасте, но имеющие работу, так называемые «новые бедные», что составляет около 66 процентов бедных всей России. Среди работающих бедных — пенсионеры, ветераны, много работников бюджетной сферы, образования, здравоохранения и даже военных.

Это означает парадоксальную ситуацию, когда наличие оплачиваемой работы не является гарантией достойной жизни. Работающие бедные во многом определяют масштабы бедности других категорий населения. В настоящее время в России к категории бедных даже по официальным данным относится более 20 процентов детей до 16 лет. В России, к сожалению, прописана самая страшная бедность — это семейная бедность. Бедность, которая воспроизводит бедность. Те задачи, которые поставлены Президентом и стоят на национальной повестке дня, не могут быть решены без эффективного социального сопровождения семей, где есть дети.

Мы вынуждены констатировать: на протяжении реформ произошло ухудшение практически всех показателей здоровья россиян. Наша страна сегодня находится на 130 месте во всемирном рейтинге по этим показателям. А с учетом существующей проблемы доступности медицинских услуг и лекарственного обеспечения не трудно сделать вывод о возможностях улучшения здоровья для тех, кто находится за чертой прожиточного минимума.

Особый разговор о пенсионерах в контексте последних дискуссий по пенсионному обеспечению с учетом того, что мы не принимаем рекомендаций Конвенции Международной организации труда, которая предлагает делать пенсию не менее 50 процентов от заработной платы. Речь идет и о том, что недостаточно средств выделяется на эту сферу, и о плохом администрировании Пенсионного фонда, который до сих пор не имеет подтверждения своего статуса по Закону. Мы эти проблемы должны решить серьезно, и Общественная палата будет в ближайшее время рассматривать этот вопрос в специальных российских слушаниях.

Сегодня на Соборе очень много говорили о нравственных стандартах. По существу речь идет о том, чтобы в России был новый нравственный порядок с учетом сложившихся на протяжении истории, факторов. Конечно, эта проблема должна решаться с учетом общественности, как это делается во всех странах, но помимо нравственных стандартов решение многих вопросов в России упирается в отсутствие четко проработанного механизма социальных стандартов. Мы не имеем даже закона о минимальных социальных стандартах, а при разработке социальной стратегии мы должны понимать, что она может базироваться только на внедрении системы социальных стандартов, разработанных вместе с обществом.

И эти стандарты должны являться не стандартами нищеты, а стандартами качества жизни. Поднят очень важный вопрос о перераспределении дохода. Наши природные ресурсы даны нам от Бога и защищались поколениями россиян, поэтому основные части природной ренты должны идти в казну государства и использоваться на нужды общества. Если в цивилизованных странах государство забирает 90 процентов прибыли с добычи природных ресурсов и энергоносителей, то в России это не более 25 процентов. Например, в такой стране как Норвегия природная рента служит источником не только государственных расходов социальной сферы, но и выполняет функции для развития экономики.

Пришло время формировать социальную политику на муниципальном уровне, которая решала бы проблемы занятости, выплаты социальных пособий, социального сопровождения семей с детьми с учетом особенностей своего региона. И тут у нас имеется не только мировой положительный опыт. Давайте вспомним меры по борьбе с бедностью, связанные еще с именем Ивана Грозного, который поставил задачу переписать всех нуждающихся в строительстве богаделен, с созданием системы государственного призрения Екатерины Великой и Земской реформы 64-го года, которая просуществовала до ХХ века, с именем Александра I, который включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за Правительством функции общего руководства.

Хочу сказать, что базовой стратегией снижения бедности является все-таки рост заработной платы, занятости, снижения неравенства и адресная поддержка. Повышение заработной платы улучшает нам возможность получать достойную пенсию и делает реальным нравственный выбор в пользу того, чтобы решалась демографическая проблема. А одна из ее главных задач — преодоление бедности.

Мы живем в великой стране, которая имеет корневую культуру, классическую религию, высокую нравственность и природные ресурсы. Общество разберется с природной рентой, самый большой ресурс — это люди. И они достойны того, чтобы жить в безопасной стране, где социальная политика стала бы гарантией социальной безопасности.