Выступление главного раввина России А. С. Шаевича на XI ВРНС

На Соборе собрались те, кто действительно заинтересован в том, чтобы как-то решить больную для всех нас проблему — богатство и бедность. Тут, наверное, некоторые люди подумают: что тебе-то плакаться, наверняка, еврейские олигархи завалили синагогу «зелеными» и «деревянными» по самую крышу. Хочу развеять этот миф — увы, еврейские олигархи ничем не отличаются от тех, кто считает себя православными или мусульманами. Точно также закрыты и глухи их сердца, закрыты и глухи их души. И не волнуют их никакие проблемы общественные проблемы.

В прошлом году мы отмечали столетие нашей Московской хоральной синагоги. Готовясь к этому событию, решили привести ее в божеский вид, поскольку практически сто лет никакого серьезного ремонта в ней не делалось. Можно написать большие тома о том, как мы доставали эти деньги, хотя многие из этих еврейских олигархов без всякого ущерба лично для себя могли бы отреставрировать синагогу и придать ей тот вид, который она сегодня приняла. Мы закончили, слава Богу, эту реставрацию. Правда, остались должны значительную сумму строителям, но, тем не менее, дом божий стоит.

Готовясь к столетнему юбилею, я поинтересовался историей, и в частности вопросом: почему синагога была построена более ста лет назад, но по разным причинам не открывалась? Только в 1906 году тогдашний премьер-министр России Петр Столыпин подписал указ о ее открытии. Я прочитал очень многое, нашел материалы о самом Столыпине. Это человек, который доходчиво и очень просто рассказывал о том, как он видит развитие России. Думаю, нашим нынешним министрам и депутатам было бы очень полезно познакомиться с наследием Петра Столыпина. Вступая на пост премьер-министра, он определил свою цель в том, чтобы вести Россию по пути свободы от нищеты, духовного невежества и бесправия.

Эти слова были сказаны более ста лет тому назад. Судя по тому, что мы и сегодня обсуждаем те же вопросы, мало что изменилось в нашей российской действительности. Может быть, нам не везло с премьер-министрами на протяжении всей нашей истории? Может быть надо что-то исправить? Если мы говорим о нашей стране, то многое надо поправить в самих себе лично. И в первую очередь, восстановить духовность. Ее сегодня у нас, к сожалению, нет.

Наша общая задача — православных, мусульман, иудеев, представителей других религиозных конфессий, людей культуры, науки — восстановить духовность, чтобы мы могли обустроить Россию так, как ее видел великий реформатор Петр Столыпин. Он действительно готовил большие реформы для России, но не удалось. Если мы сегодня, выйдя за ворота этого прекрасного храма, спросим у десяти первых попавшихся человек: «Что значит для них слово реформа?», то девять из десяти, а может быть, и все 10,скажут: повышение цен. Да и здесь, в зале, с этим согласится большинство.

Парадоксально, но то же самое думают люди, которые эти реформы затевают. Они тоже считают, что реформы — это в первую очередь повышение цен, правда, лично никак не страдают от своих реформ. Здесь много говорится о том, где взять деньги, как выправить тяжелую ситуацию буквально во всех сферах нашей жизни?

Есть у нас Стабфон и тоже обсуждается, как его использовать: раздавать деньги или держать далее на тех же счетах? Моя мама всегда шутила, мол, я — нетипичный еврей, потому что у меня нет ни музыкальных, ни экономических способностей. Но даже моих малых-малых экономических соображений достаточно для того, чтобы понимать: никакой Стабилизационный фонд не спасет, если раздать эти деньги людям, нуждающимся сегодня. Если бы он был в десять раз больше, тоже не спасет.

В иудаизме есть такое понятие, как благотворительность. У нее очень большая градация — 18 ступеней благотворительности. Самая высокая предполагает: человек имущий дает возможность человеку нуждающемуся самому зарабатывать себе на жизнь. Это самая высокая степень благотворительности. Я думаю, наше государство должно сделать все, чтобы люди зарабатывали себе на жизнь, а не давать подачки.

Да, есть категории людей, которую государство просто обязано поддерживать, может быть, из того же Стабилизационного? Ко мне приходят десятки, сотни писем со всей России, из бывшего Советского Союза — от чернобыльцев, «афганцев», от воинов, совсем недавно воевавших в Чечне. Пишут молодые люди, лишенные возможности самим зарабатывать из-за контузий, из-за ран, из-за того, что лишились ноги или руки. Кто возьмет на себя эту ношу? Как бы мы ни старались — и церковь, и мечеть, и синагога, и все благотворители — это непосильная для нас задача, чтобы помочь этим людям. Таким людям государство обязано помочь, а всем остальным должно предоставить возможность работать и зарабатывать.

Вот здесь выступала многодетная мать. Прекрасный человек! Ей можно было бы даже не выступать, а просто сказать: многодетная мать. Это заслуживает сегодня всяческого одобрения и аплодисментов. Очень толково выступала. Счастливы дети, которые имеют такую мать. А когда счастливые дети, то счастливое и общество. А что такое счастливое общество? Это уже счастливое государство.

Государство должно участвовать в решении буквально всех проблем, начиная с рождения ребенка, до того момента, когда мы его провожаем в последний путь. А у нас мать родила ребенка, хочет идти работать, но попробуйте сегодня отдать ребенка в ясли или в детский сад. Опять же, ребенок заканчивает школу, поступает в институт, вырастает, хочет создавать свою семью, но где будет жить? На какие деньги купит квартиру?

Молодой россиянин заканчивает институт, поступает в аспирантуру, но не знает, какая перспектива ожидает его? Два наших последних нобелевских лауреата — Алферов и Гинзбург получили свои звания за те наработки, которые делали еще в советские времена. Где сейчас работают будущие лауреаты нобелевской премии, российские молодые кандидаты? В научно-исследовательских институтах США, Германии, Израиля, но только не России.

Кто должен озаботиться этим? Конечно, мы все по мере наших возможностей должны быть помощниками государства в решении проблемах. Однако государство должно возглавлять все это. Именно оно должно серьезно отнестись к решению вопросов и проблем, от которых зависит будущее страны, а это в первую очередь сегодняшние дети. А чтобы они были счастливыми, государство должно сегодня бороться с нищетой, бесправием, бездуховностью, мы же должны сердцем озаботиться, как помочь ему в том, что бы оно действительно стало таким, каким мечтал великий реформатор Петр Столыпин.