Резолюция секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации»

Пятая секция  «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации» отмечает позитивную роль  Всемирного Русского Народного Собора  в достижении консенсуса соборной и общественной дипломатии, всех сил, заинтересованных в духовно-нравственном развитии  России, научного сообщества, молодёжного научного и студенческого движения. 

 

Участники секции поддерживают прозвучавшую в докладах и выступлениях идею о необходимости модернизации и инновационного развития форм национального образования при сохранении традиционных подходов к содержанию взаимоотношений учитель – ученик, а также признания высокой роли отечественной педагогики в развитии российской школы.   Главные задачи нашей новой школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание гражданина своего Отечества, готового к защите высоких нравственных идеалов традиционной культуры нашей Родины, к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

         

Утвержденная Президентом Российской федерации Д.А.Медведевым национальная инициатива «Наша новая школа» — это создание школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, порядочность и патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.  Школа должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны.  Успешная реализация инициативы зависит от государства, органов управления образованием и всего общества в целом.

 

Исключительно важная роль принадлежит общественным просветительским объединениям,  образовательным структурам Русской Православной Церкви и других традиционных религий, которые вносят значимый вклад в реализацию нововведений, ожидающих российскую школу.  

 

Эксперимент по внедрению преподавания в общеобразовательной школе основ религиозных культур и светской этики ясно свидетельствует о том, что вопросы духовно-нравственного воспитания в современном обществе как никогда актуальны. Уже первые шаги эксперимента показали, что изучение основ религиозной культуры в государственной школе является тем минимумом, который позволяет лишь прикоснуться к огромному культурному наследию Православия, и который не может в полном объеме удовлетворить православные семьи, желающие воспитать своего ребенка в традициях православной веры, дать ему хорошее образование с позиций православного мировоззрения на все преподаваемые предметы.

 

Эту задачу необходимо решать через создание системы непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза. Необходимо не только утверждать преподавание основ православной культуры (или других традиционных для России религиозных культур) как полноценного учебного предмета по выбору в общеобразовательной школе, но и создавать православные комплексы, где образование и воспитание строились бы на основании православного мировоззрения от детского сада до получения юношами и девушками специальности.

 

Результаты первого этапа эксперимента свидетельствуют, что опасения противников преподавания религии в школе относительно возникновения на этой почве межконфессиональных конфликтов не оправдались. Необходимо помнить, что истинное знание никогда не является источником вражды и противоречий, которые возникают от невежества и неумения ценить собственную духовную культуру.

 

Необходимо создание системы поиска и сопровождения талантливой молодежи, которая не только обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях, но и стремится к нравственному развитию, любит свое Отечество и национальную культуру. Эта работа должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу.

 

Необходимо учесть мнение Церкви при разработке проекта «Закона об образовании в Российской Федерации» и других законопроектов, так или иначе касающихся сферы образования, Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения,  организовать постоянный мониторинг реализации эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

Важно создавать на местах или пересмотреть уже существующие договора о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и учреждениями управления образованием, поскольку многие из них нуждаются в обновлении с учетом современных условий.

 

Необходимо обратить особое внимание на правильное освещение в воспитательных целях фактов героизма, патриотизма и доблести, а также ходатайствовать о скорейшем принятии Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2014 г.г.» с учетом аспектов духовно-нравственного воспитания; разработать систему мер по повышению роли образовательных учреждений как центров досуга и семейного отдыха.

 

Одновременно необходимо ускорить разработку и принятие федеральной целевой  программы «Здоровье школьников».

 

Русская Православная Церковь может внести свой вклад и в оздоровление медийного пространства, но не запретами и жесткой цензурой, а просвещением и воспитанием умения давать правильные оценки добру и злу, разработкой и введением в медийную сферу собственных программ и проектов, сформулированных живым современным языком, интересным для молодежи. Эти программы должны вдохновлять примером героизма, преданности, любви, показывать красоту высоких нравственных качеств, счастья жить с Богом.