Резолюция секции «Семейная педагогика: традиции, опыт и проблемы»

Насущные задачи поддержки института семейной педагогики в современной России

 

Семейная педагогика – основа межпоколенческого диалога, сущность ценностных отношений детей и родителей,  лоно, в котором взрастает отношение детей к себе, к своим ближним, к своей будущей семье, к Отечеству.  

 

Семейная педагогика вбирает в себя опыт предшествующих поколений, проверенные веками нравственные истины, подлинные духовные ценности, укорененные в народном сознании и утверждающиеся в религиозной жизни.

 

В этом значении, семейная педагогика,  как средоточие народной, житейской мудрости и практического следования традиционному духовно-нравственному вероучению становится непреходящей ценностью, одной из основ уклада русского мира, условием сохранения и духовного приумножения   традиций народной жизни.

 

Православная вера и ее практическое проявления в семейной педагогике в годы революционного лихолетья и в последующие годы вынужденной эмиграции многих поколений русских людей, вне пределов Отечества сохранила русский дух, любовь к Родине, понимание семьи как малой церкви.

 

Но и сегодня, в новой России, современная семья часто оказывается вне духовных традиций, без корней и без нравственных основ семейной жизни, без жизненной перспективы и подлинных, осмысленных целей своего существования. Потеряв далекое прошлое семейных обычаев, поспешно отринув в недавнем времени приобретенные добрые семейные традиции, семья оказалась на новом перепутье.  Такое положение русской семьи приводит к духовному упадку и как его прямое следование, к разрушению всякой жизненной силы – поколения пресекаются, родители не принимают детей, эгоцентрично сосредоточившись на себе, дети «восстают» на родителей, идолы преходящего века порабощают сердца и детей и родителей, опустошая их и лишая земное существование всякого смысла.

           

Семейная педагогика, как единственно возможное средство  установления духовного единства детей и родителей, возвращения семье ее подлинного смысла и назначения, утверждения детей в  нравственных ценностях и удовлетворения их духовных потребностей, должна быть признана национальным достоянием. 

 

Современная семейная педагогика не должна превратиться в «лубочную картинку» или предание «седой старины». Все что можно полезного усвоить для традиционной семейной педагогики в современном укладе жизни должно быть использовано – современный язык, средства и технологии, коммуникационные каналы, современные образы и формы взаимодействия, глубокая аналитическая оценка социальной ситуации и меры поддержки, применяемые сообразно этому анализу.

           

Реализация национального проекта, направленного на сохранение и развитие института традиционной семейной педагогики, немыслима без объединения всех общественных сил. Беда многих русских семей в новом времени в том и состоит, что они чувствуют себя оставленными и покинутыми, не видят подлинных нравственных ориентиров в своем существовании, не имеют средств к противостоянию разрушающим, губительным тенденциям.

           

Государство, Церковь, общество, гражданин в равной степени ответственны за сохранение семейных традиций, за просвещение и образование родителей, за воспитание детей, за сохранение и обогащение опыта семейной жизни и семейного воспитания.

             

Поддержка и развитие института традиционной семейной педагогики должна осуществляться системно, последовательно, в совокупности согласованных мер и в координации всех заинтересованных сил.

           

Основными направлениями поддержки института семьи должны стать: 

 

1.     Создание национальной программы поддержки и развития института семейной педагогики.

 

Во многих странах мира существуют национальные программы, объединяющие усилия государства, гражданского общества, религиозных организаций в деле поддержания семейных ценностей, реализации конкретных проектов, направленных на упрочение института семьи.

 

Создание подобной национальной программы в России должно в равной степени уделить внимание авторитетному и демократичному представительству, компетентному руководству и эффективным современным технологиям достижения поставленных актуальных задач семейной педагогики.

 

2.     Исследовательская деятельность.

 

Исследовательская деятельность должна быть направлена на привлечение к решению задач семейной педагогики ученых и специалистов-практиков, на изучение отечественного и зарубежного опыта семейной педагогики, на институализацию семейной педагогики, как отрасли научно-педагогического знания.

 

3.     Пропаганда ценностей семейной педагогики.

 

Пропаганда ценностей семейного воспитания должна строиться на продвижении образов успешных семей, на организации публичных дискуссий по злободневным вопросам семейного воспитания, на привлечении внимания широкой общественности к проблемам семейной педагогики.

 

4.     Образовательные проекты для родителей.

 

Это направление является ключевым в деле образования компетентной родительской общественности, в формировании родительской ответственности. Система образования для родителей позволит решить многие семейные трудности и предотвратить острые семейные конфликты, поднимет в обществе статус института ответственного родительства. 

 

Образование для родителей может включать следующие программы:

  • Школы ответственного родительства, организуемые с привлечением ведущих специалистов в сфере социального образования.
  • Разработка эффективных современных учебных пособий для родителей.
  • Организация дистанционных образовательных курсов для родителей с детьми разных возрастов, в том числе и для тех, кто только готовятся стать родителями.
  • Создание электронных ресурсов по актуальным вопросам семейной педагогики.
  • Проведение публичных лекций, издание мультимедийных пособий ведущих специалистов в сфере педагогики, психологии и социологии воспитания.  

5.     Образовательные проекты для детей.

 

Установление диалога между поколениями, формирование ответственности перед родителями, перед людьми старшего поколения, подготовка к самостоятельной семейной жизни и к самостоятельному ответственному родительству должны формироваться с раннего детского возраста.

 

Необходимо вернуть в школьные программы учебный курс, ориентированный на подготовку к семейной жизни, основанный на российских семейных традициях.

 

Разработка специальных образовательных программ для детей и подростков позволит им лучше понимать родителей, находить общий язык со старшим поколением, воспринимать семью как малое общество взаимного доверия, уважения и ответственности.

 

6.     Подготовка специалистов, развитие специального направления профессиональной деятельности в сфере семейной педагогики.

 

Профессиональный специалист по вопросам семейной педагогики способен организовать и координировать реализацию соответствующих программ и проектов в местном сообществе. Так, например, в США и Канаде на сегодняшний день действует 1400 специалистов в сфере семейной педагогики, профессионально координирующие деятельность соответствующих социальных центров и образовательных программ.

 

Необходимо создавать систему повышения квалификации для всех специалистов, так или иначе связанных в своей профессиональной деятельности с семьей, с детско-родительскими отношениями.

 

7.     Развитие системы специализированных центров социального обслуживания  семьи.

 

Необходимо поддерживать и всемерно развивать успешные формы социальной работы с семьей, создавать специализированные консультационные центры по вопросам детско-родительских отношений, разрабатывать и внедрять новые стандарты социальных услуг, позволяющих  значительно повысить качество семейного воспитания.

 

Центры социального обслуживания населения, центры организации семейного досуга могут активно создаваться не только усилиями государственных и местных органов власти, но и на уровне церковных приходов, общественных организаций, добровольных объединений. Опыт современной России показывает эффективность деятельности подобных центров, но они нуждаются в системной поддержке для реализации поставленных целей и задач.

 

8.     Создание личностно развивающего пространства взаимодействия детей и родителей.

 

История советского периода развития страны имеет немало примеров создания добрых семейных традиций, работы с родительской общественностью, воспитания детей и подростков. В то же время, до сих пор не преодолена практика отчуждения детей и родителей в социальной жизни, в организации досуга, в реализации интересов и увлечений.

 

Необходимо создавать и поддерживать лагеря семейного типа, где в личностно-развивающих программах могут принять совместное участие дети и родители, различные формы семейных клубов, центры организации досуга для всей семьи, поддерживать общественные организации, реализующие семейные социальные проекты.

 

Указанные меры не являются единственными и исчерпывающими в столь сложном вопросе, как воссоздание семейных традиций, укрепление института семьи. Успешность выполнения задач по развитию института семейной педагогики будет во многом зависеть от новых форм воспитания и современных технологий, от верно выбранных задач и приоритетов в работе. Но, в конечном итоге,  вернуть семье ее исконное предназначение, исполнить высокий родительский долг, наполнить смыслом и любовью детско-родительские отношения способен только тот, кто ощутил собственную духовную нищету, встал на путь поиска правды Божией,  увидел свет горнего мира.

 

Российский Государственный Социальный Университет