Резолюция секции «65-летие Победы. Школа и её роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения»

Участники  секции «65-летие Победы. Школа и ее роль в патриотическом воспитании молодого поколения» констатируют, что воспитание патриотизма  является одним из актуальных вопросов  жизни нашего общества на современном этапе. Всецело поддерживаем основные положения Государственной программы  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»,  определяющей  содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания  граждан Российской Федерации  и направленной  на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества, в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны.

 

Состоявшийся на секции  разговор не оставил равнодушным никого из ее участников, заставил еще раз каждого задуматься над сложными проблемами формирования у граждан России и, особенно, у  молодежи высоких духовно-нравственных качеств, прежде всего, патриотизма, его роли и значения, осознания что и как нужно делать для его воспитания, роли в этом школы и других образовательных учреждений.

 

Прозвучавшие выступления: и совсем еще молодых людей, и людей среднего возраста, и убеленных сединой ветеранов, учителей,  священников, военнослужащих, представителей науки убедили, что все мы одинаково переживаем и проносим через свои сердца  заботу и тревогу за родное Отечество, за его могущество и силу, за уважение и авторитет в мире. И таких, как мы – миллионы, в том числе, миллионы молодых граждан страны — настоящих патриотов нашей любимой Родины, душой и сердцем готовых разделить с ней радости и горести, тяготы и лишения и сделать все возможное, чтобы она возродилась как великая Держава.

 

Участники секции убеждены, что для этого у нас есть все основания. Прежде всего, это — наша неповторимая история, наши вековые традиции, начиная с семьи и заканчивая страной в целом, в которых любовь к родному краю, любовь к Отчизне, всегда занимали и занимают ведущее место. И никто не сможет эту историю у нас отнять, исказить, фальсифицировать. В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне мы еще раз заявляем решительное «НЕТ!» всем попыткам искажения правды о ней и принижения роли нашей Родины в разгроме фашизма.   

 

Участники секции выражают серьезную озабоченность постановлением ЕСПЧ по делу гражданина России Василия Макаровича Кононова, которое может стать  не только опасным судебным прецедентом  и изменением правовых подходов к оценке событий Второй мировой войны, но и попыткой инициировать пересмотр решений Нюрнбергского трибунала и выражают полную поддержку герою войны в его борьбе против фальсификации истории.

 

Мы прекрасно осознаем, что просчеты в работе по патриотическому воспитанию, допущенные в девяностые годы, да и, которые еще продолжают иметь определенное место сегодня,  больно бьют по нашему обществу, задевают каждую семью, каждого человека. Результат этого – рост преступности, в том числе подростковой, пьянство, наркомания, проституция, падение нравов и др. Отсутствие или недостаточность работы по духовно-нравственному, в том числе, патриотическому воспитанию, тут же заполняется  другими чуждыми нашему народу взглядами и нравами, целенаправленно растлевающими наше общество и, особенно, молодежь.

В тоже время, мы заявляем, что, несмотря на наличие серьезных проблем в области духовно-нравственного воспитания, мы с большим оптимизмом смотрим в будущее. У нас имеется  многолетняя практика и накоплен огромный опыт работы по воспитанию патриотизма, в том числе и в советском  прошлом. где можно почерпнуть  много  разумного и полезного.

 

В стране завершается реализация уже 2-й  Государственной программы «Патриотическое  воспитание граждан  Российской Федерации» и разрабатывается очередная, достаточно успешно претворяются в жизнь национальные проекты, направленные на улучшение социального положения человека, утверждена и реализуется Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, с возрождением ДОСААФ и расширением в школе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Начата работа по  введению в школьное обучение «Основ религиозных культур и светской этики». Создаются значительное количество различных патриотич еских объединений и клубов. Однако их деятельность пока достаточно разобщена.

 

Возрастает роль по патриотическому воспитанию молодежи Русской Православной Церкви, ее Синодальных отделов по взаимодействию Церкви и общества и по взаимодействию с ВС и другими правоохранительными учреждениями.  

 

Все, без исключения, выступающие подчеркивали особую роль в патриотическом воспитании молодого поколения школы, образования в целом и, в частности, военнообразовательных учреждений, необходимость возрождения единства обучения и патриотического воспитания молодежи на основе базовых духовно-нравственных ценностей российского народа, таких как Вера, Верность традициям,  Долг, Честь, готовность к самопожертвованию во имя близких, друзей, народа и Родины. Именно воспитание этих ценностей, в том числе, и в ходе образовательного процесса,  может стать стержнем развития современной России, ее политических и экономических успехов в мире. Учитывая состав секции, мы подчеркиваем огромное значение для патриотического воспитания суворовского, нахимовского и кадетского образования. Однако до сих пор оно не имеет под собой  правовой базы.

 

В представлении участников секции,  Россия видится Великой мировой державой, с огромным международным авторитетом, развитой экономикой, передовой наукой и, самое главное, с достойным уровнем жизни свободных, высокообразованных, творческих и культурных граждан, патриотов своей страны.

Достичь этого можно только тогда, когда каждый гражданин проникнется чувством высокой моральной ответственности за судьбу Отечества, своего народа и воспитает в себе непреходящее чувство неразделимости с ними.

 

Для этого нужно также горячо любить свою Родину, разделять с ней радости и горе, счастье и сострадания, успехи и просчеты, трудности и лишения, а  если потребуется – с оружием в руках встать на ее защиту.

 

Участники секции считают:

  • Патриотическое воспитание граждан РФ и, в первую очередь, молодежи, должно стать приоритетным направлением в деятельности государства, органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций, общеобразовательных учреждений, Вооруженных Сил и других силовых структур, средств массовой информации, традиционных религий России, семьи  и других институтов гражданского общества страны. Только объединив усилия всех здоровых сил общества, можно противостоять греху и порокам, которые целенаправленно насаждаются сегодня нашему обществу, прежде всего,  извне.
  • Патриотическое воспитание может осуществляться лишь на основе единой государственной концепции (доктрины), в которой должны быть четко определены единые понятия и категории, цели, формы работы, задачи органов законодательной, исполнительной государственной власти всех уровней, порядок информационного обеспечения. И, безусловно, разработаны принципы, основополагающим из которых должен стать — единство обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
  • На основе данной концепции (доктрины) должны  разрабатываться государственные программы патриотического воспитания  с определением конкретных мероприятий и сроков их выполнении, необходимого финансирования, с последующей их детализацией по соответствующим государственным и общественным структурам. Для разработки концепции (доктрины) и государственной программы объединить усилия заинтересованных государственных структур, РАН и других и институтов гражданского общества под общим руководством Совета безопасности РФ. Поддержать инициативу Совета безопасности РФ о создании межведомственного института военной истории России.
  • В целях объединения усилий различных патриотических структур, просить Святейшего Патриарха Кирилла о создании методического Центра по духовно-нравственному  и военно-патриотическому воспитанию молодежи  на базе Патриаршего Подворья в Сокольниках.
  • Особая роль в патриотическом воспитании молодого поколения принадлежит школе и школьному учителю. Высокая миссия учителя в воспитании гражданина-патриота закрепляет за ним непреложное условие о его безусловном личном патриотизме, что накладывает высокую  ответственность на педагогические ВУЗЫ страны.
  • В условиях непрекращающейся открытой фальсификации истории России и, особенно, ее значения в разгроме фашизма во Второй мировой войне, важнейшей задачей школы является доведение до сознания молодого поколения исторической правды о роли России, как великой мировой державы, Величие которой во все времена основывалось на Вере, Любви к Родине, Долге, Чести и стойкости.
  • Рекомендовать Минобрнауки России рассмотреть с последующим изданием и направлением во все школьные библиотеки страны сборника «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.: ключевые проблемы истории в вопросах и ответах», разработанного Институтом военной истории МО РФ, а также внести необходимые изменения в нормативные документы Министерства, регулирующие возможность добровольной дополнительной военной подготовки школьников  и студентов факультативным методом.
  • Основой патриотического воспитания, его базой должно стать военно-патриотическое воспитание, направленное на подготовку молодого гражданина к защите Родины. Особые надежды мы связываем здесь с Русской Православной Церковью, другими традиционными религиями, возрождением ДОСААФ, расширением школьного предмета « Основ безопасности жизнедеятельности»,  введением «Основ религиозных культур и светской этики».
  • Участники секции считают необходимым возродить на всероссийском и региональных уровнях, с необходимым финансированием, имеющих огромное значение в прошлом, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», Посты № 1, сдачу норм ГТО, проведение уроков мужества, оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, встречи с ветеранами, военно-шефскую работу, с созданием союзов юных моряков, юных десантников, юных летчиков, юных пограничников и т.д., а также расширить сеть суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ.
  • Учитывая особое внимание к кадетскому образованию Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и его решение о создании в каждом Федеральном Административном округе по Президентскому кадетскому корпусу, участники секции заявляют  о необходимости внесения поправок в Закон  РФ «Об образовании», закрепляющих правовое положение кадетского, суворовского и нахимовского образования.
  • Участники секции считают необходимым инициировать работу по созданию в структуре Правительства РФ отдельного Министерства по делам молодежи и молодежной политике. 

Участники секции выражают уверенность, что глубокое осознание необходимости работы по патриотическому воспитанию молодого поколения государством и обществом, их реальные шаги по реализации предложений Всемирного Русского Народного Собора позволят поднять ее на должный уровень во имя нашей Родины и ее народа.