Доклад А.С.Шуринова на секции XV ВРНС: Семейно-родовая культура – культура преемственности поколений

Всемирный Русский Народный Собор. Секция «Историческая память России: моя семья, мой род, моя Родина, мой народ».

Самым важным в человеческом обществе является сохранение и преумножение человеческой культуры. В этом отношении особую роль играет семейная культура. Однако и в ней из культуры, скажем, санитарии в доме, культуры личной гигиены и культуры домашней кулинарии, выделяется важнейшая составляющая – культура преемственности поколений в семье. В этом случае мы говорим о взаимоотношении старого и нового, старших и младших, родителей и детей, стариков и внуков. Тут мы говорим о взаимоотношении родов, передаче социального и духовного опыта от одного поколения к другому, о преемственности этого опыта, об освоении его, о его закреплении и использовании новым поколением.

Тема эта далеко не новая.

Русский учёный Леонид Михайлович Савёлов поставил задачу исследовать преемственность поколений в XIX веке, а в начале XX создал в Москве Историко-родословное общество(1904). Сначала стояла задача накопления исследовательского материала, артефактов передачи новым поколениям опыта отцов, дедов и прадедов. Работа над этими вопросами с привлечением энтузиастов в общество продолжалась около 10 лет, но не давала оснований для научных выводов. Большим подспорьем в этом стало празднование 100-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года. После празднования 100-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года в январе 1913 года Л.М. Савёлов, в то время уже  известный историк и генеалог, действительный статский советник и камергер,  к тому же правнук участника Отечественной войны полковника В.П. Савёлова, обратился к императору Николаю II  с просьбой о  создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года. И просьба была удовлетворена. С  помощью Общества потомков Савёлов надеялся раскрыть  духовные механизмы преемственности поколений в традиционном самоотверженном служении Отечеству именно в семье, определить духовные особенности русской семейно-родовой культуры в сохранении и восстановлении исторической памяти предков. Потом эти же особенности и свойства семейно-родовой культуры могли бы быть распространены на все семейно-родовые отношения и взаимодействия.

Л.М. Савёлов был избран первым председателем Общества потомков и активно начал работу. После назначения его Холмским губернатором в Царстве Польском в 1916 году, он активно помогал новому председателю генералу от инфантерии М.Н. Загоскину. До 1917 года Обществом был издан сборник трудов и воспоминаний участников и их потомков. Затем она была прекращена.

Сам Савёлов в 1920 году выехал из России, долго скитался в Греции и Сербии. Однако и там, будучи большим организатором, он сумел там организовать Русское Пушкинское общество, издавать журнал по генеалогии. После смерти жены от голода в Греции, он уехал к дочери в США, где прожил до 1947 года, уделяя внимание воспоминаниям и генеалогическому журналу.

Деятельность Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года была возобновлена только в период хрущёвской «оттепели» усилиями великого энтузиаста бухгалтера московского подшипникового завода Владимира Алексеевича Казачкова, который с 1962 года вёл работу по выявлению потомков участников Отечественной войны 1812 года. Его заботами в 1964 году при  только что открытом музее-панораме «Бородинская битва» был создан Совет Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года. Члены Общества, обладая документальными архивными подтверждениями участия предков в Отечественной войне 1812 года и родовой связи с ними, участвовали в многочисленных патриотических мероприятиях как в музее-панораме «Бородинская битва» так и в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, встречались с представителями воинских частей, учащимися школ и членами военно-исторических клубов. На протяжении нескольких десятилетий Общество вело патриотическую и воспитательную работу. С началом перестройки  работа Общества активизировалась. Оно стало активно пополняться новыми членами.  По мере деятельности Общества было установлено благотворное влияние духовного опыта героических предков на формирование нравственности и духовности  новых поколений, выявлены особенности влияния на новые поколения традиционной семейно-родовой культуры. В условиях духовного распада общества в 90-е годы положительное влияние традиционной преемственности поколений проявилось достаточно объективно и неоспоримо.

Кроме многообразной патриотической работы, в Обществе потомков долгие годы велась кропотливая исследовательская работа по изучению семейно-родовой культуры и механизмов преемственности духовного и социального опыта поколений. Силами энтузиастов в 2004 году при Обществе потомков был образован Историко-просветительский и учебно-методологический Центр  семейно-родовой культуры «Родовая  семья» имени Л.М. Савёлова.

В 2002-2004 годах в Центре была организована работа постоянно действующего семинара «Духовно-нравственные основы семьи и общества», который проводился в музее-панораме «Бородинская битва». В течение нескольких лет велась работа с  представителями общественных и государственных организаций России, с частными лицами, интересующимися проблемами современной семьи  и традиционной семейно-родовой культурой. С 2002 года представители Центра сотрудничали с Департаментом образования Москвы, разрабатывали и представляли свои учебно-воспитательные методики и программы, проводили конференции. В 2003-20010 годы Центром организовывалась работа секций в рамках Международных Рождественских Образовательных Чтений, делались доклады и сообщения.

Авторитет Центра и значение проводимой научной работы определяется, например, тем, что при  организации работы секции «Семейно-родовая культура в современном образовании», проводимой 01.02.07. в рамках Международных Рождественских Образовательных Чтений, заявили о своих докладах академики, доктора наук и другие ключевые специалисты по данной проблематике. В 2004, 2006-2010 годах Центр участвует в работе Всемирного Русского Народного Собора, различных Съездах, международных симпозиумах, конгрессах и других мероприятиях.

За 2004-2006 годы в Центре удалось отработать ключевые концептуальные моменты научного подхода к проблематике семейно-родовой культуры, была разработана концепция демографического развития России, которая получила положительные отзывы от Общественной Палаты Российской Федерации и Минздравсоцразвития РФ. В 2006 – 2008 годах Центр активно участвовал в деятельности рабочей группы по реализации мер поддержки молодой семьи при Минобрнауки РФ. 

По результатам работы в средних образовательных учреждениях (школах, центрах образования, кадетских корпусах) Центру удалось определить необходимость нового образовательного курса «Основы семейно-родовой культуры» из 5-ти программ и выработать педагогические аспекты его внедрения в учебный и воспитательный процессы образовательных учреждений России.

В 2005 и 2007 годах Центром  были проведены  1-ая, 2-ая и 3-я научно-практические конференции «РОД–СЕМЬЯ–ОТЕЧЕСТВО», которые актуализировали проблематику семейно-родовой культуры на самых  высоких уровнях власти Российской Федерации (Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, Администрация Президента). Письма с Решением 1-ой научно-практической конференции «Род-Семья-Отечество» были направлены в структуры власти в январе 2006 года, откуда были получены благожелательные ответы с поддержкой идеи возрождения семейно-родовой культуры.

Но следует сказать, что далее благожелательных ответов дело не шло, наши открытия и методические материалы умышленно не замечались властью. Сегодня внимание к вопросам семейно-родовой культуры во много упало, поскольку инициативы отданы в нетворческие руки чиновников и псевдоорганизаторов. В результате мы стоим перед пропастью деградации и вырождения, забвения духовного и социального опыта наших предков.

Что важного и необходимого мы находим в опыте наших предков в части воспитания и образования? Мы убеждаемся и подтверждаем свои умозаключения, что воспитание должно проводиться в самом раннем детстве.

Только один небольшой пример.

Изучая истоки русской культуры, мы в очередной раз столкнулись с пословицей, что воспитывать ребёнка нужно, когда он лежит ещё поперёк лавки. Эта сентенция совершенно справедлива. Современные попытки воспитания в детском саду и школе – это совершенно неуклюжие попытки изменить то, что сформировалось в годы младенчества. Более того, сегодня мы доказываем, что воспитание нужно начинать с момента зачатия, формирования плода в чреве матери. Недаром в нашем народе имелись древние рекомендации для будущей роженицы не посещать скотобойни, не участвовать в косьбе с опасностью разрушения птичьих гнёзд, не «пинать» ногами домашних животных. Все обстоятельства связанные с этими событиями влияли на  эмоциональное, психическое и духовное состояние женщины и через неё влияли на будущего ребёнка.

В наших современных условиях, когда с экранов телевизоров льётся непрерывно информация о насилиях и убийствах, катастрофах и кризисах, нашим роженицам следовало бы исключить неблагоприятное влияние решительным отказом от просмотра телепередач. Действительно, если для похудания и совершенства фигуры женщина способна отказывать себе во многом, то ради будущего здоровья дитя она может пожертвовать просмотром телевизора, заменив другими делами и интересами, которые полезно вновь открыть в культуре русского быта и традиций.

Имеется множество и современных технологий позволяющих родить и воспитать гармоничного, талантливого и интеллектуально развитого ребёнка. Но об этом нужно задумываться задолго до его рождения.

Сегодня общество нуждается в такого рода сфере знаний и программах образования для будущих родителей. К сожалению, в силу некой «заторможенности» такие программы никак не могут попасть и закрепиться в школе. Каждый директор школы или зауч по воспитательной работе пытаются  разработать и внедрить свои программы, забывая, что это дело специалистов.

Что касается  благотворности различных периодов в жизни семьи, то в каждом из них есть свои особенности, и исторический опыт их использования в деле воспитания стоит вспомнить и восстановить.

Общеизвестно, что конфессиональные структуры, принявшие на себя задачу духовного просвещения паствы, считают христианскую семью «малой Церковью», то есть Домом Господним, где формируются и развиваются духовные качества каждого человека. Большую роль в этом  играла многодетность. Семья, у которой было меньше 3-ёх и даже 5-ти детей, считалась несчастной. Действительно, в такой семье было труднее воспитать в детях так нужные для них, семьи и общества в целом качества сочувствия, сопереживания и сострадания. Обычная норма детей в семье была 9-15 человек. И никаких отличий между дворянскими, купеческими и крестьянскими семьями в этом аспекте не было. И экономические, сословные или имущественные отличия не довлели над рождаемостью. По мере развития и соответствующего воспитания в детях последовательно развивались качества соучастия в событиях и делах семьи, бескорыстия и самоотверженности. Таким образом ребёнок учился нравственной и духовной  жизни у родителей, у братьев и сестёр. Таким непростым образом в нём формировались способности к самоотверженности и любви. Сначала к ближнему, а потом и к дальнему. Одновременно ребёнок проникался любовью к Богу, к  Божественной Истине.

Характерно, что многодетность ни в коей мере не влияет отрицательно на интеллектуальное развитие ребёнка. Педагогам известно, что великий русский учёный Менделеев был 17-ым ребёнком в семье.

Сегодня следует обратить внимание на многопоколенность семьи, которая была обеспечена укладом жизни в прошлом и активно разрушается сейчас. При живых и преуспевающих детях родители почему-то оказываются в домах престарелых! Этот негодный опыт отделения и разделения поколений нужно всячески осуждать и искоренять. Наши родители должны жить в семьях и передавать свой бесценный социальный и духовный опыт свои детям и внукам до последнего дня своей жизни. А детей и внуков мы должны воспитывать и учить, как принимать и использовать такой опыт, быть благодарным своим предкам за любой опыт и любую судьбу.

Что касается дородового периода, то этот период является самым  важным в формировании духовного, нравственного и интеллектуального развития. И ему должно быть уделено большее внимание в нашем обществе с сегодняшнего дня. Многое из полезного роженице, будущим детям в этой связи родители могут почерпнуть самостоятельно из исследований историков. А можно обратиться к нашим разработкам и методическим пособиям (например, Шуринов А.С. Семейно-родовая культура. Истоки  научного  подхода.                                                                Программы образования. Концепция   развития. М.: ООО «Лаватера», 2006).

Безусловно, русский исторический опыт воспитания и образования имеет очень важное значение сейчас. Но не менее важен общий отеческий опыт исторического развития России. В этом опыте имеются такие духовные победы и свершения, о которых мы не имеем права забывать. К ним, прежде всего, следует отнести духовный, социальный и военный опыт самоотверженной защиты Отечества в 1812 году. Сегодня накануне 200-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года мы должны дать отпор тем силам, которые своим действием или умышленным бездействием способствуют поруганию Бородинского поля – Поля Русской Славы.

Мы обращаем внимание Всемирного Русского Народного Собора на необходимость сказать своё твёрдое нет его коттеджной застройке, его фактическому и духовному поруганию. Учитывая важность данного вопроса, Собору необходимо поставить на контроль расследование данного преступления всех его прямых и косвенных участников. Требовать отстранения участников данной трагедии от административной работы, привлечения их к уголовной и иной ответственности.  Отношение Всемирного Русского Народного Собора к этой теме будет показательным и свидетельствовать о его действительной позиции.

Следует тут сказать, что Региональной Общественной Организацией «Бородино-2012» под руководством президента Г.П. Сальникова 15 мая сего года был проведён Крестный ход на Бородинском поле, что встречено доброжелательно всеми общественными организациями и патриотами. Дальнейшая работа в этом ключе будет продолжена.

В части умышленного искажения истории нашими современными западными недругами и завистниками следует выделить их безусловное влияние на наши патриотические музеи. Известно, что в Государственном Историческом Музее в прошлом году проводилась выставка «Наполеон и Лувр», которую некоторые посетители справедливо называли выставкой людоеда. Музей-панорама «Бородинская битва» пошла ещё дальше и выставила памятник Наполеону (привезённый ещё в 1812 году в Москву и хранившийся  почти два века в подвалах) в фойе музея. В 2005 году там праздновался день 200-летия вручения Наполеону императорских регалий.

    Действительно, отношение к этой фигуре претерпевает некий пересмотр под влиянием администрации музеев и их учёных советов, где нашли удобное тёплое место лживые историки и псевдопатриоты. К уничтожителю Московского Кремля, грабителю и международному преступнику не может быть иного отношения, как, например, к Гитлеру.  Их преступления не имеют сроков  давности. И наши музеи должны каждый день и каждый час напоминать своим посетителям об этом.

Совершенно недопустимо ставить памятники нашим врагам и врагам всего человечества. Это тоже преступление перед памятью потомков, наших детей и внуков. Было бы правильным от лица Всемирного Русского Народного Собора указать нашим музейным работникам – двурушникам и приспособленцам – на это печальное свидетельство их фактического предательства.

Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, член Совета РОО «Бородино-2012», директор историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры «Родовая  семья» имени Л.М. Савёлова Александр Сергеевич Шуринов