Творческая площадка «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи» (Часть 3)

КОРОЛЕВ А.Е. — слушатель Академии гражданской защиты МЧС Российской Федерации,  майор медицинской службы.

«Роль высоких морально-духовных качеств молодых людей – сотрудников МЧС России при деятельности в экстремальных условиях, связанных с риском»

Особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС России заключаются в том, что приходится работать и выполнять поставленные задачи в неблагоприятных экстремальных условиях, которые, зачастую, связаны с риском. Гибель и увечья людей, разрушение жилых домов, предприятий, мостов, тушение бытовых и лесных пожаров оказывают угнетающее воздействие на психическую сферу не только людей, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, но и спасателей.

Опасность, колоссальное физическое и психо-эмоциональное напряжение, неизвестность и случайность – это дополнительные помехи и обстоятельства, которые дезорганизуют психику спасателей.

Анализ опыта действий спасателей во время ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера выявил необходимость знаний и особенностей поведения спасателей в экстремальных условиях (в том числе и условиях, связанных с риском для здоровья и жизни), знание особенностей функционирования их психики, а также  профилактику психических нарушений.

Поведение спасателей при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации во многом зависит от уровня их научного представления о психических процессах, таких как ощущение, восприятие, память и мышление. Именно они выступают в качестве регуляторов поведения спасателей, как в обыденной обстановке, так и в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций. На их основе осуществляется формирование знаний, умений, навыков и убеждений.

Сотрудники МЧС России должны быть готовы к выполнению задач в экстремальных условиях, связанных с риском, не только физически, но и психологически. С этой целью при организации учебного процесса  большое внимание уделяется не только общей и специальной физической подготовке, но и подготовке психологической. Широко используются методики  психологического и  профессионального отбора специалистов МЧС России, разработанные и активно применяемые Центром экстренной психологической помощи МЧС России. Кроме того, используются методики, направленные на совершенствование практических навыков саморегуляции, помогающие  спасателю противостоять действию стрессовых факторов и приводящие в конечном итоге к совершенствованию   стрессоустойчивости.

Очень важную роль в формировании высоких морально-психологических, духовных качеств играет всестороннее воспитание  молодых сотрудников. Воспитательным регулятором нравственного поведения, повышающим морально-духовные принципы сотрудников системы МЧС России, нравственным  законом, в соответствии с которым организуют свою деятельность сотрудники МЧС России, является «Кодекс чести сотрудника системы МЧС России» (приказ МЧС от 06.03.06 г. № 136).

Кодекс чести наиболее точно характеризует моральные и духовные аспекты, правила поведения  наших сотрудников системы МЧС России.

Высокий профессионализм, личное достоинство, порядочность, заслуженное делами доброе имя, признание высокой репутации дают сотруднику системы МЧС России право на доверие и поддержку граждан Российской Федерации.

Согласно «Кодексу чести» в военной службе, работе и повседневной жизни сотрудники МЧС России должны:

— быть требовательными к себе, принципиальными, правдивыми, беспристрастными  в решениях;

— быть постоянно готовыми  бескорыстно придти на помощь к тем, кто в ней нуждается, и никогда не использовать беспомощность пострадавших в корыстных целях, не принимать подношения за действия в качестве должностного лица, не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям и бороться с ними, как подрывающими авторитет сотрудников системы МЧС России в глазах общественности;

— быть мужественными и смелыми, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей;

— постоянно совершенствовать свою квалификацию,  профессиональную подготовку, стремиться быть всесторонне развитыми, высокообразованными в своей деятельности;

— всегда проявлять профессиональный такт и уважение к гражданам при исполнении должностных обязанностей и в повседневной жизни, помнить, что это непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета МЧС России в целом;

— считать своим моральным долгом высокую дисциплинированность, исполнительность и организованность;

— хранить и приумножать лучшие традиции МЧС России: патриотизм, верность служебному долгу, товарищество, взаимовыручку, мужество, бескорыстие, благородство, самопожертвование, внимание к людскому горю, профессионализм, особый командный дух к корпоративной культуре МЧС России;

— гордиться своей профессией, достойно носить высокое звание сотрудника системы МЧС России, спасателя!

Реализация мероприятий реформирования  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий связана с возрастанием психологических нагрузок на все категории сотрудников МЧС России. Этим обусловлены повышенные требования к качеству и эффективности воспитательной работы, а также внедрение в процесс обучения психологических тренингов и занятий.

Система воспитания молодых людей, сотрудников МЧС России, это единый, целостный, непрерывный процесс, основной целью которого является формирование и развитие у них  высоких морально-духовных качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных перед МЧС России задач.

Достижение данной цели осуществляется решением задач на разных уровнях организационно-штатной структуры нашего Министерства. Среди них:

— формирование верности Военной присяге, готовность к беспрекословному выполнению приказов старшего начальника, а также ответственность за отданный приказ перед подчиненными, развитие чувства долга, чести,  гордости за профессию, службу и работу в системе МЧС России;

— развитие стремления к повышению профессионального мастерства, мотивации к самосовершенствованию, повышению уровня педагогической культуры руководящего состава, личной ответственности за выполнение функциональных обязанностей, обучение и воспитание молодых сотрудников, заботливое и уважительное отношение к подчиненным, командирам, развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, воспитание уважительного отношения к товариществу.

Для успешного проведения воспитательной работы в системе МЧС России, повышения ее качества активно используется:

— детальное и последовательное изучение специалистами-психологами морально-психологического состояния спасателей;

— повседневное наблюдение, выявление и предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях среди молодых сотрудников;

— взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями в целях укрепления дисциплины и правопорядка, эффективного решения конкретных социальных проблем спасателей и членов их семей;

— эффективное научно-методическое сопровождение функционирования и развития системы воспитания;

— использование в процессе воспитательной работы новых образцов и систем технических средств обучения и воспитания.

К основным видам и направлениям воспитания молодых сотрудников в системе МЧС России относятся: государственно-патриотическое, нравственное, правовое, экономическое, воинское и физическое воспитание.

Государственно- патриотическое воспитание подразумевает оказание воздействия на молодых людей в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина, патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ нашего общества, подготовленного к успешному выполнению обязанностей, связанных с обеспечением всесторонней защиты и безопасности личности, общества и государства.

Основной целью государственно-патриотического воспитания является формирование активной гражданской позиции личности, позволяющей эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; приобщение личного состава к системе культурных ценностей, истории и традиции Отечества, МЧС России, формирование  потребности в их изучении и приумножении; совершенствование интернационального воспитания.

Нравственное воспитание – оказание воздействия на сознание, чувства и волю спасателей с целью формирования у них высоких морально-духовных качеств.

Основными целями нравственного воспитания являются: разъяснение спасателям требований государства к их профессиональному и нравственному облику, социальной значимости их работы; стимулирование потребности к моральному самосовершенствованию, стремления к положительному  нравственному идеалу; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности, в процессе которой предотвращаются негативные действия и поступки, формируются высоконравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть.

Правовое воспитание – формирование у спасателей устойчивых правовых взглядов и представлений, правовой культуры, навыков правового поведения.

Основными целями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки спасателей по правовым вопросам; обобщение и распространение передового правового опыта; контроль за соблюдением дисциплины, законности, правопорядка и дисциплинарной практики, организация правовой защиты спасателей и членов их семей.

Экономическое воспитание – формирование у спасателей экономических знаний, навыков, умений, необходимых для успешного  выполнения функциональных обязанностей.

Основными целями экономического воспитания являются: формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности.

Воинское воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на военнослужащих — сотрудников МЧС России в целях подготовки к вооруженной защите Отечества.

Основными целями воинского воспитания являются: создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих, поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях); создание условий по обеспечению безопасности военной службы, обеспечение личной примерности должностных лиц в выполнении воинского долга, использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Значительное внимание в программе подготовки молодых людей, сотрудников МЧС России уделяется физической подготовке и физическому воспитанию. Данная работа проводится в целях совершенствования физической культуры спасателей, укрепления здоровья, формирования морально-волевых и психологических качеств, необходимых для выполнения профессиональных задач, привития любви к спорту, пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни.

Основными целями физического воспитания являются: организация плановой и физической подготовки различной категории сотрудников МЧС России; проведение спортивно-массовых мероприятий; создание атмосферы соперничества и стремление быть лучше, популяризация лучших спортивны достижений МЧС России. Внедрение в программу обучения и воспитания слушателей, курсантов и студентов  высших учебных заведений военно-прикладных видов спорта, таких как гимнастика, атлетическая подготовка, военно-прикладное плавание, лыжная подготовка, альпинизм, игровые виды спорта, рукопашный бой, способствуют развитию сплоченности коллектива в целом и воспитывают у молодых людей такие качества, как сила, смелость, ловкость, выносливость, упорство, решительность, воля.

Высокий уровень физической подготовленности молодых спасателей достигается интенсивными тренировками на занятиях по физической подготовке, разнообразием методических приемов по ее развитию, комбинированием силовых и игровых видов спорта, проведением соревнований и первенств.

Кратко подводя итог сказанному, еще раз хочу заострить внимание на том, что сотрудники МЧС России — спасатели, особенно молодые курсанты, выпускники нашего учебного заведения – это высоконравственные личности, с высоким уровнем подготовки, которые готовы в любой момент придти на помощь, в любое время, в любом месте, и выполнять поставленные задачи по предназначению.

Сегодня многотысячный высокопрофессиональный коллектив Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет свою благородную миссию не только в России, но и, по необходимости, в любых точках мира.

Высокие морально-духовные качества, такие как патриотизм, человеколюбие, честность, бескорыстие, готовность придти на помощь, дисциплинированность, доброта прививаются, воспитываются и закрепляются у молодых спасателей в процессе обучения.

Учебно-воспитательная работа в министерстве направлена в русло подготовки высококлассных специалистов с высоким чувством долга, ответственности, которые с гордостью несут почетное звание спасатель!

 

БАБЕШИН М.А. – слушатель Военного университета Министерства Обороны РФ, майор.

«Ратное служение Родине, готовность к самопожертвованию – высшее проявление патриотизма. Армия – школа мужества и воспитания»

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки у них активной жизненной позиции для повсеместного вовлечение в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования, прежде всего, у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

На крутых поворотах истории память народа всегда обращалась к героическому прошлому нашей Родины. Движение вперед невозможно без преемственности поколений, без учета многовековых традиций народа, воинства и государства. Сегодня повышенный интерес вызывает героическое прошлое Отечества – с его триумфами и трагедиями, блеском «викторий» и горечью поражений, лаврами славы и громом военных и морских побед.

Русская история, как никакая другая, богата героическими примерами ратной доблести, мужества, неустрашимости и силы русского духа. Военный героизм в истории России возник, рос и развивался под знаком вооруженной защиты Отечества. Свои разнообразные и столь ощутимые тяготы русский народ мог вынести лишь при условии соответствующего духовного напряжения. И это напряжение, величайшая жертвенность нации передавалась армии, возвышая и облагораживая тем моральным облик русских вооруженных сил. Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина – гражданина. Оно наполняет смыслом службу в Вооруженных Силах на благо Отечества.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно реализуют на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и в ходе несения караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Чувства патриотизма, долга воинов всегда были самым животворным источником силы армии и флота, их побед в многочисленных сражениях за защиту Отечества.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Самопожертвование представляет собой готовность жертвовать собой во имя общего блага; способность жить и умереть для других, поборов в себе личные интересы.

Выдающийся русский полководец и военный теоретик М.И.Драгомилов говорил: «Самопожертвование стоит выше всего. Оно освещает повиновение, оно злейшее иго делает благим, тягчайшее бремя легким; оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высокой любви по тому великому завету, в силу которого нельзя любить больше того, кто душу свою полагает за други своя».

Источниками самопожертвования являются любовь к своему Отечеству, готовность защищать его ценой своей жизни и осознание того, что рядом находятся товарищи, которые поддержат в трудную минуту, но и они, в свою очередь, нуждаются в поддержке и помощи. Русская армия традиционно отличалась внутренней спайкой, крепким сцеплением частей военного организма в одно целое. Солдат понимал, что его сила в силе коллектива, с которым он органически слит. Сознание органической связи со своей частью, подразделением, с «нашими» умножало стойкость русского солдата.

Традиционным качеством русского солдата являлась готовность к самопожертвованию ради спасения товарищей и успеха сражения. А ее высшим выражением стал принцип взаимной поддержки. Выдать «своих», не поддержать их в опасности хотя бы ценой собственной жизни для русского солдата было не только великим позором, но и органической невозможностью.

История российской армии богата примерами патриотизма и его высшего проявления – самопожертвования. Совершенствовалось оружие и боевая техника, соответственно претерпевали изменения тактика и стратегия. Но неизменным на протяжении веков оставались героизм русских войск, их стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге и воинскому долгу. Необходимо отметить, что несмотря на все потрясения и перемены, происходящие в нашем государстве, этих примеров не становится меньше. Вот лишь некоторые из них. В бою на одной из городских улиц Чечни была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушки и пулемет боевой машины. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, погибшего мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он так и остался на своем месте наводчика-оператора, дрался до последнего снаряда, до последнего патрона – боекомплект был весь израсходован.

…Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование подразделением взял на себя сержант Евгений Саркисов и продолжил выполнение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е.Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно привести множество. Ими наполнены дни опасной, но очень необходимой для сохранения целостности Родины военной службы.

Самоотверженный, жертвенный характер службы русского, российского воинства всегда подкреплялся всеобщей народной любовью и уважением к человеку в погонах, к армии как главному гаранту свободной и безопасной жизни. Такое отношение поддерживало моральный дух и помогало переносить величайшие испытания в годы войн и нашествий, тяготы и лишения военной службы в мирное время и солдату, и офицеру, и генералу.

Российский солдат заслужил справедливое признание своих выдающихся качеств не только у друзей, но и у врагов. Из века в век он успешно защищал свою Родину от вражеских нашествий. Из поколения в поколение, укрепляясь и множась, передавались традиции мужества, верности воинскому долгу, выносливости, взаимной выручки, исполнительности, готовности к самопожертвованию, всего того, что составляет неотъемлемые качества российского солдата.

Раскрывая высшие достоинства российского воина, необходимые ему для защиты Отечества, известный философ И.А.Ильин писал: «Русская армия исконно была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Армия невозможна без характера, патриотизма и жертвенности. Это и есть школа характера и государственно-патриотического служения. Ее лозунг – жить для России и умереть за Россию».

Исходя из задач, стоящих перед Вооруженными Силами страны, патриотизм у военнослужащих должен проявляться намного чаще, чем у остального населения, а качества, составляющие основу их готовности к самопожертвованию, развиты сильнее. Однако здесь заключается одна из основных проблем, суть которой состоит в том, что люди, приходящие для службы в армию, не всегда отвечают данным требованиям. Подобная проблема существовала во все времена, но на современном этапе, учитывая те изменения, которые происходят в обществе, она приобрела большую актуальность. Для ее решения на всем протяжении исторического развития вооруженных сил создавались структуры, организовывалась повседневная жизнедеятельность, способствующая формированию и  развитию патриотизма, то есть проводилась систематическая воспитательная работа, направленная на актуализацию качеств, необходимых военнослужащему для выполнения воинского долга.

Вот как характеризовал эту деятельность в начале ХХ века полковник Генерального штаба М.С.Галкин: «Армия – это дуб, защищающий Родину от бурь. Он распространил свои корни по всей стране и всасывает ими народные соки, этот дуб живет нацией, которую, в свою очередь, оберегает. Армия и нация подобны дереву и почве, первая прикрывает, вторая питает. Армия – это громадный резервуар, куда собираются на время живые воды страны… Надо найти средство превратить его в фильтр, который бы нес очистительную работу. Надо добиться того, чтобы народ, окунувшись в военную службу, вышел оттуда стальным, войдя туда железным». Именно на данное направление в воспитании воина обращали внимание многие известные русские и российские полководцы и флотоводцы, ведь от того, способен ли будет отдельный солдат на совершение подвига ценой своей жизни, может зависеть исход целого сражения.

Начиная с эпохи Петра I, когда с образованием регулярной армии в России начал формироваться офицерский корпус, воспитание личного состава армии и флота основывалось на положении, что русский солдат и матрос служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

Полковник граф Воронцов в «Инструкции ротным командирам», составленной в 1774 году, указывал, что ротные командиры должны неустанно внушать своим подчиненным, что беспокойное, трудное и опасное положение солдата сравнительно с другими людьми «отличается от них неоспоримой честью и славою, ибо воин превозмогает труды часто несносные и, не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, защищает их от врагов, обороняет Отечество…».

Основу воспитательной системы А.В.Суворова составляли военно-профессиональное воспитание и нравственное воспитание. Задачами военно-профессионального воспитания являлись: формирование у воинов бодрости, смелости, надежности, храбрости, твердости, решительности и дисциплины; задачи нравственного воспитания: выработка и развитие правдивости, благочестия, верноподданнических чувств. Целью воспитательного  процесса великий полководец считал привитие таких качеств, чтобы «всякой при всяком случае» был «бодр, смел, мужествен и на себя надежен».

Герой Крымской войны адмирал П.С.Нахимов во время обороны Севастополя приходил на бастионы, умышленно или нечаянно останавливался для отдачи указаний и расспросов на самых открытых и опасных местах. Результат выходил тот, что делая это ежедневно в продолжение нескольких месяцев, адмирал вселял убеждение, что жертвовать собой ради долга – дело самое простое, обыденное, и, вместе с тем, в каждом являлась какая-то уверенность в своей собственной неуязвимости… «Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший», — говорил адмирал.

Генерал М.Д.Скобелев стремился к «воспитанию всех частей, от роты, эскадрона, батареи до дивизии и артиллерийской бригады в духе неразрывной связи, уважения друг к другу и готовности в решительные минуты всем пожертвовать для товарищей».

Усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная, богатая традициями национальная школа воинского воспитания. Характерными ее особенностями были патриотизм, гуманность, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие нравственные качества, без которых не мыслится настоящий, самоотверженный защитник Отечества. Эти лучшие традиции воинского воспитания не утратили своей значимости по сегодняшний день.

Современный процесс воспитания военнослужащих осуществляется на основе нравственных многовековых устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. Сам процесс воспитания военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц  Вооруженных Сил всех степеней.

Одним из основных направлений воспитания современного российского солдата является государственно-патриотическое и воинское воспитание, элементами которых являются: формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных концессий; совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации, беззаветная преданность и горячая  любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови, непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность, верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою, любовь к родной армии и флоту, к своей чести, верность Боевому Знамени, постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышение воинских знаний, войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

Таким образом, опираясь на историю Российского Государства и его вооруженных сил, необходимо отметить, что патриотизм – это неотъемлемая черта русского характера, которая формировалась и закалялась в противостоянии с иноземными завоевателями. Армия, выполняя функции по вооруженной защите Отечества, призывала под свои знамена людей, у которых эта черта развита сильнее, чем у остальных граждан. Не случайно именно в периоды противостояния с врагом проявлялся героизм русского воинства. Во все времена защитники Отечества всегда пользовались неизменной любовью народа, а профессия воина считалась трудной, опасной и благородной. Именно служба в армии давала возможность проявить и доказать своими поступками любовь к Родине, даже ценой собственной жизни. Русский воин и в Древней Руси, и в современной Российской Федерации не задумываясь, жертвовал собой ради процветания Отечества, ради жизни потомков. Армия, в свою очередь, помогала формировать ему качества гражданина – патриота, способного выполнять свой воинский долг. Она во все времена считалась основной школой мужества и воспитания. Даже сегодня, несмотря на сложный период в истории страны, человек, прошедший военную подготовку, в обществе считается более подготовленным к жизни, прошедшим этап возмужания, способным защитить себя и окружающих. Поэтому, наряду с другими институтами государства и общества, необходимо использовать Вооруженные Силы России для формирования любящих свою Родину, ответственных за ее судьбу граждан.

 

СУХОРУКОВ В.С. – полковник в отставке, кандидат философских наук.

«Героизм Российской Армии и Флота – неисчерпаемый источник для военно-патриотического воспитания»

«Где раз поднят русский флаг, там он  уже  спускаться  не  должен».

Николай I, 1850 г.

Значительную часть идеологической работы в современном российском обществе на государственном уровне должно составлять героико-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах подвигов и героизма старших поколений. Именно это направление должно стать стержневой основой подготовки молодежи к достойному выполнению своего священного долга по защите Отечества, формирования у молодежи высоких качеств Патриота и Гражданина  России.

Многовековая история нашего государства богата многочисленными примерами мужества, героизма и подвигов его граждан, совершенными в лихие годы тяжелых испытаний в боях за независимость, свободу и суверенитет нашей Родины.

Ни одна страна не имеет такого количества Героев Отечества, какое имеет Россия. Так, орденом Святого Георгия было награждено более семи тысяч человек, солдатским Георгиевским крестом – более полутора миллионов человек. Высшего знака отличия за личный героизм и подвиги – звания Героя Советского Союза удостоено двенадцать тысяч семьсот пятьдесят человек, звания Героя Российской Федерации – около девятисот человек.

Говоря о воспитании героизма, на мой взгляд, следует привести слова отставного гвардии поручика Михаила Яковлевича Говорухо-Отрока, одного из лидеров русского православно-патриотического движения ХХ века, сказанные им на заседании Государственного совета 6 марта 1913 г. Анализируя школьный учебник по литературе тех лет, он с большой тревогой и горечью отмечал: «Здесь нет ни одного слова ни об Ослябе, ни о Пересвете,  ни о Суворове, ни о Нахимове. Их в этом учебнике совсем нет». Это замечание курского патриота, весьма красноречиво, и говорит само за себя – ведь не секрет, что рассказы о национальных героях составляют фундамент начального  патриотического воспитания, и игнорирование этого пантеона героев всегда свидетельствовало о болезненном состоянии общества. Без «маяков» (так в советское время определяли национальных героев во всевозможных методических пособиях по истории), без святых, бывших деятельными участниками и творцами истории родного государства, без героев – общество теряет традиционную преемственность авторитетов, а на обломках иерархии вырастает великая смута. «…Без них не может существовать великий русский народ, без них погибнет и развалится та великая страна, которую мы до сих пор называем Россия…», — говорил  дальше М.Я.Говорухо-Отрок.

В свое время Императору Николаю I принадлежали такие слова: «В моей Империи должны бодрствовать: священник, доктор и Я». В словах «…и Я» царь подразумевал  армию с ее верховным вождем, то есть, офицером, так как государь – был первым офицером русской армии. Но первое место в этой короткой фразе было определено священнику.

За всю историю существования российской армии и флота, начиная с иноков Ослябя и Пересвета, духовные пастыри всегда показывали образец достойного служения Отечеству. Так, например, со дня утверждения военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия и до революции (1769-1917 г.г.) и отцами церкви совершено огромное количество героических подвигов, а четыреста из них были награждены наперстными крестами на Георгиевской ленте. Этот крест являлся одной из самых высокой наградой для лиц духовного звания, поскольку награждали им только за отличие под огнем неприятеля и его мог получить любой священнослужитель, вне зависимости от полученных ранее духовных или светских наград. Крест на георгиевской ленте жаловался только Государем Императором по согласованию со Священным Синодом и выдавался из Кабинета Его Величества.

Первыми из награжденных священников были: Кучинский Трафим, Якубович Семион, Сушинский Лаврентий, Лукашевич Кондрат, Ящуринский Иоанн.

Самое большое количество священников, награжденных наперстными крестами было в первую мировую войну. За годы войны четырнадцать  героев-пастырей были награждены орденом Св. Георгия 4 степени, 204 – наперстными крестами на Георгиевской ленте. Ранено и контужено в русско-японскую войну было 10 священников, а в первую мировую войну – 400. В плен попали – 100 священников, а это значит, что все они находились на передовой.

Вот лишь некоторые фамилии героев-священников того времени: Васильковский Василий, Каминский Иова, Тулупов Евтихий, Пятибоков Иоанн, Смирнов Павел, Соколовский Сергей, Шпичек Василий.

Хотелось бы привести некоторые примеры героизма священников в различные годы тяжелых для России испытаний.

При штурме Измаила в Полоцком пехотном полку погиб командир, были ранены многие офицеры, атака захлебнулась. Тогда впереди полковой колонны встал священник Трофим Кучинский и с крестом в руке повел солдат на штурм. Полк свою задачу выполнил. Он одним из первых получил золотой наперстный крест на Георгиевской ленте.

Священник Щербаковский в сражении под Ялу 18 апреля 1904 года после того, как погибли все командиры, с крестом в руках, в полном облачении поднял в атаку остатки полка, которые отбили сопку и дали возможность остальным частям выйти из окружения. Израненный, он не покинул поля боя и был взят в плен. Японцы, узнавшие о его подвиге, с почестями вернули его на родину.

Военное духовенство всегда с достоинством и честью выполняли свой пастырский долг. Генерал Брусилов, вспоминая о тяжелых днях русской армии в 1915 г., писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры – полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением. Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись со своей  паствой».

Священник Евтихий Тулупов за стойкость и мужество в первую мировую войну был награжден орденом Анны 3 степени с мечами и бантом и представлен к ордену Святого Георгия 4 степени.

В годы Великой Отечественной войны священники также принимали самое активное участие в боях, проявляя при этом стойкость и героизм. На оккупированной территории они помогали партизанам и подпольщикам. Многие из них были награждены боевыми орденами и медалями, в их числе патриарх Алексий I.

Героические усилия по возрождению утраченных нравственных традиций предпринимает церковь в настоящее время. Это выражается в прямых контактах с военнослужащими, в восстановлении старых и строительстве новых храмов на территории военных городков, в освящении боевой техники и других пасторских дел, что находит положительный отклик у большинства личного состава, армии и флота.

Хотелось бы также сказать о еще одной важной проблеме сегодняшнего дня — о необходимости соблюдения бдительности по отношению наших идеологических противников и совместными усилиями поддерживать у личного состава армии и флота, других силовых структур высокую  духовную стойкость. Потому, что, говоря четверостишьем, —

Все испытав, мы знаем с вами, что в дни психических атак,
Сердца не занятые нами немедленно займет наш враг.
Займет, сводя все те же счеты, займет все также нас разя,
Сердца и головы – высоты, которых отдавать нельзя!

Еще мне хочется поделиться с вами — участниками Собора одним предложением и заручиться вашей поддержкой. В процессе работы над темой о преемственности традиции героизма российской армии и флота мы с моим внуком – ныне офицером российской армии пришли к следующему заключению. На территории Российской Федерации, многих стран Ближнего и Дальнего Зарубежья воздвигнуты многочисленные памятники, прославляющие героизм конкретных воинов. Но до сих пор нет единого памятника Героизму. Мы полагаем, что настало время создать этот собирательный образ Героизма солдата российской армии и флота и ее духовных пастырей и увековечить его в памятнике. Я уже имел беседу по этому вопросу в Союзе художников, получил там одобрение и даже некоторые советы и рекомендации. Считаю, что при совместном действии Русской Православной Церкви и Министерства обороны Российской Федерации при поддержке средств массовой информации, эта идея может реально осуществиться. Мною в адреса Президента России, Патриарха Московского и всея Руси и мэра Москвы направлены соответствующие обращения с просьбой о рассмотрении данного предложения и хочу вас проинформировать о положительной реакции на него мэра г.Москвы.

Заканчивая свое выступление, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что  Патриотизм, Героизм и Отечество – это не абстрактные понятия, их носителями являются живые люди, их дела во благо Родины. Это мы с вами.

И очень хотелось бы донести до сердец молодых людей, сидящих в этом зале, веками выкованные в боях за честь и независимость нашей с вами Отчизны, боевые и другие жизненные традиции георгиевских кавалеров, без уважения к которым разговор о патриотизме просто теряет смысл:

Этими Боевыми традициями являются:

— Без колебаний идти в бой, не дрогнув перед опасностью и смертью. Д.Дохтуров с радостью, совершенно больной, несется защищать Смоленск, говоря: «Лучше умирать в поле, чем в постели»…

— Воевать достойно и достойно умирать. Генералу Кульневу в сражении ядро оторвало обе ноги; он упал и сорвал с шеи свой крест Святого Георгия,  бросил окружившим его, сказав им: «Возьмите! Пусть неприятель когда найдет труп мой, примет его за труп простого солдата, и не тщеславится убитием русского генерала».

— Установка на бой и победу в бою; не бежать от врага, а искать его. Екатерина II писала П.Румянцеву в ответ на его донесение о превосходстве турок: «Римляне никогда не считали врагов, а только спрашивали, — где они?». И результатом этой мысли явилась победа 17 тысячной русской армии над 150 тысячной турок.

— Необыкновенное благородство, умение подавить в себе честолюбие в минуты опасности для Родины.

— Частная инициатива, стремление к взаимной поддержке в бою.

— Верность присяге, отсутствие всякой мысли об измене, плене.  Достойный пример поведения майора Юрлова, начальника инвалидной команды, которого Пугачев хотел переманить на свою сторону, а за категорический отказ — повесил его.

— Отсутствие боязни перед вышестоящим начальником. Князь Голицын, после двух неудачных попыток штурма крепости неприятеля, получил приказание Государя немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра слетит с плеч, не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще послужит службу, и третьим приступом взял крепость.

— «Достоинства военные суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала…», — говорил Суворов.

— Бога бояться и царя чтити, любить ближнего не словом или языком, а делом и истиною, повиноваться наставникам, покоряться властям и быть готовым на всякое доброе дело.

— Служить честно Отечеству, а не прислуживать кому бы то ни было. Верность своему слову. Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства – пороки, подрывающие веру в правдивость офицера и не могут быть терпимы.

— Мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и  жизни. Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру, он должен мужественно преодолевать препятствия и твердо держаться выработанных убеждений, чтобы всякий видел в нем человека, на которого можно рассчитывать.

— Самоотречение. Повиновение законам и дисциплина должны доходить до самоотречения, в ком нет такого повиновения, тот не достоин не только звания офицера, но и вообще звания военного.

— Разборчивость в выборе друзей, знакомых, определении круга общения. Офицер должен посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы, и помнить, что на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания и всего офицерского корпуса.

— Преданность военной форме. Офицеры носили форму на службе, вне службы, дома, в отпуске, что было непрестанным напоминанием офицеру, что он всегда находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии, и это свидетельствовало о том, что он всегда был готов обнаружить это оружие для чести и славы Родины.

— Публичная вежливость. В ресторане, при входе старшего в чине, полагалось просить разрешения продолжать сидеть за столом; в театрах требовалось стоять во время антрактов; в присутствии старшего воспрещалось курить без специального разрешения, при встрече на улице с генералами, начиная с командира, офицера (пеший или конный) становился во фронт, нарушая движение пешеходов и экипажей.

— Отеческая заботливость о солдате: «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям» (Петр I); «Слуга Царю, отец солдатам» (А.С.Пушкин).

— Забота о пристойности брака. Нельзя было жениться, не испросив разрешение командира полка и согласия общества офицеров полка. А это разрешение и согласие давалось по рассмотрении вопроса о пристойности брака.

— Офицеры обязаны вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству. (Правила, которые всегда соблюдались: офицер не имел права ходить в трактиры и рестораны 2 и 3 классов, занимать места в театрах далее 5 ряда кресел; требовалось, чтобы офицер не скупился на чаевые; к знакомым офицер обязан был приехать в пролетке, но не идти пешком и т.п.).

Эти традиции воспитывались не только лекциями военно-учебных заведений, но и всем укладом жизни воинских частей. Разумеется, соблюдение этих традиций зависело от старших начальников, от их личного примера.

Думаю, что эти традиции должны быть возрождены и стать непреложной нормой поведения солдата, офицера, генерала любого ранга в мирной жизни и в боевой обстановке.

 

КОВАЛЬ Г.И. – воспитатель 2-ого  Московского кадетского корпуса.

Я являюсь воспитателем Второго Московского кадетского корпуса. У меня 20 мальчишек. Трудные ребята, но все они очень хорошие. Хочу вам прочесть лишь одно стихотворение, написанное мною. Очень надеюсь, что оно отразит не только мои отношения и переживания к России, но и вызовут такие же чувства у всех сидящих в этом зале. Еще очень хотелось бы, чтобы этими переживаниями были проникнуты и руководители нашей необъятной Родины.

Отечество мое, прекрасная Россия.
Твои просторы, небо, берега.
Все это ты и мощь твоя, и сила.
Навек в моей душе и сердцу дорога.

Отечество мое, любимая Россия.
Куда б меня ни кинула судьба,
Тебе отдам всю жизнь свою и силы,
Какой бы трудной ни была борьба.

Отечество мое, свободная Россия.
В веках ты побеждала всех врагов.
Теперь найди в себе такую силу,
Сплотить людей своих на войны без окоп.

Отечество мое, великая Россия.
Люби своих детей везде, всегда
Своим умом, надежностью и силой
Они поднимут твою честь как никогда.

Отечество мое, ты — православная Россия!

 

СЮНЬКОВ В.Я. — Заслуженный учитель России, вице-президент МАНЭБ, председатель  научно-методического Совета по безопасности жизнедеятельности Департамента образования г.Москвы,  директор Центра НМиОО БЖД Московского Института Открытого Образования, кандидат педагогических наук.

«Роль и место формирующейся образовательной области «Культура безопасной жизнедеятельности» в комплексном решении задач формирования патриотизма и других духовных убеждений молодёжи»

Вызывает несомненное всеобщее одобрение инициатива Президиума ВРНС по проведению данного форума со столь актуальной темой в начале 2008 года, определённого руководством страны и встреченного с одобрением  его Святейшеством, Главой Русской Православной Церкви Алексием II, как года семьи, а значит и молодёжи.

Обращает на себя внимание и не может не вызывать всеобщей поддержки, подчеркнутое в последнее время единство подхода государственной власти и Православной церкви к возрождению духовной культуры и формированию высоких духовно-нравственных качеств народов России.

Наиболее показательным примером этого единства явилось освящение главного Собора Валдайского Иверского  мужского монастыря 12 января 2008 года, в котором принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Его участие в восстановлении  монастыря высоко оценил  Патриарх Алексий II, назвав  это «подвигом» в возрождении корней культуры народов России, и выразив такими словами: «Думаю, века будут помнить Ваш подвиг  возрождения этой святыни».

Еще одним свидетельством духовного возрождения России является сегодня и многогранная деятельность ВРНС, повышение его роли в обществе, обретение им реального международного статуса, что подтверждается и проходящим ныне ХII Собором, участниками которого мы с вами имеем высокую честь быть.

Как представитель одной из самых гуманных и почитаемых на Руси профессий учителя, хочу вам доложить, что вопросы  формирования высоких морально-нравственных убеждений подрастающего поколения на основе многовековых лучших российских традиций, а также вопросы современных острых проблем демографии, при решающей роли в их разрешении молодёжи и семьи, находятся сегодня в центре внимания всей системы  московского образования. Помимо литературы, истории, обществоведения и других учебных дисциплин, одними из актуальных школьных предметов, направленными на воспитание у молодых людей высоких  духовных черт, являются в настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ).

Обращаюсь к сидящим в этом зале молодым людям. Очень хотелось, чтобы вы — наше будущее, значительно повысили внимание к данному направлению обучения и воспитания, так как оно должно играть более важную роль и значимость в духовном  и социальном ориентировании российского образования в целом.

Российское образование в современном восприятии, с учетом тех  кардинальных изменений в политике, экономике и духовной сфере, которые вносит сегодня руководство страны в жизнь общества, на наш взгляд,  призвано стать: духовно ориентирующим нашу молодежь, прежде всего, на Любовь к Родине и на беззаветное служение ей; интеллектуально и творчески  развивающим  молодое поколение; социально-направляющим в подготовке молодёжи к деятельности в обществе; жизнезащищающим и здоровьесберегающим в ходе обучения и освоения этих принципов для применения в последующей жизни; активизирующим к нравственно обоснованной, лично и общественно созидательной и безопасной для Человека и Природы  жизнедеятельности; использующим  и готовящим молодёжь к применению наиболее передовых, перспективных, научно и экономически  обоснованных сегодня и в будущем технологий; воспитывающим  и готовящим молодежь к сознательному выполнению конституционного долга по защите интересов государства, его целостности; обучающим мерам предупреждения экстремальных и чрезвычайных ситуаций различного характера и защите от воздействия их поражающих факторов.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» по Постановлению Правительства РСФСР введен Министерством образования еще в 1991 году. В последующие годы в Москве  были разработаны и изданы программа, концепция, комплекты учебников и основные методические материалы для преподавателей, учащихся, рекомендации родителям. Однако в настоящее время объем данного предмета уже отстает от требований времени. Сегодня, в соответствии с разработанной Концепцией, предлагается расширить его до цельной образовательной области «Культура безопасной жизнедеятельности». 

Актуальность совершенствования обучения и воспитания школьников в данной области определяется сегодня, прежде всего, практической  необходимостью, связанной с прогрессирующим масштабом  внутренних угроз для жизни и здоровья гражданам страны и, что самое страшное — детям. Данные угрозы можно просмотреть через призму определенных показателей, характеризующих демографическую ситуацию  в стране и позволяющих определенным образом определить их влияние на моральное состояние общества в целом и каждого человека, в отдельности. По основным, далеко неполным, данным такие показатели ежегодно выражаются в следующих цифрах: гибель людей от организованной, уличной и бытовой преступности – до 60 тысяч человек; сотни тысяч  граждан России погибают и преждевременно умирают от употребления наркотиков, число наркоманов по последним данным превышает 6 млн. человек, среди которых 2 млн. приходится на подростковый и молодой возраст; смерть от наркотиков и связанных с ними тяжелых  последствиях составляет до 100 тысяч человек; не менее 50 тысяч жизней уносят курение и злоупотребление алкогольными напитками (в России курит около 60% населения, среди которых недопустимо много детей и молодёжи, при этом преждевременная смертность по этой причине составляет до 300 тысяч человек); незнание и несоблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах водителями транспортных средств и пешеходами ежегодно приводит к гибели 35 — 40 тысяч человек и сотням тысяч травмированных;  гибель людей на пожарах – до 20 тысяч человек, на водоёмах – до 15 тысяч человек; от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях гибнет 5-7 тыс. человек.. В приведенных показателях на детей и подростков приходится до 5-7%. К этим показателям необходимо добавить ещё устрашающие  цифры гибели молодых людей  от суицидов, а также прогрессирующий масштаб сексуальной эксплуатации детей и продажи их в рабство. Это также приводит к крайнему обострению демографических проблем, находящих свое  отражение в недостаточной для прогрессивного воспроизводства нации рождаемости и большой, в том числе, по обозначенным мною, причинам  смертности граждан.

Поэтому, предлагаемая нами программа «Культура безопасности жизнедеятельности»  предусматривает, прежде всего, обучение и воспитание детей по недопущению и исключению из правил поведения и жизни людей таких негативных явлений и вредных привычек, как наркомания, токсикомания, курение, употребление спиртных напитков, грубость и жестокость в обращении друг с другом, а также — безопасному поведению людей в условиях техногенных катастроф, природных стихийных бедствий, других опасностей на улицах и дорогах городов и др., определяет источники возникновения таких ситуаций и предлагает пути их предупреждения и недопущения. А это, в свою очередь, упирается в фактор восприятия данных явлений Человеком, соответствия его внутренних убеждений о необходимости позитивного разрешения опасных реалий современной жизни, глубокого понимания, что в большинстве случаев их создает именно человек.

Другим важнейшим направлением предлагаемой Программы является изучение вопросов обороны государства  и основ военной службы, как базовой основы для патриотического воспитания детей и подростков, чему и посвящена сегодня наша Площадка. К глубокому сожалению, в отличие от прошлого, эти вопросы до последнего времени оставались на второстепенном плане, да и сейчас продолжают оставаться в тени.

Готовить юношу к защите Родины, когда в обществе бытует антиармейская риторика, когда родители стыдятся, что не смогли «откосить» сына от армии и гордятся тем, что смогли это сделать, когда размыты понятия Долг, Честь, Защитник, Воин и др., поверьте, очень тяжело. Но проблема стоит и ее нужно решать всем обществом, начиная от семьи и заканчивая Президентом страны. Немалая роль здесь принадлежит школе. И опыт этой работы у нас огромен. Достаточно вспомнить военно-патриотические игры «Зарница», «Орленок», «Пост № 1», сдача норм ВСК, военно-спортивные лагеря, военно-шефскую работу с созданием клубов юных десантников, юных танкистов, юных пограничников, юных моряков и т.д. Возродить это, при желании и поддержке власти, не составит большого труда, а эффект будет огромен.

Необходимо отметить, что воспитание у школьников высоких духовно-нравственных качеств невозможно осуществлять только в рамках изучения программы одного предмета. Это формируется набором всего комплекса мер, проводимых школой, совместно  и неразрывно с семей, шефскими организациями, в том числе воинскими, общественными и, в первую очередь, ветеранскими организациями, Русской Православной Церковью и др. Не вызывает сомнения, что в школьной практике положительных результатов воспитания можно достичь лишь тогда, когда деятельность всех этих структур объединены едиными целью, задачами, программой, формами и методами работы, опираться на одну базу и иметь единый стержень. Такими базами и стержнем, как раз, и может стать предлагаемая нами Программа «Культура безопасности жизни».

В Москве уже ведется целенаправленная работа по преподаванию курса ОБЖ,  в том числе, по патриотическому воспитанию школьников. В рамках ее в МИОО проводится курсовая подготовка  учителей, а наш Центр регулярно проводит семинары для методистов и городского актива педагогов, ведёт активную работу по совершенствованию качества обучения, поднятию значения и восприятия этого предмета  обучающимися.

Эту задачу я стараюсь выполнять и сейчас, выступая перед вами. Ведь именно вам, молодёжи предстоит кардинально решать столь актуальные проблемы нашей жизни.

Весь процесс обучения и воспитания в этой области основывается на стремлении формировать человека-патриота России и, в свою очередь — самого, не являющегося источником или носителем пороков, включая преступность, наркоманию, терроризм и др., что в решающей степени зависит от его внутреннего духовного мира, правильного восприятия своей роли и предназначения в жизни. Неразрывно связаны с этим вопросы защиты молодых людей от пагубного влияния насаждаемых из вне «лжеценностей», чуждых нашему народу. Особенно хотелось бы обратить ваше внимание на роль телевидения. Один из талантливых, остро реагирующих на негативы  в жизни, журналистов так охарактеризовал эту «деятельность»: «Знаете, что видит ребёнок теперь? Все дети нашей с вами Родины растут в самом поганом публичном доме. Хотя нет, уверен: даже в самом грязном публичном доме при детях не говорят и не показывают того, что говорит и показывает телевидение. Нельзя сказать, что это делают только идейные враги народа. Во многом это — борьба за рейтинги, за деньги. Главное — заработать много и немедленно. Это мораль торговца наркотиками. Телевидение зарабатывает деньги, производя бешеных собак. Никогда в мире ещё не вырастало поколение (а то и два), тотально, отроду обработанное развратом, жестокостью, грязью. Сегодня они, еще сидя на горшке, лёжа в колыбели —  в своих квартирах и избах, где с утра до ночи им светит голубой экран. Они подрастают. Мы видим их в метро, в автобусах — стеклянные глаза, в уши воткнуты штекеры, и даже за  несколько шагов слышен только: «бум, бум, бум». Никакой мелодии, никаких флейт и скрипок, вообще никаких инструментов, никакой музыки. Только голый компьютерный скрежет. Фрикция. Это роботы «уделывают» детей».

Не смотря на жесткость высказывания, с её сутью трудно не согласиться. Нелегко, почти невозможно бороться с этой пошлостью за 45 минут урока, непосредственно посвящённого духовно-нравственной тематике, когда «против» этого работают телевидение, радио, Интернет, «желтая» пресса  в течение 24 часов сутки, то есть десять тысяч восемьдесят минут в неделю. В плане борьбы с коррупцией, а это по другому назвать нельзя, уже давно назрела необходимость создания общественного совета при этой неуправляемой, с точки зрения морали и нравственности, гигантской системы разложения. Ведь создал же у себя Президент Общественную Палату, имеющую возможность даже при столь  высоком уровне гражданственного интеллекта  и позитивной  деятельности самого Главы нашего государства, выдавать ему мнения и  рекомендации  наиболее авторитетных в государстве компетентных людей по важнейшим вопросам деятельности государства.

Конечно, здесь не идёт речь о простой цензуре, речь идет  о гораздо большем. Смысл предложения прост — такая гигантская сила, как телевидение и другие СМИ, должна управляться, обязана работать на пользу общества, а не против общества в его главных  истоках — морали, духовности, нравственного воспитания, физического здоровья подрастающих поколений и народа в целом, и уже вовсе не в интересах кучки рвущихся к огромным деньгам любой ценой «представителей», так называемой, четвертой власти, претендующих на роль дельцов со страшной моралью «торговцев смертью».

К сожалению, подобным порокам заражены не только СМИ, но и некоторые чиновники различных уровней власти.

Им полезно было бы напомнить слова из Обращения Главы Русской Православной церкви в канун Рождества Христова 2008 года, где он призвал использовать все силы, все возможные направления деятельности для преодоления негативных явлений такого рода, в том числе, и возрождения традиционно важной роли семьи в деле возрождения былого величия  и процветания России.

В том числе, как реакция на потенции этих представителей чиновничества от образования, направленные на снижение значимости существующих предметов  безопасности жизнедеятельности в обучении и воспитании, а также учитывая существенные позитивные изменения в государственной политике, в частности в образовании, в настоящее время разработана и предлагается наша Концепция, направленная на формирование цельной, самостоятельной образовательной области «Культура безопасной жизнедеятельности», как части общечеловеческой культуры.

Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что Концепцией предусмотрено значительное повышение внимания к проблемам мировоззренческого, морально-нравственного, патриотического характера, духовно-нравственного воспитания, комплексной подготовки молодёжи к  здоровой жизни в семье. Культура безопасной жизнедеятельности призвана рассматриваться как актуальная образовательная область — отрасль научных знаний, эволюционно возникающая на стыке предметов общественного, гуманитарного и естественно-научного циклов, таких, как русский язык и литература, история и обществоведение, биология и физическая культура, физика, химия и других, объединяющая их общей целью обеспечения безопасной жизнедеятельности, призванная формировать человека в условиях коллективного сознания. Таким образом, она обретает роль базового компонента образования ХХI века.

Специфика данной образовательной области, где  сконцентрированы комплексные задачи, начиная от освоения гуманистических мировоззренческих основ безопасного развития общества, где основной ячейкой является семья, формирования духовно-нравственных устоев личности, до усвоения практических навыков сохранения здоровья и защиты жизни в повседневных условиях, а также в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, значительно отличает её от обычных предметов, делает её базовым компонентом образования в целом. По основным аспектам  она разделяет и развивает основы культуры, которые через тысячелетнюю Православную Веру принимались гражданами России, были в истоках преодоления всех невзгод, выпавших на их долю. Нельзя забывать, что великую победу в разгроме мирового мракобесия — фашизма, одержали простые люди нашей страны на 80% — верующие православные христиане, патриоты по духу, ставшие по необходимости воинами-победителями.

Уважаемые участники Собора, наша молодежь! Сегодня мы с вами являемся свидетелями единства подходов государственной власти и Русской Православной Церкви по вопросам поиска путей формирования душ молодых россиян, их морали, нравственности, черт патриотизма, лежащих в основе укрепления семьи, общества и России в целом, усиления её роли и значения в устойчивом развитии страны.  Хочется надеяться, что мы станем самыми активными исполнителями важнейших запросов современности в жизни  России, а именно в возрождении и достижении необходимого уровня культуры в ее широком смысле слова, в том числе, формировании патриотизма и других духовно-нравственных качеств, издревле присущих российскому человеку.

 

ГОРЮНОВ В.С. — курсант Военно-Космической Академии им. А.Ф.Можайского, главный редактор газеты «Павлон», сержант, г.Санкт-Петербург. 

«Основные направления деятельности клуба духовно-нравственного возрождения «Верность»

Очень сложно говорить последним, потому что все, что я хотел сказать, многими уже сказано, а повторяться не хочу. Из общих слов скажу только одно – расслабляться нельзя, «война» в самом разгаре. Мы должны удвоить, утроить усилия, потому что все еще теряем огромное количество людей — по миллиону в год. Кроме нас  некому спасать Отечество. Это наш долг, потому что на наших плечах погоны, потому что мы все солдаты России. Вспомните слова Драгомирова: «…если русский офицер не сделает, то это никто не сделает !!!»

Сейчас я хотел бы доложить обстановку на своем участке «фронта», в Санкт-Петербурге, где мы, в составе Межвузовской Ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», при Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского, создали клуб духовно-нравственного возрождения «Верность».

Девиз клуба: «За Веру и Верность».

Цель деятельности клуба: возрождение и сохранение духовных, исторических и культурных ценностей российского воинства среди курсантов ВКА им. А.Ф. Можайского.

Основные направления деятельности клуба:

1. Восстановление храма во Имя Святых Равноапостольных Константина и Елены в стенах академии.

2. Организация школы православной катехизации офицеров и курсантов.

3. Проведение встреч и бесед священнослужителей, ученых и общественных деятелей с офицерами и курсантами академии.

4. Помощь в восстановлении Антониево-Дымского Свято-Троицкого мужского монастыря.

5. Издание внутриакадемической газеты «Павлон».

6. Оказание помощи детским домам г.Санкт-Петербурга.

7. Восстановление захоронений юнкеров Павловского военного училища на Смоленском кладбище.

8. Организация работы православной библиотеки и видеотеки при молитвенной комнате ВКА.

9. Организация паломнических поездок по святым местам Лен. Области.

10. Сбор материалов по истории храмов, существовавших на территории ВКА.

11. Организация постоянных тренировок по русскому рукопашному бою.

12. Возрождение празднования исторических дат академии дней Павловского и Владимирского военных училищ (ранее находящихся на территории академии).

13. Участие в совместных мероприятиях межвузовской ассоциации «Покров».

14. Взаимодействие с ВУЗами, общественными молодежными и казачьими организациями г.Санкт-Петербурга.

Сегодня мы, совместно со студентами других вузов Санкт-Петербурга участвуем в традиционных  конференциях, на которых  открываем самостоятельные секции на базе академии: Знаменские чтения, Кирилло-Мефодиевские чтения, Покровские чтения. Участвуем в организации праздничных событий церковного годового круга — Рождественские праздники. Масленица, Пасха. И др. Кульминацией праздничного годового круга является празднование церковно-государственного праздника Дня святой Татьяны, богослужение в Исаакиевском Соборе. Многие курсанты активно участвуют в традиционном творческом конкурсе ко Дню святой Татьяны, в итоговых праздничных встречах. Мы помогаем в организации и участвуем сами в студенческих Осеннем, Зимнем, Весеннем балах, а также проводим и активно участвуем в круглых межвузовских столах и дискуссиях «Культура отношения в православии», в интеллектуальных межвузовских играх «Что? Где? Когда?».

Многие из нас стали крестными для детей из областного Дома детей, два раза в неделю посещаем детей, готовимся к совместным мероприятиям, участвуем в Епархиальных выставках.

Каждый четверг  в молитвенной комнате при храме читаются акафисты святым равноапостольным Константину и Елене.

Главная наша задача — возрождение домового храма. В этом году минуло 140 лет со дня его освящения.  После 1917 года храм был разрушен, помещение использовалось в подсобных целях. Однако, за прошедший год, благодаря работе клуба, в храмовом помещении по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира было отслужено две Божественные Литургии. Духовными наставниками клуба являются иерей Феодор Кузнецов, учившийся в нашей академии, и диакон Олег Марченков, бывший курсовой офицер, а затем и преподаватель  академии.

Клуб «Верность» представляет собой  инициативную группу курсантов. Он действует на основе Устава, имеет собственную структуру и управление. Мы ставим перед собой буквально «боевые» задачи в той информационной войне, которая навязана России, навязана всем нам. Вот так и воюем. И очень рады, что воюем не мы одни. В межвузовскую ассоциацию «Покров» входит 36 вузов, много духовных центров  в военных вузах, много различных гражданских патриотических организаций, молодежных клубов при храмах. Надо только еще теснее сплотиться, организовать взаимодействие и бить врага общими усилиями. Согласованные усилия повысят эффективность борьбы в десятки раз. Все православные патриотические силы должны объединиться.

И тогда Русская Православная Церковь и Русская Православная Армия возродят Россию!

Приступать к работе надо немедленно! Выступление о.Дмитрия — лучшее тому доказательство! Мы действительно на краю гибели!

Давайте вспомним слова А. В. Суворова, сказанные им  на последнем военном совете Швейцарского похода:

«Помощи нам ждать не от кого. Одна надежда на Бога, другая – на величайшую храбрость и самоотвержение войск. Нам предстоят труды величайшие. Небывалые в мире. Мы на краю пропасти. Но мы – русские! С нами Бог!»

В заключении хочу сказать следующее: на Соборе было сделано огромное количество докладов, содержание которых заставляет крепко задуматься о нашем будущем. Но все это остается только в нашем узком кругу. А ведь Собор является крупнейшим Российским общественным форумом! Давайте примем решение и добьемся, провести следующий Собор в форме прямой телетрансляции, чтобы всё, что на нем говорится, стало достоянием народа России! 

 

ИВОНИН Д.В. — член Православного молодежного объединения «Молодая Русь».

Уважаемые участники Русского Народного Собора!

Постараюсь быть кратким, постараюсь показать, что на гражданском фронте тоже не совсем бардак. Хотел бы поделиться опытом в организации поездок к солдатам в ближайших госпиталях и ветеранам, живущим в пансионате «Коньково». Я сам являюсь участником этих поездок. Я могу сказать, что я за последние три года видел, как на моих глазах меняются мои товарищи, мои знакомые, которые приходят какими-то безвольными, слабыми, с таким потухшим взором, а через некоторое время они понимают, зачем они живут, у них глаза раскрываются, мальчики превращаются в мужчин, девочки тоже понимают, что рядом находятся сильные люди. И жизнь становится интересной.

Наше православное объединение существует с 2001 года, создано оно было по инициативе снизу, 16-летней девочкой. Она сделала такое объявление в газете «Из рук в руки»: «Давайте, молодые, спасать Россию!». На первую встречу собралось 15 человек, которая называлась: «Человек человеку кто?».

Потом наше объединение постепенно расширялось, сейчас у нас около 100 активных участников. Вообще, через нас прошло около 400 человек. Центральным местом у нас являются Новоспасские встречи, куда мы приглашаем священников, историков, преподаватели, у нас были Герои России. Думаем, надеемся, что скоро к нам придет Герой Советского Союза Зайцев Геннадий Николаевич.

Уникальность нашего объединения заключается в том, что все у нас проводится снизу, по инициативе ребят, никакой инициативы сверху. От начальства же мы слышим: либо запрещать, либо разрешать, это все. Никакой материальной поддержки тоже не существует, все делаем своими силами.

Были созданы все эти направления: поездки в госпитали, детские дома, дома ветеранов, организация концертов, для чего была создана специальная бригада, проводим балы. Кстати говоря, наше объединение положило начало балам. Помогаем восстанавливать храмы и так далее.

Зачем я вам все это показываю? Я хотел бы сказать о том, что то, о чем вы сейчас видите, вот это многообразие, оно дается огромными усилиями. Хочу привести слова Иоанна Крестьянкина, где он рассуждает о горячности духа и говорит, что сейчас доброе дело невозможно сделать, если практически не проявить героизм. И все дела, о которых я рассказываю, это действительно просто героизм, потому что это личное время в ущерб работе. Без героических усилий все это сделать невозможно.

И через такие героические усилия воспитывается наш коллектив.

Первые поездки в госпиталь Бурденко были с 2001 года, первые туда потянулись, как водится, милосердные девушки. Они  потянули и нас, ребят, за собой, поскольку без мужской помощи не обойтись. Вывозили ребят на экскурсии, в паломнические поездки. Приезжали с концертами, и сами туда регулярно ходили, помогали, покупали вещи первой, даже плееры заказывали, покупали книги, продукты, то есть все, что нужно было ребятам.

Другой госпиталь, это госпиталь Хлебникова, там солдаты лежат поменьше, чем в госпитале Бурденко. Туда мы регулярно ездим с концертами, покупаем подарки. Причем, чтобы приобрести подарки на одну поездку, на 150 человек,  надо 5-7 тысяч рублей. Каждый раз мы эти деньги собираем сами, своими силами.

Проводим концерты. Кстати, выступала на концерте и Ольга Николаевна. Приглашали также ансамбль «Казачий круг», приглашали бардов. Но часто складывается такая ситуация, когда звонит какой-то казачий ансамбль, выступление их должно быть через 15 минут, говорит, что, ребята, у нас автобус, на другом конце Москвы, приехать не можем. Тогда мы сами собираемся, организуем концерт. Так мы разучили несколько десятков наших советских старых песен и еще дореволюционных песен. И постепенно у нас составилась такая хорошая поющая бригада, можем заткнуть все бреши. Также и девчонки выступали, и солдаты пели.  Удивительные люди среди них встречались, это просто поразительно.

Мы также помогли восстановить молебную комнату. Вот здесь как раз показан эпизод ремонта, здесь присутствует отец Алексей.

Также у нас есть поездки в дом ветеранов «Коньково», название не было отражено, куда мы ездим к ветеранам, привозим к ним концерты, в ответ они нам все рассказывают. Вообще, с ними очень интересно пообщаться. Один из ветеранов уже отметил свое 100-летие, очень интересные фотографии и судьбы. Очень жизнерадостные люди, которые положительно влияют на наших ребят.

Вот это наш форум. Хочу на него обратить особое внимание, поскольку, особенно православными, Интернет воспринимается как такая «паутина зла». На самом деле это, видимо, так и есть. Но мы стараемся это информационное поле завоевать и выхватывать, вытягивать оттуда людей из виртуальности в реальность. Мы обсуждаем темы, готовим их, привлекаем народ, выкладываем отчеты, фотографии. И народ постепенно из такой виртуальности вытягивается. Так что мы это считаем важным направлением в нашей деятельности.

В заключение я хотел бы поблагодарить за внимание и сказать, что все участники поездок видели, как исполняются у нас слова: «Дающему дается». Как люди, отдавшие маленькую толику своей любви своему соотечественнику, своей Родине, получают в награду гораздо больше, так любовь возвращается в наши души.

 

ШАТОХИН В.Я. – руководитель творческой Площадки.

Мы завершаем работу нашей творческой Площадки по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. На мой взгляд, состоялся интересный разговор по одному из актуальных вопросов  жизни нашего общества на современном этапе. Хочется надеяться, что этот разговор не оставил равнодушным никого, находящихся в этом зале, заставил еще раз каждого задуматься над сложными проблемами формирования у граждан России высоких духовно-нравственных качеств, в том числе, патриотизма, его роли и значения  и что, самое главное – осознания что и как нужно делать.

Мы с интересом слушали выступления и совсем молодых людей, и людей среднего возраста, и убеленных сединой ветеранов, представителей государственной власти и людей науки. И еще раз убедились, что все мы говорим на одном языке, одинаково переживаем и проносим через свои сердца  заботу и тревогу за Родное Отечество, за его могущество и силу, за уважение и авторитет в мире. И таких, как мы – миллионы. Не единицы – а миллионы молодых граждан страны — настоящих патриотов нашей необъятной Родины, душой и сердцем готовых разделить с ней радости и горести, тяготы и лишения и сделать все возможное, чтобы она возродилась как великая Держава.

Для этого у нас есть все основания. Прежде всего, наша неповторимая история, наши вековые традиции, начиная с семьи и заканчивая страной в целом, в которых любовь к родному краю, любовь к Родине, занимали не последнее место. У нас есть огромная многолетняя практика и опыт работы по воспитанию патриотизма. И здесь не нужно уходить далеко в прошлое. Достаточно вспомнить советский опыт и взять из него все разумное, полезное и эффективное. А тогда эта работа была поставлена на государственный уровень и плоды работы были налицо.

Мы прекрасно осознаем, что просчеты в этой работе, допущенные в девяностые годы, да и сегодня, которые еще продолжают иметь определенное место больно бьют по нашему обществу, задевают каждую семью, каждого человека. Результат этого – рост преступности, в том числе подростковой, пьянство, наркомания, проституция, падение нравов и др.

Мы также прекрасно осознаем, что отсутствие или недостаточность работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию тут же заполняется из вне, нам навязываются другие взгляды, нравы, чуждые нашему народу, целенаправленно растлевающие наше общество и особенно молодежь.

В тоже время, заявляем, что несмотря на наличие серьезных проблем в области духовно-нравственного воспитания, мы с большим оптимизмом смотрим в будущее. В стране реализуется уже 2-я Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан  РФ, успешно претворяются в жизнь национальные проекты, направленные на улучшение социального положения человека. Создаются значительное количество различных гражданско- и  военно-патриотических объединений и клубов. Правда, пока их создание носит хаотичный характер, базируется на энтузиазме отдельных личностей и групп, их раздробленность и разобщенность еще не преодолена, есть различия по методам и формам их работы на  теоретическом, программном, тактическом уровнях и др.

Все это может быть быстро возрождено, для чего необходимы: воля руководителей, инициатива молодежи и высокая организация совместных действий, как по вертикали, так и по горизонтали, о чем красноречиво звучало в ваших выступлениях.

Все, без исключения, выступающие подчеркивали необходимость возрождения и дальнейшего совершенствования  патриотического воспитания молодежи на основе базовых духовно-нравственных ценностей российского народа, таких как Вера, Верность традициям,  Долг, Честь, готовность к самопожертвованию во имя близких, друзей, народа и Родины. Именно воспитание этих ценностей может стать стержнем развития современной России, ее политических и экономических успехов в мире.

Очень отрадно, что в представлении участников Площадки, Россия видится Великой мировой державой, с огромным международным авторитетом, развитой экономикой, передовой наукой и, самое главное, с достойным уровнем жизни свободных, высокообразованных, творческих и культурных граждан.

Достичь этого можно только тогда, когда каждый гражданин проникнется чувством высокой моральной ответственности за судьбу своей Родины, своего народа и воспитает в себе чувство неразделимости с ней и готовности отдать все за ее благополучие. Мне бы очень хотелось еще раз привести слова одного из участников нашей Площадки, что начинать строить Великую Россию необходимо, прежде всего, в душе каждого человека. И если мы сможем возвести этот святой храм Великого будущего России в себе, мы сможем построить его и на Земле. А для этого нужна Вера в Бога, поскольку храмы без благословения Божьего на земле не возводятся.

Для этого нужно также горячо любить свою Родину, разделять с ней радости и горе, счастье и сострадания, успехи и просчеты, трудности и лишения, то есть быть патриотом своего Отечества.

У большинства выступающих звучали серьезная озабоченность реальным состоянием дел в системе патриотического воспитания и конкретные предложения по его возрождению.

Нам представлялось, что патриотическое воспитание граждан и, в первую очередь, молодежи РФ, должно стать приоритетным направлением в деятельности государства, органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций, общеобразовательных учреждений, Вооруженных Сил и других силовых структур, средств массовой информации, традиционных религиозных конфессий России. Только объединив усилия всех здоровых сил общества, можно противостоять греху и порокам, которые целенаправленно насаждаются сегодня нашему обществу из вне.

Основой патриотического воспитания, его базой должно стать военно-патриотическое воспитание, направленное на подготовку молодого гражданина к защите Родины.

Патриотическое воспитание может осуществляться лишь на основе единой государственной концепции (доктрины), в которой должны быть четко определены единые понятия и категории, цели, формы работы, задачи органов законодательной, исполнительной государственной власти всех уровней, порядок информационного обеспечения.

Только на основе концепции (доктрины) должны  разрабатываться государственные программы патриотического воспитания  с определением конкретных мероприятий и сроков их выполнении, с последующей их детализацией по соответствующим структурам.

Нам представляется, что необходимо возродить на всероссийском и региональных уровнях, с необходимым финансированием, имеющих огромное значение в прошлом, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», Посты № 1, сдачу норм ГТО, проведение уроков мужества, оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, военно-шефскую работу, с созданием союзов юных моряков, юных десантников, юных летчиков, юных пограничников и т.д., а также расширить сеть кадетских корпусов и школ.

Считаем  необходимым также функционально объединить многочисленные ветеранские объединения с молодежными организациями и широко привлечь ветеранов к работе с молодежью в целях ее патриотического воспитания.

Мы единодушно поддерживаем мнение о необходимости разработки  соответствующей  правовой базы патриотического воспитания, создания единого органа координации и управления патриотическим воспитанием, который был бы способен осуществлять взаимодействие между субъектами патриотического воспитания, как по вертикали, так и по горизонтали. Закрепить нормативно его права и ответственность.

И, наконец, разработать идейную базу, вокруг и на основе которой можно было бы строить всю работу по патриотическому воспитанию. Этой базой мог бы стать кодекс этики молодежи, который закреплял бы моральные нормы поведения молодого человека в качестве эталона. Этот кодекс должен быть обсужден и принят на государственном уровне, обществом и  всеми субъектами патриотического воспитания.

В качестве одного из вариантов можно предложить выданный вам проект данного Кодекса и, если вы не возражаете, принять его в качестве итогового документа.

Также считаем целесообразным одобрить и рекомендовать к распространению Проект «Военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях, войсковых частях и учебных заведениях ВС РФ Москвы и Московской области при непосредственном участии Русской Православной Церкви», предложенный преподавателем МПГУ дьяконом Андреем.

И, наконец, поддержать прозвучавшее здесь предложение о проведении следующего Всемирного Русского Народного Собора с прямой трансляцией по всероссийскому государственному телеканалу, чтобы все передовые идеи, высказываемые на нем были достоянием не только участников Собора, а всего населения нашей необъятной Родины.

Я благодарю всех вас за  участие в работе творческой Площадки по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Отдельная благодарность тем, кто принял самое активное участие в обсуждении проблем.

От вашего имени разрешите также выразить сердечную благодарность члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Коробейникову А.А., руководству Военной академии Генерального Штаба ВС РФ в лице начальника академии генерала армии Белоусова А.В., заместителя начальника академии по научной работе генерал-лейтенанта Тучкова Ю.Н., и.о. заместителя начальника академии по воспитательной работе полковника Корышова С.И., всему личному составу академии, а также нашим спонсорам, оказавшим помощь в проведении Площадки.