Творческая площадка «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи» (Часть 1)

Москва. Военная Академия Генерального штаба

Руководители Площадки:

— протоиерей о. Димитрий Смирнов — Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

— Шатохин Владимир Яковлевич — член Бюро Президиума ВРНС, первый вице-президент Объединения высших офицеров России, генерал-лейтенант, профессор,

ШАТОХИН  В. Я. — руководитель творческой Площадки.

Организационный Комитет Всемирного Русского Народного Собора горячо приветствует Вас, изъявивших неподдельное желание на участие в работе творческой Площадки по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Не ошибусь, если скажу, что это одна из важнейших Площадок Собора, а проблема, которую мы будем рассматривать, является одной из актуальных в развитии современной России. Сколько бы мы не говорили о планах по возрождению России, оперируя только экономическими показателями и цифрами о росте ВВП, уровнях и темпах развития промышленности и агропромышленного комплекса, об инновациях, инвестициях и нанатехнологиях, все может остаться нереализованными планами, если не будет духовно-нравственного возрождения России, ее народа и каждого из нас.

Очень тяжелы экономические последствия распада когда-то могучей державы, затронувшие жизнь почти каждой семьи, каждого человека, но еще тяжелее, еще трагичнее последствия целеноправленного и, не без помощи извне, разрушения традиционных моральных устоев нашего общества, его вековых традиций и уклада жизни. Одномоментно, то, что ранее считалось добром, стало злом, добродетель — пороком, правда — ложью; издревле считавшиеся моральные нормы стали предметом высмеивания и издевательств.

Это затронуло и одну из важнейших черт духовно-нравственного облика российского гражданина — его патриотизма. Чего только можно было не услышать из уст политиков, политологов и средств массовой информации в недалеком прошлом. Патриотизм вдруг оказался вовсе не патриотизмом, а национализмом; говорить о патриотизме стало «не модно», поскольку это не нравилось Западу и расценивалось как великодержавный шовинизм, слово «русский» употреблять нецелесообразно, потому что в России живут не только русские и т. д.

Дело дошло даже до того, что предательство стало представляться героизмом, а подлинный героизм стал выглядеть как героизм страха.

Здесь уместно вспомнить Ветхий завет, где в Притче Соломона сказано: «И от смеха иногда болит сердце и концом радости бывает печаль». Вот и у нас с 1985 года сердца от смеха болели и концом радости была печаль. То есть, была перестройка, затем распад Великой Державы. Вы помните начало 90-ых годов: попробуй скажи «русский», попробуй скажи «патриотизм» — ругательные слова в то время были. Великое изречение Л. Н. Толстого: «Даже для последнего негодяя патриотизм является прибежищем», наши прежние руководители в начале 90-ых годов перефразировали и представили, что «патриотизм является последним прибежищем для негодяя». Видите, как можно все перевернуть.

Недавно я смотрел эпизод прекрасного фильма о Великой Отечественной войне, когда к Сталину обратился начальник Генерального штаба и проговорил о возможности обменять его сына Якова на фельдмаршала Паулюса, на что Сталин ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Это была историческая правда, но дальше была еще одна фраза: «Там все мои сыны». Так вот, мы все сыны нашего Отечества.

Вчера на Пленарном заседании Собора об этом сказал проникновенные слова Патриарх, а Владыка Кирилл в своем выступлении очень ярко связал проходящий в стране «год Семьи» с теми проблемами, которые происходят сейчас в нашей реальной жизни, в том числе и в духовно-нравственной сфере, на живых примерах показал насколько сейчас по-другому смотрится само понятие патриотизм и открыто высказал свое отношение к тем структурам, которые занимаются его воспитанием.

В этом зале собрались настоящие патриоты нашей Отчизны, люди, для которых любовь к Родине и патриотическое воспитание молодежи стало смыслом всей жизни, люди, которые патриотизм впитали не только по книгам и по знаниям истории в процессе обучения в вузах, училищах, кадетских корпусах, но и генетически, впитав с молоком матери веками формировавшиеся высокие морально-духовные качества русского человека.

Сегодня нам предстоит разобраться с этими сложными проблемами. Вполне понятно, что расставить все точки над «и» нам, видимо, полностью не удастся, но заявить свою гражданскую позицию мы — имеем право. В этом нам помогут ветераны, прошедшие достойную школу жизни, не раз смотревшие смерти в глаза, защищая наше Отечество, и Вы сами можете открыто высказать свое мнение, как понимается патриотизм русского, российского человека в умах и сердцах нынешнего молодого поколения, нужен ли он нам, и если нужен — что надо делать, чтобы его возродить, поднять на достойную высоту, чтобы больше ни у одного негодяя не возник вопрос о его существовании и необходимости для нашего народа. В этом я вижу главную цель нашей работы.

Хочу проинформировать, что в рамках подготовки к Собору был проведен всероссийский конкурс «Будущее России — глазами молодых» почти по двадцати номинациям, в том числе по патриотическому воспитанию детей и молодежи. Нужно сказать, что по данной номинации было представлено более 30 работ со всей России и очень отрадно, что первые места были присуждены представителям Министерства Обороны. Первое место получил Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский кадетский корпус, представление которого Вы вчера смотрели в Государственном Кремлевском Дворце, второе место присуждено Военно-воздушной академии им. Н. В. Жуковского, третье место поделили Московское Суворовское военное училище и Гуманитарный университет Республики Мордовия. Кроме того, отмечены специальными призами и подарками Военно-патриотическое содружество «БАрС» МВД РФ при Общевойсковой академии и Санкт-Петербургская Михайловская артиллерийская академия.

Сегодня номинанты в нашем зале и готовы поделиться опытом своей работы по патриотическому воспитанию.

Не берусь давать полную характеристику содержания работ номинантов. Подведение итогов будет проведено в заключительный день работы Собора. Я хотел бы только привести выдержку из эссе одной конкурсной работы курсанта Военной академии им. Н. В. Жуковского Максима Кырлана: «Как могут говорить сегодня о нашей стране, что мы забитая, пьющая и в Европу нас нельзя допускать. Все, что совершили наши люди, даже только в одном городе (речь идет о Санкт-Петербурге), все, что ими построено, все эти шедевры, исторические памятники, которые они создали, достойно одного вывода — это мог сделать только великий народ»! Такие слова может сказать только настоящий патриот нашей необъятной Родины.

Важное место в воспитании патриотизма занимает русский язык. Вчера в Кремле была представлена номинация о русском языке. Только русский язык, на котором мы с вами говорим и на котором разговаривали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Горький и др., может доступно и ярко отражать все стороны жизни человека. Если французский язык создан для отражения любви, немецкий — для военных, то наш русский — может подходить для любого народа. Потому что это величайший язык, язык величайшего народа и величайшей культуры.

Сегодня мы возрождаемся благодаря продуманной и взвешенной политике нашего нынешнего Президента Российской Федерации. Когда меня спросили, какие знаменательные события произошли в 2007 году, я ответил, что это — выступление Президента России на конференции по безопасности в Мюнхене, где была четко обозначена позиция на возрождение, а значит и возрождение патриотизма России, и подписание Канонического акта между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью за рубежом 17 мая 2007 года. Вчера Митрополит Русской Православной Церкви за рубежом Владыка Лавр четко высказал следующую мысль: «Если только человек за границей теряет связь с русским языком, он не становится русским, он не становится православным». О тождестве православного и русского говорил еще в свое время Ф. Достоевский. Не может быть русский и не православный. Он уже внутри себя православный. Может быть, в силу обстоятельств, он иногда не осознает этого, но в душе он — православный.

Я не умаляю достоинства ни мусульманской веры, ни иудейской, ни буддистской. Каждый народ достоин своей веры и каждая вера воспитывает в человеке высокие духовные качества, соответствующие традициям своего народа. Например, посмотрите, как мусульмане относятся к своим старикам и старшим. Думаю, что нам нужно перенимать друг у друга все лучшее, что есть в наших духовно-нравственных началах, ставя во главу угла любовь к Родине, народу и своим близким.

Отрадно осознавать, что сейчас наша страна поднимается и экономически и духовно. Дай Бог, чтобы Господь ее сохранил, а Матерь Божия своими молитвами помогала России, помогала нашим людям. Каждый из нас — песчинка. Но эти песчинки могут превратиться в большую каменную глыбу, в гранит державности, если мы будем едины.

 

ТУЧКОВ  Ю. Н. — заместитель Начальника Военной Академии Генерального Штаба ВС РФ по научной работе, генерал-лейтенант.

Доклад — «Патриотизм — одна из важнейших черт духовно-нравственного облика гражданина России»

Уважаемые участники Всемирного Русского Народного Собора!

Разрешите мне от имени командования, всего личного состава Академии Генерального штаба поприветствовать всех вас в стенах нашего старейшего военно-учебного заведения и пожелать всем нам плодотворной работы.

Наверное, вечные ценности потому и называются вечными, что они незримо, но очень четко определяют жизнь страны, а, значит, и нашу с вами жизнь в этом мире. Вечные ценности — и есть та грань, которая отделяет любовь от предательства, честь от подлости, храбрость от трусости, стойкость от подобострастия. О них нет нужды кричать ежедневно, но в критические моменты жизни страны и народа именно эти ценности, составляющие духовный стержень, помогают отделить зерна от плевел и выстоять в трудную минуту, и сохранить себя.

Одной из таких ценностей, неразрывно связанных с историй государства российского и его народа, был патриотизм. Отрицание его и других веками сложившихся традиций, возведенных в рамках государственной политики в 90-е годы под прикрытием в целом правильных лозунгов о демократии, о свободе слова, о правах человека, привело к тяжелейшим последствиям и заставило сегодня многих из нас вновь вспомнить об этом забытом понятии.

Что же такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом?

Спектр значений понятия «патриотизм» довольно широк. Первым, кто более или менее внятно определил данное понятие, был Владимир Даль, трактовавший его как любовь к Отчизне. Патриот, по Далю, любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник.

Большая Советская Энциклопедия ничего нового к выше приведенному понятию не добавляет, трактуя его как любовь к Родине. Однако только этими значениями данное понятие, видимо, ограничить нельзя. Для более полного и всестороннего понимания патриотизма, прежде всего, следует определить те исходные установки, в которых конкретизируются его важнейшие теоретические основы. Во-первых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает человек, личность, приоритетно социально-нравственной задачей, которой является глубокое осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине, как высшего принципа, определяющего смысл ее жизни, исполненной служению Отечеству.

Во-вторых, одним из характерных проявлений патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим атрибутом которого выступает государство. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-третьих, истинный патриотизм проявляется в его духовности. Патриотизм, как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, которое по своей значимости уступает лишь служению Богу.

Исходя из данных установок, обобщив их наиболее существенные стороны, становится возможным наиболее полно сформулировать определение «патриотизма», который может пониматься как одна из значимых, непреходящих духовно-нравственных ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм является духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной, деятельной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывную сопричастность его истории, культуры, достижениям, а также притягательные, неотделимые, в силу своей неповторимости и незаменимости, черты, составляющие духовно-нравственные основы личности, формирующие ее гражданскую позицию и потребность к достойному, самоотверженному, вплоть до самопожертвования, служению Родине.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, является одним их первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы, которые особенно мощно и неудержимо проявляются на переломных этапах развития, во время больших исторически значимых событий и особенно в годы тяжких испытаний.

Формирование истинного патриотизма неразрывно связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном планах. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития являются духовно-нравственные и историко-культурные основы. Патриотизм выступает также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, социальную роль и значимость своей деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты, испытывающей постоянную потребность своего участия в процессах, происходящих в обществе и государстве.

Подытоживая сказанное, мне хотелось бы привести ряд высказываний великих людей России о патриотизме.

Иоанн Кронштадский так говорил об основах патриотизма: «Отечество земное с его церковью — есть преддверие Отечества небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную».

«В основе патриотизма, писал русский философ Ильин, лежит акт духовного самоопределения, патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которое живым опытом испытало объективность и безусловное достоинство этого священного, и узнало его в святынях своего народа».

Можно еще добавить и слова Фонвизина: «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честным человеком».

А академик Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство, это даже не чувство, это важнейшая сторона личной и общественной культуры духа».

Патриотизм, как мы понимаем, сам по себе не появляется с рождением человека. Первоначально он зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием ближнего окружения и родного края в раннем детском возрасте, все то, что мы называем малой Родиной. В дальнейшем, в более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается, и все более осознается, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности. Каждый человек проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов.

Вначале только «я», потом — «я и Россия», затем — «Россия и я», и, наконец, растворяется в своем Отечестве. Так в теории и в идеале, на практике и в реальной действительности все достаточно не просто и гораздо сложнее. Чтобы стать патриотом своей Родины, недостаточно осознать, что ты родился в этой стране. Патриотизм, как одна из важнейших духовно-нравственных черт гражданина, должен воспитываться всем окружающим укладом жизни от своего рождения и до момента, когда это его жизненное кредо становится устойчивым и неизменным.

Если этого не происходит, общество наполняется предателями, преступниками, а в большей части безразличными к судьбе Родины и народа людьми, живущими по поговорке: «Моя хата с краю», что не менее страшно.

Начало этого воспитания лежит в семье. Вы, наверное, часто видите в метро изречение известного английского философа ХУ1 века Франциса Бекона: «Любовь к Родине начинается с семьи», в котором, как раз, и подчеркивается, что начало воспитания патриотизма принадлежит именно семье. Семья, семейные традиции издревле считаются исконно русскими основами воспитания патриотизма. Помните, какими словами провожал дворянин Андрей Петрович Гринев на службу своего сына в повести Пушкина «Капитанская дочка»: «Прощай, Петр, служи честно и верно кому присягнешь, слушайся начальников, но за их лаской не гонись, и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Или, как старый князь Николай Болконский, сослуживец Александра Васильевича Суворова и Михаила Илларионовича Кутузова говорил своему сыну Андрею Болконскому, уходящему на войну с французами: «Спасибо, что за бабью юбку не держишься, служба Отечеству, прежде всего. Но помни одно, князь Андрей, коль тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коль узнаю, что повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет очень стыдно». «Этого вы могли мне не говорить, батюшка», был ответ сына.

Можно привести тысячи примеров из не далекой современной жизни, когда ответственность перед семьей, своими близкими, возможность осуждения с их стороны своих неблаговидных поступков были одним из важнейших движущих мотивов позитивной деятельности молодых людей.

Воспитание патриотизма параллельно осуществляется в школе, в высших учебных и других образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, всем укладом общественной жизни, в котором живет и развивается человек. Особое место в данном ряду занимает служба в армии и в других силовых структурах. Высокий моральный дух армии, готовность к самопожертвованию во имя Отчизны, выражающиеся в кратком, но огромном по содержанию слове «героизм», издревле являлись русской особенностью патриотизма, как общего национального явления.

Скажите, в какой еще армии мира может быть массовый героизм, могут быть Минины и Пожарские, Сусанины, Денисовы, Платовы, Раевские Брусиловы, Чапаевы, Лазо, тысячи Матросовых, Космодемьянских, Гастелло, Талалихиных, панфиловцев, молодогвардейцев и много, много других. В какой современной армии найдется такое подразделение как 6-ая парашютно-десантная рота 76-ой воздушно-десантной дивизии, 94 русских десантника, которые выстояли против двух с половиной тысяч до зубов вооруженных боевиков. И никто не струсил, не сбежал, не отступил. 84 из них пали в бою смертью храбрых, уничтожив при этом более 600 человек противника.

Можно привести тысячи других примеров из современной деятельности других силовых структур, когда их сотрудники совершали героические подвиги, отдавали свои жизни, выполняя свой гражданский и служебный долг перед Родиной.

В условиях службы в армии патриотизм вырабатывается в процессе воспитательной работы, всем укладом военной службы, на основе глубокого познания героической истории и традиций российского государства и его народа, боевых традиций армии, воспитания у личного состава таких черт, как вера, верность долгу и присяге, честь, национальное и собственное достоинство, воля, храбрость и других.

Воинский долг — это глубокое осознание личным составом, каждым военнослужащим своей ответственности за судьбу Родины, народа, своих родных и близких, а верность долгу — это моральный закон, закрепляющий эту ответственность.

В практических делах государства все больше внимания стало уделяться молодежи. Создан Государственный комитет по делам молодежи, разработана и действует государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. В стране созданы многочисленные, истинно патриотические молодежные организации. Проблемы молодежи все чаще становятся предметом обсуждения на солидных общественных форумах, непосредственными свидетелями и участниками которых мы сегодня является.

Общественность серьезно задумалась над разработкой молодежной доктрины России, в которой могли бы быть четко обозначены приоритеты воспитания молодежи, в том числе патриотизма, консолидации всех прогрессивных сил страны.

Но ситуация и сегодня не становится проще, учитывая тот факт, что на моральный дух, на патриотизм армии и каждого гражданина воздействует не только внутренняя политическая, экономическая и социальная обстановка в стране. Сегодня моральный дух армии, наравне с моральным духом всего российского народа, является одним из основных объектов активных внешних идеологических атак противников России, посредством которых нашему обществу насаждаются чуждые, издревле считающиеся в России пороками, взгляды, нравы и обычаи.

Противостоять им только можно путем совместной целенаправленной, кропотливой работы государственных органов, политических партий, общественных организаций, всех прогрессивных патриотических сил страны.

Что касается армии, то из множества направлений этой деятельности можно выделить два. Прежде всего, необходимо подчеркнуть роль и значение офицерского корпуса. Учитывая, что в зале находятся в основном люди в офицерских погонах или готовящиеся стать офицерами, хочется сказать: чтобы стать офицером, недостаточно только окончить военное учебное заведение и надеть военный мундир. «Хороший гражданин может оказаться плохим офицером, в том нет ничего удивительного, но горе той стране, где офицеры — плохие граждане». Так об этом говорил известный военный психолог и историк ХIХ века Изместьев.

Офицер — профессия особая, и эта особенность проявляется в своеобразных требованиях к его качеству. Именно на офицере, какую бы должность он ни занимал, лежит высочайшая ответственность за формирование высокого морального духа его подчиненных.

Но для того, чтобы внушить личному составу идеи патриотизма, надо ему самому проникнуться ими настолько, чтобы эти идеи были выражением его внутреннего «я». Это возможно только тогда, когда в службе офицер будет делить не одну неприятную необходимость заработать кусок хлеба, а высший нравственный и служебный долг.

Офицер — профессия, прежде всего, идейная, это своего рода апостольство и подвижничество. Его апостольская деятельность должна быть направлена на служение Родине и распространение национальной идеи. А подвижничество — это добровольное принятие на себя тяжелого труда и многих лишений ради достижения этой идеи.

Офицер служит не ради денег, а ради высокой идеи защиты Отечества, глубокого осознания, что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя уверенно и спокойно.

С полным правом такой офицер мог бы сказать всем сомневающимся в его благородной миссии словами Петра Великого: «Не должно помышлять, что корысти ради избрал я воинскую службу. А несу я мою нелегкую обязанность, сражаясь за благо государства, защита которого мне вверена, — за род свой, за Отечество, за Веру Православную». Национальная идея всегда была в государстве российском. Она отражена в трудах и произведениях русских классиков философов и военных. Эта идея Веры и русского национального эгоизма в его хорошем понимании, выражающегося в авторитете, национальном достоинстве, а иногда и превосходстве (а почему бы и нет), и вправе государство защитить себя, свой народ и армию от лжи, пошлости, клеветы и унижения, наличия у него соответствующих сил и возможностей, умением и готовности это сделать. И здесь нет необходимости спорить по поводу слова «русский». Все мы прекрасно знаем, что именно так нас всех называют в мире.

И, наконец, есть еще один вопрос, который не может не волновать нас. Каков механизм формирования высокого духа армии, через который личный состав может заразиться и этой национальной идеей и как на его основе формировать у личного состава патриотизм и другие высоконравственные качества, а также защитить его от навязывания ему безнравственных и чуждых россиянину принципов.

Несмотря на наличие еще множества проблем, хочется закончить свое выступление оптимистическими словами И. Аксакова: «Мир громаден, но соразмерно ему и громадная крепость организма. Русь сладит с болезнью, народ сохранил в себе запас силы, нетронутой, уберег свои коренные начала, не поддаваясь никаким опасным искушениям и соблазнам. Для развития истинного патриотизма необходимо пробудить сознание народное и приобщить его к животворному источнику, из которого следует черпать мысли о величии нации, примеры истинной гордости за предков, надежду на преодоление трудностей и лишений, веру в будущее нации, идеи великого Отечества, а тени измены и равнодушия к Родине окажутся черной неблагодарностью».

 

ДУБОВА  О. Н. — композитор, поэт, член Союза писателей России, автор исполнитель, лауреат 1-го Всероссийского фестиваля конкурса патриотической песни «Это Родина моя».

«Программа по героико-патриотическому и духовно- нравственному воспитанию молодежи „Честь имею!“ на службе Отечеству»

Особенности развития России в последние десятилетия привели к реальной необходимости качественного улучшения патриотического воспитания молодого поколения российских граждан. Выдающийся русский философ И. А. Ильин характеризовал патриотизм, как «высшее выражение духовности человека», т. е. понятие, в котором заложены и мировоззрение, и духовно — нравственные качества человека. Поэтому под воспитанием патриота понимается, прежде всего, воспитание высоконравственной личности в системе традиционных отечественных мировоззренческих, духовных, нравственных и культурных ценностей.

Еще недавно наша страна была обществом с традиционным типом сознания. Веками проверенные ценности сплачивали в нас в единый народ. Сегодня, пожалуй, впервые за всю историю российской государственности в стране нет целостной системы идей и представлений о мире, обществе, человеке, добре и зле, т. е. нет единой идеологии, без которой государство перестает быть государством, народ перестает быть народом, превращаясь в разобщенное население, которым легко манипулировать.

Воспитание патриота Отечества на государственном уровне надо начинать с определения идеологии государства, определения четких задач: какую страну мы хотим построить, гражданина какой страны мы хотим воспитать? Что означает в современных условиях понятие «патриотизм», в чем он должен выражаться и как проявляться, что такое в современных условиях труд человека во благо Отечества (ради кого, и каким образом мы должны трудиться), что такое защита Отечества (от кого, и как мы хотим его защищать)? Пока эти задачи четко не определены государством, каждый, кто занимается воспитанием будущих патриотов, понимает их в силу собственного воспитания и мировоззрения, проявляет инициативу в меру собственного видения проблемы и понимания задачи.

Предлагаемая вам для ознакомления авторская программа по героико-патриотическому и духовно — нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!» не случайно называется именно так. Нынче молодежи очень не хватает чувства чести. Не апломба, не «крутизны», а именно чести, в том смысле, в котором она понимается изначально, в толковом словаре русского языка В. И. Даля: «честность, благородство души, и чистая совесть». Совесть (внутреннее нравственное устроение человека), и честь (внешнее выражение совести, проявляющееся в поступках человека) — основные категории личности, наиболее всеобъемлющие нравственные понятия. «Честь — это внешняя совесть, а совесть — внутренняя честь». (А. Шопенгауэр).

Много внимания уделяя разнообразным инновациям в области образовании молодежи, государство год за годом оставляет на заднем плане развитие личностных качеств своих граждан. Однако ни знания, ни навыки, ни умения, а только честь и совесть, востребованные во всех временах и при всех общественных формациях, делают человека человеком. Именно за эти качества ценят его окружающие и в семье, и в общественной жизни.

Целями и задачами Программы «Честь имею!» являются: развитие у молодежи патриотического сознания, гражданственности, мировоззрения, положительных нравственных качеств, ценностных ориентаций, моральных критериев, смысложизненных ценностей, определяющих направленность личности, ее устремленность к идеалу; осознание молодежью важности традиционных моральных, духовных и нравственных ценностей народов России, развитие чувства сопричастности к судьбе, истории, культуре родного Отечества;воспитание уважения к героям и подвижникам Отечества, сохранение преемственности поколений и памяти о народном и воинском подвиге в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., заботливое, бережное отношения к старшему поколению; сближение ценностных ориентаций молодежи и старшего поколения; понимание необходимости добросовестного служения Отечеству и народу, как на гражданском, так и военном поприще, готовность к защите Отечества и службе в Российской армии; повышение инициативы, развитие активной жизненной и гражданской позиции, волевых качеств, самостоятельности в принятии решений наряду с высоким чувством ответственности за свои дела и поступки; повышение культуры ведения дискуссии, развитие умения слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, развитие чувства собственного достоинства; творческое и эстетическое развитие личности.

Современность Программы «Честь имею!»

Примеры патриотизма и высоких нравственных качеств личности Героев Отечества показаны не только на образах широко известных героев нашего славного прошлого, но, в большей степени, на образах сравнительно малоизвестных современных героев — реальных людей, сформировавшихся в различных социальных условиях новейшей отечественной истории последних 80- 90 лет (примерной продолжительности человеческой жизни).

Жизненные ценности и яркие проявления патриотизма близких нам по времени героев показаны в контексте знакомых примет нашей эпохи. Масштаб личности героев, их высокие нравственные и моральные устои, свойства характеров, идеалы, оказывают сильное воздействие на сознание молодежи, заставляют задуматься о собственной жизненной позиции, способствуют самопознанию, обретению национального достоинства и чувства гордости за родное Отечество и его героев, помогают молодому человеку ощутить свою сопричастность к сильному, великому народу, способному на подвиги в любые времена.

Важнейшую роль в оказании воздействия на сознание играют современные средства художественной выразительности, направленные на чувственную, эмоциональную сферу человека — песня, музыка, слово, киноискусство. Патриотизм не сводится к определенной сумме знаний. Обретая чувство Родины, человек стремится к познанию тайны о самом себе, ищет ответ на вечный вопрос: что есть жизнь, каков смысл жизни, кто я, каково мое место в мире? Любовь к Родине, таинственным образом возникающая в сердце человека — одна из загадок бытия, такая же, как любовь, дружба, честь, совесть, вера, верность, и т. д. А что, кроме искусства, наилучшим образом отражает сердечные чувства? А в искусстве царица выразительности — музыка. «Из всех искусств одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия» (А. С. Пушкин). Именно с рождения песен, музыки и поэтического слова начиналась Программа «Честь имею!»

«Эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать ту или иную эмоцию ученика, и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика», писал Л. С. Выготский в «Педагогической психологии». Таким образом, синтез современной музыки, слова, кино, других искусств является необходимым компонентом в патриотическом воспитании молодежи, ведь еще Конфуций утверждал: «Исправление нравов государства надо начинать с его музыки».

Программа «Честь имею!» может быть реализована в следующих формах:

1. Программа «Курс занятий по патриотическому и духовно — нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!»:

Это — практическое пособие, предназначенное для дополнительного образования подростков и молодежи от 11 до 18 лет. Адресовано педагогам, психологам, специалистам по воспитательной работе, социальным работникам, работающим с подростками и молодежью. Содержит видеофильм «Герои нашего времени», программу, учебный план, методические рекомендации.

Многообразие форм и методов воспитательного процесса Программы и ее творческий характер направлены на развитие патриотического мировоззрения, высоких нравственных качеств и ценностных ориентаций всесторонне и гармонично развитой личности. Знакомство и исследование учащимися ярких проявлений патриотизма близких нам по времени Героев Отечества способствует лучшему пониманию истоков и смысла героических подвигов, приобщению к истории родной страны, осознанию своего места в жизни, формированию собственной жизненной позиции, ориентированной на традиционные отечественные духовно-нравственные и культурные ценности.

Основой Программы является авторский музыкально-документальный видеофильм «Герои нашего времени», состоящий из 7 частей-сюжетов, завершающихся песнями- видеоклипами. 1. «Чувство Родины». 2. «От героев былых времен…» 3. «Не уходи, герой!» 4. «За други своя». 5. «Жить — Родине служить». 6. «Вера и верность». 7. «Честь имею!» Продолжительность видеофильма — 1 час 20 минут.

Видеофильм посвящен нашим современникам — героям Отечества от Великой Отечественной войны до наших дней. Видеоклипы, показывающие переклички эпох — прошлых и нынешней, высказывания Героев, факты их биографий в контексте событий эпохи, свидетельства родных, близких, друзей, сослуживцев, фото из семейных архивов, кадры кинохроники, актуальные интервью с современной молодежью настраивают зрителя на размышления о Родине, жизни, об истоках патриотизма и героизма, об истинных героях и ложных кумирах. Поступки героев, их образ мыслей, их любовь к Родине, воспетые в посвященных героям песнях побуждают задуматься о чести, верности долгу, самоотверженности, мужестве, о неувядающей славе героев Отечества, о том, каким высоким и красивым должно быть предназначение человека на земле.

Созданный на основе авторского видеофильма «Герои нашего времени», «Курс обучения по патриотическому и духовно — нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!», рассчитан на 12 занятий.

В Программе представлены также разработки учебного плана и форм проведения занятий, перечень вопросов для обсуждения с учащимися.

Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса занятий по Программе разнообразны. Это комплексные занятия, сочетающие видеоурок и беседу с учащимися с проектной деятельностью, викториной, занятием — исследованием. Рекомендуется максимально полно использовать творческий потенциал учащихся: вводить на занятиях элементы инсценировки, концерта, художественного чтения, использовать другие виды творчества.

К заключительным занятиям курса учащимся предлагается подготовить самостоятельные творческие работы по направлениям и темам, наиболее затронувших их согласно тематике Программы (примерный перечень приведен в Программе). На заключительном занятии рекомендуется провести неформальную творческую встречу-беседу с ветеранами разных поколений.

Результативность занятий оценивается с помощью анкетного опроса, который производится на первом и последнем занятиях (образец анкеты прилагается). Предполагается динамика положительных изменений в структуре и иерархии жизненных ценностей учащихся, их нравственных идеалах, развитии личностных качеств ответственного человека и гражданина, сплочение ученического коллектива.

2. Молодежная акция «Честь имею!»

Предназначена для подростков и молодежи — школьников, учащихся кадетских корпусов, Суворовских училищ, колледжей и профессиональных училищ, военнослужащих, студентов ВУЗов, курсантов учебных заведений Силовых структур. Возраст участников — от 12 до 22 лет. Акцию можно проводить в любое время года, приурочив к дням Воинской Славы России. Акция состоит из нескольких мероприятий.

Акция может в себя включать:

а) музыкально-документальный киноконцерт «Герои нашего времени».

Моноспектакль — киноконцерт, посвященный нашим современникам — героям Отечества разных поколений от Великой Отечественной войны до наших дней в исполнении автора. В него вошли интервью с ветеранами и молодежью, кадры документальной хроники, а также рассказы о героях и посвященные им авторские песни- видеоклипы.

Созданный в 2007 году, киноконцерт стал итогом культурно — просветительской деятельности автора в 2002 — 2007гг.: в качестве режиссера, исполнительницы собственных песен и ведущей цикла тематических вечеров встреч молодежи с Героями Отечества в Культурном центре Вооруженных Сил России.

Жизнь, подвиги, высокие нравственные ориентиры героев Отечества показаны, как примеры самоотверженного служения Родине. Средствами слова, музыки, киноискусства автор предлагает молодежи задуматься о вечных и непреходящих духовно-нравственных ценностях: любви к Родине, чести, верности долгу, самоотверженности, мужестве. Киноконцерт приобщает молодежь к историческим и культурным традициям, воспитывает чувство гордости за родное Отечество и его героев, повышает мотивацию учащихся к учебе и защите Отечества, улучшает дисциплину и моральный климат в молодежных коллективах, способствует самопознанию личности.

Около 200 раз киноконцерт «Герои нашего времени» был исполнен автором перед школьниками, учащимися кадетских корпусов, Суворовских училищ, колледжей и профессиональных училищ, военнослужащими, студентами ВУЗов, курсантами военных учебных заведений, допризывной молодежью — участниками военных сборов и каникулярных лагерей в различных регионах России и зарубежья. Неизменно проходя с успехом, он вызывает большой интерес и сильный эмоциональный отклик, оказывает положительное воздействие на развитие патриотического сознания и ценностных ориентаций молодежи.

Продолжительность киноконцерта «Герои нашего времени» — 1 час 30 минут.

б) Круглый стол — «Честь имею!»

Проводится после просмотра киноконцерта «Герои нашего времени». Рекомендован для молодежи от 14 до 22 лет в системе среднего, среднего профессионального и высшего образования, военнослужащих частей и подразделений силовых структур, а также в условиях каникулярного оздоровительного лагеря, военных сборов, и пр. Продолжительность Круглого стола — примерно 3 часа.

в) Зрительская конференция — «Честь имею!»

Проводится после просмотра киноконцерта «Герои нашего времени» для молодежи 14-22 лет в системе высшего и среднего профессионального образования. Отличается от «круглого стола» более развернутым форматом. Участники зрительской конференции заранее готовят выступления, сообщения по тематике Акции, выбирая формы и виды выступлений по своему усмотрению участников. Продолжительность конференции — примерно 4 часа.

3. Мастер классы, семинары, конференция — «Честь имею!»

Предназначены для педагогов, психологов, воспитателей, социальных работников и специалистов по работе с подростками и молодежью.

Состоит:

— мастер класс автора «Программы курса занятий по патриотическому и духовно — нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!» для педагогов, специалистов по работе с молодежью и воспитательной работе, социальных работников и др. Продолжительность — 1,5 -2 часа.

— мастер классы, семинары, конференция по патриотическому и духовно — нравственному воспитанию молодежи с участием специалистов — ученых, организаторов, практиков.

Продолжительность зависит от формата и количества мероприятий.

Завершает киноконцерт «Герои нашего времени», а также одноименный видеофильм и «Программу курса занятий по патриотическому и духовно — нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!» песня «Честь имею!» В ее тексте поэтически оформлены основные идеи Программы, а эпиграфом стало знаменитое высказывание А. В. Суворова: «Жизнь — Отечеству, честь — никому».

ЧЕСТЬ ИМЕЮ!

Музыка и слова Ольги Дубовой

Говорил в детстве дед мне такие слова:
«Жизнь я прожил, и стала седой голова.
Лишь Отечеству отдал я жизнь одному,
Только честь, только честь никому».

Припев:

Честь имею, и ее не продаю.
Честь имею в мирной жизни и в бою.
Честь имею! На века
Будет наша Россия крепка!

И отец подхватил тот Суворовский клич:
«Верь, надейся, люби, и не трусь, и не хнычь.
Веру Богу отдай на всю жизнь одному,
Только честь, только честь никому».

Припев.

Честь имею, и ее не продаю.
Честь имею в мирной жизни и в бою.
Честь имею! На века
Будет наша Россия крепка!

«Обняла, приласкала, промолвила мать:
Если в сердце любовь, то в душе благодать,
Сердце чувству любви ты отдай одному,
Только честь, только честь никому».

Припев.

Честь имею, и ее не продаю.
Честь имею в мирной жизни и в бою.
Честь имею! На века
Будет наша Россия крепка!

От редакции:

Более подробную информацию о Программе по героико-патриотическому и духовно- нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!», порядке ее использования и приобретения можно получить на авторском интернет-сайт Ольги Дубовой: www. olga-dubova. nm. ru.

 

КОРОБЕЙНИКОВ  А. А. — член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Российского союза «За здоровье и развитие детей».

«Забота о здоровье детей и молодежи — важнейшее направление патриотической работы»

Патриотизм — это, прежде всего, святой дух и, конечно же, одна из светлых сторон нашей жизни. В своем выступлении я хотел бы поделиться мыслями о том, что же мешает сегодня этой светлой стороне и что нам надо делать, чтобы ее сохранить и защитить.

Задачи, о которых я буду говорить, не возможно решить сегодня и завтра, хотя их решать надо было еще вчера. Поэтому мое обращение больше к вам, наши юные друзья, ибо это дело долгое и сложное. Как сказал генерал-лейтенант В. Шатохин, «…мы еще подержимся, старики, но Россию поднимать и отстаивать придется все же вам.

Нынешние условия так деформируют человека, начиная с детства и отрочества, что никакие частичные меры не могут одолеть сумерки современного просвещения и воспитания. Что я понимаю под такими сумерками? Это — сомнительные школьные учебники, агрессивно-бездуховные материалы средств массовой информации, сектантское мракобесие. Достаточно сказать, что в Москве (образованной Москве) растет число молодых сторонников «свидетелей Иеговы», самой разрушительной секты. Пятидесятники проникают в армию.

Все это не имеет надежного шлагбаума ни во власти, ни в армии, ни в здравоохранении, ни в образовании. И что характерно — все наши идеологические вредители прикрываются идеей патриотического служения России.

Лжепатриотическое мракобесие, обрушившееся в России на детей и молодежь, нужно одолеть только всем комплексом высоконравственного, общественного и государственного воздействия на людей, особенно молодых.

И нынешний Собор — хороший шаг в этом направлении. Роль Православной церкви в обществе, когда другие институты государства не имеют достаточного авторитета, толком еще до конца не осознана. Но она объективно очень весома и постоянно возрастает. В наши школы церковь способна нести нравственность. Неслучайно результаты социологических опросов показывают, что 50 процентов респондентов считают, что церковь может успешно заниматься культурным развитием общества.

Считаю, что церкви и государству надо бы, наконец, договориться между собой. Договориться не о разделении сфер влияния, а о совместном сотрудничестве. Отношения между государством и церковью следует прописать в документе-договоре. Государство сегодня не может справиться даже со своей главной задачей — повышением материального благополучия человека, а до спасения души ему вообще нет дела. Так вот этим спасением души, на мой взгляд, должны заняться все конфессии, должна заняться религия.

Сегодня существуют договоры (отраслевые) между церковью и отдельными министерствами, но в государственно-церковном договоре обе стороны должны предпринять небывалые меры против тех средств массовой информации, которые являются главными проводниками порока. Руководители телеканалов и даже официальные власти иногда говорят, — не нравится, выключи телевизор. Нет уж, извините, этот телевизор включен в моей стране и за счет моих налогов. Телевидение — не абстрактный монитор, а конкретные журналисты, стилем работы и жизни которых в последнее время стали изощренный мат, табак, алкоголь. Это против них моя борьба. Борьба за целомудрие телевидения — это борьба за целостное воспитание физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья человека. Одного Общественного наблюдательного совета, который сейчас будируется (но не более того) властями, на телевидении, за деятельностью СМИ мало.

Считаю, что позицию Собора, уважаемые коллеги, в отношении деструктивных средств массовой информации надо бы четче отразить в итоговых документах.

Хочу сказать, особенно молодым, высокие чувства долга и патриотизма свойственны полноценному здоровому человеку. А когда человек болен, ему не до идеалов. Сегодня дружно заговорили о вкладе «Государства» и общества в человека, человеческий капитал. Но частые разговоры и особенно реальные действия властей, все это — мимо этой благородной цели. Один характерный пример. Я недавно вернулся из Ханты-Мансийска. Этот автономный округ у всех на слуху и не только потому, что численностью населения 1,2 млн. человек, здесь производится 7 процентов мировой добычи нефти, но еще и потому, что кое-что населению от такой добычи остается. Детские сады, школы, спорткомплексы, больницы в мраморе. Местное начальство гордится всем этим и говорит, — ну, где еще есть такое?! Но, хочу вам сказать, — здесь не рождается ни одного здорового ребенка. Вот вам и вклад государства в человека, в демографию.

Что же нам делать? Думаю, что вкладывать деньги нужно не только в мрамор, но и в самого человека, в укрепление его здоровья и жизнеспособности. И, в первую очередь, на первое место, без всяких оговорок, в обязательном порядке, должна быть выдвинута задача укрепления физического, психического и нравственного здоровья детей-учащихся.

Сегодня речь нужно вести не о каких-то отдельных организационных, технологических улучшениях в школьном деле, типа компьютеризации, подключения к Интернету, совершенствования питания, медобслуживания. Нет, нужно говорить о возврате к живому ребенку через коренной поворот педагогического процесса в сторону его природосообразности.

Современный учебный процесс в большинстве школ сегодня является врагом здоровья ребенка. Я заявляю об этом авторитетно, поскольку знаю, о чем говорю. Неслучайно специалисты все чаще и чаще стали отдельно выделять школьные факторы риска для здоровья детей и подростков. Младшие школьники до 70 процентов, а старшие до 90 процентов (кроме сна, конечно) проводят в обездвиженном состоянии, что, в первую очередь, ведет к угасанию организма. За последние годы в стране не выявляется ни одного абсолютно здорового одиннадцатиклассника. И куда мы идем? Какое общество мы построим и какую армию будем иметь?

Выпускники школ — в большинстве своем, больные молодые люди, с разрушенной телесной конституцией, со слабыми физическими, психическими и иммунными потенциалами, а создавая семью, они способны произвести лишь еще более физически слабое потомство, вследствие чего деградация нашего генофонда усиливается от поколения к поколению. И увеличением рождаемости дело не спасти, когда девять из десяти рождающихся детей — уже больны.

Целью здоровьесберегающей педагогики является не наращивание объемов медицинской помощи детям, не создание инкубаторов по выхаживанию 300-граммовых детей, а создание условий для того, чтобы учебный процесс нейтрализовал врожденные и не вызывал новые болезни у учащихся. Такие методики есть, и школы, где эти методики успешно реализуются в жизнь, в России тоже есть. И ими должны овладеть все школы, все учителя в России. Сейчас мы заканчиваем создание фильма, «Движение — жизнь», который раскроет глаза многим на коварные и трагические последствия современной обездвиженной виртуальной учебы. И не только Министерство образования и науки РФ, но и Министерство обороны РФ, Генеральный штаб ВС РФ, другие силовые ведомства могли бы взять этот фильм на свое вооружение. Мы его представим всем заинтересованным структурам. Наверное, хватит военному руководству, другим силовым ведомствам молчаливо принимать из школ абсолютно негодное пополнение.

Заботу о комплексном здоровье молодежи наш Собор должен отразить максимально полно в своих итоговых документах.

Уважаемые коллеги, молодые друзья! Проблем с детьми и молодежью накопилось столько, что пора начать всероссийскую дискуссию — как сделать школу здоровее, а семью — прочнее. Ее итоги следовало бы подвести не на помпезном мероприятии, типа «учитель года», а на Чрезвычайном всероссийском съезде учителей и родителей. И давайте запишем в рекомендациях Собора о необходимости проведения подобного съезда. Может быть и в тематике будущих Соборов эта проблема могла бы найти свое достойное место.

 

ГУСАКОВА  В. О. — начальник цикла Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат искусствоведения.

«Духовно-нравственные традиции российской армии — база для воинского воспитания. Положительный опыт»

Культурные традиции являются важным фактором в жизнедеятельности государства и народа. Всемирная история знает немало примеров крушения великих держав в результате утраты традиций и упадка культуры. Мощные высокоразвитые государства, обладавшие большими территориями и сильной армией, навсегда исчезали с лица Земли под натиском других, не всегда превосходящих военной силой, народов. Яркими примерами являются Вавилон, Древняя Греция, Римская империя и Византия. Падение этих держав — результат разложения духовно-нравственной культуры, которая составляет основу благополучия государства и является важным компонентом в воспитании будущих воинов.

В Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе традициям русского воинства уделяется большое внимание.

Отечественные артиллеристы ведут свое происхождение от эпохи святого Сергия Радонежского, когда впервые русские ратники применили огнестрельное орудие в борьбе с войском хана Тохтамыша в 1382 г.

Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус имеет свою историю, которая начинается с учреждения Дворянского полка в 1807 г. Его воспитанники размещались тогда в бывшем доме графа Р. И. Воронцова, перестроенном архитектором А. Е. Штаубертом под военное учебное заведение. По желанию великого князя Константина Павловича — организатора Дворянского полка, в здании была устроена домовая церковь, освященная в честь «Воскресения Словущего» в 1810 г. и упраздненная в 1918 г.

До кадетского корпуса в здании дома Воронцова друг друга сменяли: Дворянский полк, преобразованный в Константиновский кадетский корпус в 1855 г., Константиновское военное училище (1859-1894 гг.), Константиновское артиллерийское училище (1894-1917 гг.), Вторые петроградские курсы РККА (1918-1920 гг.), Первая петроградская артиллерийская школа командного состава (1920-1968 гг.), Высшее артиллерийское командное училище ВАКУ (1968-1993 гг.). В 1993 г. на базе ВАКУ был организован кадетский ракетно-артиллерийский корпус, который совсем недавно, в марте 2007 г., отметил 200-летний юбилей своей преемственной истории.

К этой дате был возрожден храм, а вместе с ним многие духовные традиции, заповеданные святыми воинами и прославленными военачальниками.

Обычно, слово «воин» ассоциируется с солдатом или офицером, а «войско» — с армией, военным отрядом или ополчением. В толковом словаре В. И. Даля к этим понятиям добавляется «Воинство небесное, ангельские силы, лики ангелов и архангелов», а в церковно-славянском словаре — «Воинство Божие — все твари, служащие Богу… воинства небесные — сонмы святых прославленные».

Земным воинам, свершающим подвиг под покровом небесных сил, необходимо знать и почитать святых заступников и молиться им. Именно с этой целью — дать кадетам Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса знания о своих небесных покровителях был разработан курс «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции русского воинства».

В программе курса учтена специфика военного образования в России. Предмет направлен на постижение культурного прошлого и воспитание лучших качеств человеческого характера, составивших основу русского самосознания: патриотизма, благочестия, правдолюбия, отваги, миротворчества, смирения, силы духа, верности Богу и своему Отечеству.

На занятиях кадеты изучают историю возникновения христианства, становления и развития православия в России, подвиги раннехристианских и русских воинов, князей, царей, императоров, подвижников и прославленных военачальников, государственную символику, императорские ордена и воинские знаки отличия, историю святынь, иконографию святых, памятники и храмы воинской славы. Курс охватывает период с I по ХХ в.

Этот богатый и многообразный материал изложен в иллюстрированном учебном пособии «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии» (СПб., 2007. 199 с.). Пособие получило благословение Его Высокопреосвященства Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, и положительные рецензии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, а программа курса была одобрена Академией постдипломного педагогического образования и утверждена Редакционно-экспертным советом.

Изучаемый теоретический материал сопровождается экскурсиями и паломничествами, поскольку юное поколение нуждается в непосредственной духовной жизни, которая с древних времен поддерживается в храмах и обителях.

Подъем русской культуры начался с расцветом монашества в «эпоху преподобного Сергия», который стал «главою и учителем нового пустынножительного иночества», а преемники его духовного опыта — основатели «Северной Фиваиды», значительно пополнили сонм святых монахов Русской Православной Церкви.

«Истинный воин Христа Бога» святой Сергий — духовный пример инокам, небесный покровитель артиллеристов и всех нуждающихся в просвещении и духовном образовании. Его Троицкая обитель положила традицию русских монастырей, ставших местом спасения каждого человека, монаха и мирянина.

Славные русские воины часто посещали монастыри, потому что «иночество — величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него». Под сенью святых обителей, накануне сражений, воины черпали духовные силы, обретали внутренний мир и душевное равновесие.

Воинская служба близка иноческому служению, а подвиг — подвижничеству.

Вступая на путь монашества, человек отрекается от мира, отказывается от имущества и земных интересов, добровольно обрекает себя на лишения. Он обязуется исполнять волю игумена и духовных наставников и дает обеты целомудрия, послушания и нищеты. На входных дверях в соборный храм Свято-Боголюбова монастыря написано изречение: «Если бы люди знали, как трудно быть монахом — никто бы не пошел в монахи, но если бы люди знали, какая от Бога будет награда монахам, все бы пошли в монахи».

Один наш кадет в своем сочинении тоже написал: «У нас, кадет, говорят: если хочешь быть мужчиной — в армию иди, если хочешь быть счастливым — лучше не иди». Принимая воинскую присягу, человек всецело посвящает себя заботе о стране и народе. Подобно монаху, он не принадлежит себе, и если потребуется, должен отдать свою жизнь во имя Родины.

Паломничества в монастыри имеют большое значение в духовном воспитании кадет. В монастырских и кадетских буднях много общего. Их роднит четкий распорядок дня: ранний подъем по сигналу, общая трапеза, совместное проживание монахов в кельях и кадет в расположении, отсутствие праздности и строгая дисциплина.

Кадеты носят форму, иноки — определенное облачение в зависимости от степени монашества. В символическом значении некоторых монашеских одеяний прослеживается взаимосвязь с военной атрибутикой. Например, схимник носит параман — четырехугольный плат с вышитыми буквами «I. C. X. H. K» — «Иисус Христос — щит спасения» или «броня правды», и куколь — остроконечный головной убор — «шлем спасения».

Жизнь в монастыре и кадетских корпусах четко регламентирована Уставом. После молитвенного правила и богослужения у монахов, занятий и воинской подготовки у кадет, первые несут послушание, а вторые заступают в наряд. Даже проживание в отделенных от суетного мира зданиях, покинуть которые можно только по благословению настоятеля или, получив увольнение с разрешения начальника, сближает братьев во Христе и братьев по оружию.

На эту близость обратил внимание классик русской литературы Н. С. Лесков. Уже из названия его рассказа «Кадетский монастырь» следует, что жизнь мальчишек в кадетских корпусах во многом напоминает монастырское общежитие.

Образ жизни, основанный на строгой дисциплине, требует терпения и силы воли. Паломничество способствует укреплению духа, а общение со священниками и братией благотворно отзывается на формировании морально-нравственного облика кадет.

Ребята Санкт-Петербургского кадетского пакетно-артиллерийского корпуса регулярно посещают Валаам и Приозерское подворье Валаамского монастыря, совершают поездки в другие обители Санкт-Петербургской епархии. Им интересно узнавать историю святынь и, что немало важно, они искренне стремятся оказать посильную помощь их насельникам.

Сегодня кадеты, постигая свою великую историю, открывают перед собой богатейшее культурное наследие, свято хранимое народом Святой Руси. Осознав всю глубину исконно русских духовных традиций, они, еще юные защитники рубежей Отечества, в будущем смогут стать достойными хранителями Русской земли, Православной Веры и своего народа.

 

КЫРЛАН  М. В. — курсант Военной академии имени профессора Н. В. Жуковского.

«Храни и оберегай Веру»

Я представляю курсантов Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. В. Жуковского. Более десяти лет в академии работает факультатив православной культуры, и мы, курсанты, в нем участвуем. По программе XII Всемирного Русского Народного Собора наша академия приняла участие в конкурсе программ по патриотическому воспитанию молодежи и духовно-нравственному формированию личности. С определенной гордостью говорю, что наша работа заняла в нем второе место.

Мне, как участнику конкурса, хочется выступить перед вами на тему «Храни и оберегай Веру», тему, которая легла в основу конкурсного проекта.

Начать свое выступление я бы хотел с определения и понимания смысла Веры.

«Вера — это состояние души, не чуждое ни одному человеку. Только что есть вера в православном понимании»?

Как сказано в послании Святого апостола Павла: «Вера же есть — осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом. Верой мы познаем, что века устроены словом Божьим. Верою Авель принес жертву лучшую, нежели Каин, ею получил свидетельство, что он праведен. Верою Енох переселён был так, что не видел смерти. А без Веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим его воздает». По словам Апостола Павла: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи. Воины были крепки на войне, прогоняли полки чужих. Жены получали умерших своих воскресшими».

Верою всегда были крепки люди нашей страны, сильна наша армия на протяжении многовековой истории развития.

Россия и русские люди переживают сейчас не простое время, когда исконно русские традиции и ценности пытаются подменить западными фальшивыми идеалами. В средствах массовой информации, в наружной рекламе, на многих массовых мероприятиях пропагандируются совершенно чудовищные вещи. Они рекламируют табак, алкоголь, продукцию, доставляющую минутное удовольствие, а в конечном итоге — приносят огромный вред здоровью и духовному состоянию человека. Причем об этом вреде как раз ни одного слова не упоминается!

Многие западные страны испокон веков пытались завоевать наши обширные, богатые природными ресурсами земли, покорить русский народ. Они приходили к нам с огнем и мечом, но русский народ, единый и сильный в своей Вере в Бога, боролся за правое дело, всегда побеждал и с позором прогонял врага.

Поэтому наши недоброжелатели решили воздействовать на нас сегодня по-иному — изнутри разложить самую непокорную греху нацию, погрузить ее в хаос наркотиков, алкоголя и, в конечном итоге, в анархию.

Именно поэтому так необходимо сейчас бороться за свое выживание и главное наше оружие сегодня — Вера в Бога! Верующий человек обладает внутренним духовным щитом, который защищает его от всего дурного, плохого и греховного.

Задача возродить Веру у всего населения, в том числе и у воинов Вооруженных Сил — не простая, но выполнимая.

Наша академия активно включилась в борьбу за это правое и благородное дело. В академии разработана программа, направленная на духовно-нравственное воспитание молодых людей, на восприятие ими духовных и нравственных ценностей России, на принятие ими Веры в Бога, на воцерковление наших курсантов.

Вот уже в течение двух лет, с момента поступления в стены нашей академии, с нами проводятся занятия, которые проходят в разнообразных формах. Приглашаются писатели, художники, представители духовного центра «Жизнь», ветераны Великой Отечественной войны и, конечно же, священники. Именно представители церкви наиболее ясно объясняют нашим курсантам о том, что есть Вера. Рассказывают и объясняют смысл заповедей Божьих, о значении великих православных праздников.

Частыми гостями выступают наши соседи — представители наиболее близкого нам храма Благовещения Пресвятой Богородицы, где настоятель протоирей отец Димитрий Смирнов. Другом академии, нашим наставником и учителем стал настоятель храма Вознесения Господня (за Серпуховскими воротами) иерей отец Константин Татаринцев, заведующий сектором Военно-воздушных сил Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

В ходе таких встреч проходят дискуссии, поднимаются сложные вопросы, на которые священнослужители дают нам полные и понятные ответы. В конечном итоге батюшки становятся верными друзьями, духовными наставниками каждого из курсантов. А мысль о том, что храм, где настоятель отец Константин Татаринцев всегда является «запасным аэродромом» для каждого из нас, мы несем с теплотой, будучи в городском увольнении.

Доброй традицией стало посещение курсантами пасхальных и рождественских балов, проходящих при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Православном просветительском центре, устроителем которых является отец Михаил. На этих балах курсанты приобщаются к духовным и светским традициям, зародившимся уже много веков назад. Получают возможность пообщаться и потанцевать с православными девушками, а, возможно, в будущем создать крепкую православную семью.

Очень познавательно и интересно в Троицко-Сергиевой Лавре прошла конференция «О духовных истоках победы в Великой Отечественной войне», в ходе которой курсанты посетили Лавру, прикоснулись к мощам преподобного Сергия Радонежского, ознакомились с целым комплексом храмов. И, конечно же, общались с воспитанниками Духовной семинарии.

В общении со слушателями Московской духовной академии во время конференции, посвященной 60-й годовщине Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы более глубоко поняли деятельность и роль Русской Православной Церкви в этой победе, влияние духовно-нравственных традиций на внутренний облик русского солдата и значение православия для формирования личности современного офицера Российской армии.

Ответная встреча слушателей и преподавателей Московской духовной академии с курсантами произошла через полгода в стенах нашей академии, где обсуждались «Духовные истоки и значение победы русского народа на Поле Куликовом». Данная конференция носила межвузовский характер, на которой присутствовали представители двух военных академий, университета МВД России, Московской духовной академии и Свято-тихоновского православного гуманитарного университета. Участники конференции показали роль Куликовской битвы и историческое значение победы в ней в становлении и укреплении российской государственности и российской армии, роль Русской Православной Церкви в деле становления и укрепления духовного облика русской армии.

После таких конференций все участники стали более глубоко понимать значение и суть того, что значит быть воином — христианином, многие захотели стать похожими на своих предшественников, которые не побоялись отдать свои жизни в борьбе за правое дело.

Не менее интересны и наши экскурсии в залы Воинской Славы на Поклонной горе, другие музеи, посвященные подвигам русского воинства, в Дома художников и литераторов, а также посещения театров и концертов. После таких мероприятий каждый из нас внутренне чувствует себя одухотворенным, уверенным в завтрашнем дне.