Конференц-зал гостиницы «Даниловская»
10 марта 2005 года
ГАНИЧЕВ В. Н.
Сегодня закончилась работа наших секций. Их было пять. В каждой из них не было недостатка в выступлениях, а скорее наоборот. Мы построим свою работу на пленарном заседании так. вначале руководители секций нам расскажут об итогах работы секций, затем еще несколько выступлений и обсуждение итогового документа, принятие его.
ШАТОХИН В. Я.
секция «Церковь. Армия. Народ»
Уважаемые архипастыри, пастыри, братья и сестры, нам с протоиреем Димитрием Смирновым, председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами было доверено, и благословили нас, на ведение секции «Армия. Церковь. Народ». Мы её проводили в Академии Генерального штаба. Начали секцию с молебна в храме Академии Генерального штаба. На секции присутствовало 268 человек. Были охвачены все ветви законодательной власти, а также академии, за исключением одной, дислоцирующейся здесь, в Москве.
Был один маршал, 28 генералов, 72 офицера, курсантов слушателей 30. Единодушное наше с отцом Дмитрием решение, что план мы выполнили. Записались для выступлений 24 человека, выступили 15. Я не буду перечислять все выступления, я только, с вашего позволения, доложу те моменты озабоченности, которые имели место быть, и предложения, которые были.
Документы все собраны. Нам еще предстоит их обобщить, проанализировать. Что касается выступлений, это от Академии погранвойск, Военного университета, Академии Генерального штаба, которая любезно нас приняла на своей территории. Советник президента Герой России генерал-полковник Трошев высказал очень много предложений. Не только связанных с казачеством, за что он отвечает перед президентом, да я думаю, и перед всем народом, но и высказал как полевой генерал предложения по армии. В том числе по вопросу её сегодняшней подготовки. Были высказаны следующие предложения. Во-первых, на предложение владыки Кирилла в отношении того, чтобы дальше развивать, 4 ноября и вопросы, связанные с правами человека. Была Социальная концепция Русской Православной Церкви на этом Соборе, после этого Свод нравственных принципов. Сейчас будет концептуальная работа по этим вопросам. Высказано единодушное мнение, что это нужно делать. Нужно жить по уставу, нужно жить по нормальным духовным законам.
Осенью 1993 года была проведена конференция. Эта конференция предшествовала заключению соглашения между Русской Православной Церковью, которое подписал Патриарх наш и Министр обороны, по взаимодействию. Высказано предложение провести еще одну конференцию. Подготовить её и провести, потому что сегодня требуется не только такое соглашение с армией. В развитие этого соглашения с другими правоохранительными органами. И ряд других предложений, которые в мы проанализируем вместе с отцом Димитрием Смирновым и доложим.
Я хочу с этой высокой трибуны поблагодарить тех людей, которые помогали в организации и в оказании помощи. Это руководство Генерального штаба, группа, которая работала от Собора, а также наши спонсоры — группа компаний «Энергопром» и ассоциация «Уголь-графит».
Благодарю вас за внимание. Я думаю, достаточно интересно прошла секция. Это мое заключение, и не только мое. Спасибо.
ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ С. В.
секция «Историческая правда Победы»
Секция «Историческая правда Победы» проводилась в стенах Союза писателей России. На нее мы приглашали не только писателей, но в первую очередь историков, специалистов по истории Великой Отечественной войны, послевоенного развития нашего Отечества. Присутствовало около 200 человек. Выступило 16 человек. Причем, если пользоваться терминологией уважаемого генерал-лейтенанта Шатохина, план был выполнен и даже перевыполнен. Несколько человек выступили после основного плана в прениях.
Особо нужно отметить выступления некоторых историков. В частности, Сергей Павлович Куличкин, полковник, главный редактор «Воениздата». Большинство соборян получили его книгу, только что вышедшую «Вставай, страна огромная». Сергей Павлович, по сути дела, сделал основной теоретический и практический доклад, задал тон всей секции. После чего работа секции шла в очень интересном конструктивном плане. В частности, доктор исторических наук, профессор МГУ А. И. Вдовин раскрыл довольно неизвестные вещи о национальном измерении победы, о вкладе различных народов в победу в Великой Отечественной войне. Профессор Владимир Невежин, доктор исторических наук из Института Российской истории привел очень интересные размышления и интерпретации на основе архивных источников известного тоста И. В. Сталина «за русский народ», произнесенного в мае 45-го года. Сотрудник института истории Российской академии наук кандидат исторических наук Зинич М. С. рассказала о последних исследованиях в области перемещенных ценностей. Это до сих пор очень больная проблема, потому что вы знаете, как была разграблена наша страна в годы Великой Отечественной войны, и сколько еще не вернулось. Она одна из тех, кто занимается изучением этого вопроса.
Было много выступлений. В частности, кандидат исторических наук В. Воронин предложил очень интересное сравнение внешней политики России начала XX века, то есть времен государя Николая II, и внешней политики времен Великой Отечественной войны. И, в частности, очень интересно показал, как в 1945 году на Ялтинской конференции И. В. Сталин и советская делегация не наступила на те грабли, на которые, к сожалению, наступила российская дипломатия в начале века. И благодаря этому была создана та знаменитая Ялтинская система мира.
Мы специально пригласили нашу молодежь, студентку 5 курса исторического факультета МГУ, которая рассказала о том, как сейчас интерпретируется победа в западной науке и насколько сейчас антироссийски настроена англо-американская историография в отношении победы и как пытается всячески замазать вклад Советского Союза в победу во Второй мировой войне.
Секция поддержала прозвучавшее вчера предложение о необходимости восстановления храма Николы Стрелецкого в центре Москвы. Это напротив дома Пашкова, напротив Кремля. Это был полковой стрелецкий храм. Как одно из свидетельств русской воинской славы.
По итогам заедания секции «Историческая правда победы» была принята краткая резолюция, которую позвольте мне озвучить. «Святой подвиг народа» — так мы озаглавили этот документ. «Работа секции IX Всемирного Русского Народного Собора» «Историческая правда Победы» показала, что и сегодня, несмотря на сложившуюся десятилетиями научную традицию изучения истории Великой Отечественной войны, существует еще немало проблем, которые требуют самого внимательного освещения. Однако стремление найти правду о войне не должно оборачиваться пересмотром её сущности и итогов.
Но вот уже не первый год множатся и множатся в публицистической, художественной, а то и в научной форме бесчисленные измышления о войне, буквально заполонившие книги, газеты, журналы, кино и телевидение. Всё это преподносится как похвальное стремление современников разобраться в темных, не раскрытых страницах великой и героической трагедии, а на деле превращается в открытое попирание наших святынь, открытое глумление над памятью павших воинов и еще живых ветеранов.
Среди подобного рода измышлений утверждение о наших напрасных жертвах, разрастающихся под пером горе исследователей до неимоверных величин, россказни о бездарных полководцах во главе с бездарным Верховным Главнокомандующим, о массовом предательстве, мародерах, людоедах, насильниках и развратниках, якобы, составлявших основную массу наших солдат, офицеров и генералов на фронте и обывателей в тылу. Мы, участники IX Всемирного Русского Народного собора, резко протестуем против таких «разоблачений», будь то статьи публицистов вроде Попова, историков типа Резуна, Озопьского, документальных фильмов, воспевающих рыцарскую храбрость эсэсовцев и справедливую идею власовцев, игровые фильмы типа «Диверсант», «Штрафбат» и другие.
Мы требуем не допустить эту массовую великую ложь о Великой Победе в школьные программы и учебники по истории, в книги и фильмы для детей и юношества. Наши дети должны гордиться святым подвигом своих прадедов.
Мы подчеркиваем решающую роль, сыгранную Советским Союзом в победе во Второй мировой войне, в создании широкой антигитлеровской коалиции. Эту роль никому не удастся ни затушевать, ни ошельмовать.
Мы обращаемся к ученым, публицистам, писателям, работникам кино и телевидения в своем стремлении к познанию правды о Великой Отечественной войне не забывайте — память о победе должна стать важнейшим истоком любви к России и гордости за наше Отечество.
Мы считаем, что воспитание у школьников, студентов исторической грамотности и основ исторического мышления, способствующих осознанному социальному действию, становится объективным вызовом времени, непременным условием достижения социального мира и социальной безопасности Отечества.
Мы предлагаем силами ведущих научных учреждений России, лучших специалистов разработать и издать десятитомную историю Великой Отечественной войны.
Мы обращаемся к политическим и государственным деятелям России — нельзя допустить пересмотра результатов победы и итогов Великой Отечественной войны. Именно наш народ внес самый весомый вклад в победу над фашизмом. Именно наш народ освободил другие народы Европы от нацистского гнета, как бы ни пытались сегодня некоторые зарубежные политики объявить собственное освобождение новым завоеванием. Именно наш народ понес самые большие жертвы в ходе войны.
В XX веке Россия подверглась невиданным испытаниям и страданиями, но и возвысилась на невероятную высоту победы в Великой Отечественной войне. Будем же всегда помнить о святом подвиге нашего народа!» Спасибо.
ГАНИЧЕВ В. Н.
Спасибо, Сергей Вячеславович. Действительно, там дискуссия была настоящая и в каком-то смысле двухфланговая. Один из докторов исторических наук, отдавая должное победе, говорил о тех жертвах, о депортациях, о всякого рода случившихся конфликтах во время войны. Другой же говорил, почему эти жертвы, почему эта депортация была возможна и т.д. Мне кажется, что в этой совокупности явлений, в их рассмотрении в целом и есть смысл проведения такого рода конференций и секций. Спасибо большое.
ИЛЬИНСКИЙ И. М.
секция «Моподежь и наследие великой Победы»
Уважаемые участники нашего заседания, работа секции «Молодежь и наследие Великой Победы» проходила в Московском гуманитарном университете, ректором которого я являюсь, в переполненном зале. В одном из наших залов собралось более 500 человек. Среди собравшихся более 50 ветеранов Великой Отечественной войны, активисты Российского союза молодежи, Всероссийского православного молодежного движения, других молодежных организаций, 40 организаций, профессора, преподаватели, студенты, аспиранты вузов Москвы, студенты колледжа, заведующие кафедрами, педагоги из 60 вузов страны, 37 городов России, представители духовенства, журналисты.
С докладами и в прениях выступило 12 человек. Я бы особо выделил совершенно блестящую речь ветерана Великой Отечественной войны профессора Митрофана Павловича Скирдо, которому исполнилось 93 года. Он выступал ярко, содержательно. Так, что зал многократно прерывал его выступление аплодисментами.
Большое впечатление на всех произвело выступление Виктора Стрельченко, курсанта Голицинскоп пограничного института ФСБ, который рассказал об участии нынешних молодых людей в боевых действиях, приводил истории о погибших молодых ребятах, патриотах России.
О роли молодежных и детских общественных организаций в развитии институтов гражданского общества и обеспечении социальной преемственности говорил председатель национального Совета молодежных и детских объединений России Александр Соколов.
С очень интересным докладом, точнее сказать с расширенным выступлением выступил председатель Фонда безопасности России генерал-майор Леонид Иванович Шершнев, показавший происходящее сегодня в нашем обществе как текущую гражданскую и часть четвертой мировой войны. Войны, которая не осознана, по его мнению, я с ним согласен, ни властью, ни обществом. Его взгляд на программу работы с молодежью, в том числе он касался этого вопроса, весьма интересен, и я хотел бы привести некоторые положения из его выступления.
Во-первых, он говорил о необходимости осознать состояние войны и применяемых способах и средствах, о необходимости владеть навыками противодействия тому, что делает противник, особенно в информационно-психологической сфере. Во-вторых, генерал призывал молодежь осознать свою историческую ответственность за судьбу страны, за спасение России. Для молодежи, по его мнению, настал час истины. 15 лет реформ, старшее поколение, отцы и деды продержались в текущей войне, как могли, Россию сохранили. На большее, по понятным причинам, они уже сегодня не способны, другое время. Молодые люди должны взять ответственность на себя. Им отстаивать право петь свои песни, а не чужие песни, на своей земле.
В-третьих, вырабатывать для себя ресурс выживания: волю, способность, навыки, умение. Сегодня недостаточно просто хорошо учиться. Надо усиленно заниматься самообразованием и понимать происходящее. В ресурс выживания входит не только обретение профессии, но и обретение смысла жизни.
В-четвертых, определиться с тем, какие политические силы поддерживать, против каких выступать. Надо идти в политику, идти во власть молодым.
В-пятых, ответственно отнестись к своей миссии отцовства и материнства. Чтобы выжить, в России в каждой семье должно быть не менее трех детей. Мы не можем жить как Запад за счет демографического донорства. Надо оценивать власть и добиваться от нее поддержки программы рождаемости, увеличения населения, как одной из ключевых.
Секция приняла также Обращение к российской молодежи. Текст у членов Президиума есть. Он был распространен среди всех участников нашего собрания, среди 500 человек. Мы не обсуждали его, но в основном все собравшиеся согласились, и мне поручено огласить только ту часть, где содержится обращение к Президенту и к правительству:
«Участники секции высказались за незамедлительное решение вопросов социального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны, включая особые меры содействия тем, кто живет в бывших республиках СССР, и обратился с просьбой о предоставлении российского гражданства».
Далее. Проведение общественной государственной экспертизы учебной литературы по общественной и мировой истории, рекомендованной для изучения в школах, ВУЗах, следствием чего должно быть исключение негодных учебников из образовательного процесса. Я и многие другие в своих выступлениях приводили совершенно конкретные примеры того, как фальсифицируется наша история в учебной литературе.
Широкое привлечение молодежных и детских общественных объединений, других структур гражданского общества к разработке и реализации государственных программ патриотического воспитания молодежи, которые должны стать центральным звеном государственной молодежной политики.
Далее. Использование средств массовой информации, находящихся под контролем государства, прежде всего государственных каналов телевидения, планомерной, обширной и профессионально грамотной работы по формированию исторического сознания молодого поколения, уважения к своей стране, понимания её исторической миссии в мировых процессах. Речь идет об общественном контроле за этой работой.
Речь шла также о поддержке молодежных инициатив в производстве, науке, технике, политической и культурной жизни, вложении инвестиций в молодежь. Со своей стороны хочу сказать, что я говорил и многие говорили в своих выступлениях о том, что проблемы государственной молодежной политики должны стать вновь в нашей стране предметом широкого общественного обсуждения.
В начале 80—90-х годов широкое обсуждение этих проблем вынудило власть еще в советское время принять передовую концепцию государственной молодежной политики и закон об общих началах государственной молодежной политики. Я руководил этим проектом тогда. Сегодня мы можем констатировать, что этот запал растерян, документы шаг за шагом выхолащивались, проблемы молодежи не решались. Сегодня мы имеем чрезвычайно слабую государственную молодежную политику и не случайно пожинаем печальные плоды такой недальновидности. В частности, речь шла о том, чтобы Собор обратился к Президенту России с просьбой вернуться к вопросу об обсуждении концепции государственной молодежной политики на Государственном Совете. Такой вопрос выносился на Совет, президент давал такое поручение, но в течение трех лет оно так и не было выполнено.
Секция считает, что власть должна понять, что патриотизм — это не частный интерес частного человека. Молодежная политика в первую очередь должна быть направлена на формирование гражданских и патриотических ценностей. Общество должно найти ответ на вопросы — куда же идет Россия, какое общество мы строим, какие национальные интересы отстаиваем? Без того, что молодежь продолжит дело великой победы, у России не может быть достойного настоящего и желаемого светлого будущего.
Хочу сказать, как исследователь проблем молодежи, как ректор крупного вуза в течение уже 11 лет, в молодежной среде очень много талантливой, одаренной, великолепной, в том числе патриотичной и духовно нравственной молодежи. У нас не должно быть никаких сомнений, что существует сильное ядро молодежи, на которое мы должны возложить все свои надежды, и поддерживать прежде всего эту часть молодежи. Не надо оплевывать нашу молодежь, не надо говорить прежде всего о потерянном поколении, об Иванах, не помнящих родства и тому подобных проблемах. Есть такие. Но всегда в обществе существовала часть молодежи, которая тянула за собой остальных. Сегодня она существует, уверяю вас, и наша задача — помочь ей достойно продолжить дело отцов.
ГАНИЧЕВ В. Н.
Спасибо, Игорь Михайлович. Я думаю, что это ключевой вопрос — отношение к победе и воспитание в духе победы, молодого поколения. И то, что в секции участвовало свыше 500 человек, это нас радует. И вообще это собрание носило, по рассказам и по информации, характер некой конференции, и даже съезда, связанного с молодежной политикой, ибо там был сплав мудрости и сплав молодости. Нам кажется, что эта проблема вызревает в самостоятельный вопрос Всемирного Русского Народного Собора.
КОТЬКАЛО С. И.
секция «Духовно-нравственные основы Победы над фашизмом, терроризмом, расизмом, сепаратизмом»
Ваше высокопреосвященство, дорогие соотечественники, наша секция прошла в большом зале Отдела внешних церковных связей. В секции приняли участие более 70 человек. Руководили секцией поочередно владыка Виктор Тверской, владыка Феофан Ставропольский и владыка Кирилл Ярославский. Я им помогал.
В работе секции приняли участие священнослужители русского зарубежья из Абхазии, из Германии, наши священнослужители из Казани, Москвы. В работе секции приняло участие офицерство, ученые, писатели, историки, самые различные слои нашего населения, которые говорили о тех видимых им проблемах и решениях тех задач, которые можно решать нам, исходя из тех итогов, которых мы достигли на основе побед нашей страны.
По итогам встречи была принята резолюция, которую я зачитаю. «На протяжении многих веков Россия, светская власть, Православная Церковь совместно заботились о сохранении памяти народа, его исторической правды. Взгляд на историю народа был единый. Он зиждился на трех основополагающих составляющих: Православие, самодержавие, народ. Эти три слова составляли взаимодействие государства, духовных и общественных форм учреждений.
Духовно-нравственной основой победы над фашизмом и терроризмом можно считать весь комплекс государственных и общественных мер, предпринимаемых государством и обществом, Церковью и личностью в борьбе со злом. В первую очередь это должно быть участие всех нас в этой духовной брани со злом. А между тем, в международной практике и по сей день приняты двойные стандарты в оценке зла, в оценке терроризма. Порой его характеризуют как легальный и нелегальный. Необходимо от имени Собора призвать к устранению использования двойных стандартов, использования терроризма как разменной политической карты в международной и внутренней политике. И в первую очередь в экономической политике. Общество должно потребовать установления своего контроля за политическими действиями капитала, так как это в свою очередь несет духовно-нравственные потери для современного общества. А общественное мнение, контролируя и анализируя действия капитала, сможет создать необходимый противовес для его антиобщественных действий.
В работе секции принимали участие представители Русской Зарубежной Церкви. Особо подчеркнули пожелание включить в понятие единство народа и единство России всех чад русских, проживающих в рассеянии. Духовно-нравственные основы победы прежде всего отражены в культуре, необходимости сохранять её в чистоте. Отечественную войну выиграл учитель русской словесности. Но сегодня после разрушительных реформ в образовании мы призываем уже позаботиться о русском и церковно-славянском языках, как духовной основе будущего.
Антипатриотизм, антидуховность часто скрываются за словом толерантность. А толерантность, терпимость к чуждому доводятся до степени ненависти к своему. Это приводит к братоненавистничеству. В России же традиционным всегда было милосердие и братолюбие к слабым и обиженным, к немощным и инвалидам.
Особо была отмечена необходимость государственной поддержки инвалидов, а их в России сегодня более 15 миллионов. Общество должно созреть для милосердия. Для этого особенно важно законодательно закрепить доступ инвалидов к общественной жизни. Укрепляя духовно-нравственные основы нашей жизни, есть необходимость осуществления единой работы всех ветвей власти и Церкви. Так, к власти поступило предложение праздновать День российской государственности 21 сентября, а День России — в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.
Необходимо постоянно помнить о широко распространенном в наше время информационном терроризме и активно ему противостоять. Государство и общество обязаны выработать законы, определяющие понятие информационного терроризма и меры пресечения этого явления в СМИ России. Отдельной строкой в бюджете государства, в областных бюджетах следует прописать поддержку центральных и епархиальных православных СМИ.
В целях укрепления славянского единства и в память о победе русского оружия предлагается московским властям рассмотреть вопрос о восстановлении памятника генералу-победителю Скобелеву.
Секция считает жизненно необходимым для России снятие всех бюрократических преград для преподавания в школах всех уровней национально ориентированной истории Отечества, которая не подвергалась бы конъюнктурной экзекуции, зависимой от иноземного влияния современных глобалистов. Государственного и общественного признания ценности военно-исторической, национально-государственной, экономической наук и духовного образования, как основы воспитания молодежи.
Секция обращны и последних войн, наши дети. Где бы общественно-полезный труд являл пример служения ближнему своему». Спасибо.ается к законодательным, исполнительным органам власти в России с настоятельным пожеланием определить технологические параметры стратегии социального, экономического развития общества, где бы, согласно Конституции Российской Федерации, не было бы места классам угнетателей и угнетенных, не подвергались обструкции национальные герои и не побирались бы по помойкам ветераны Великой Отечественной войны
ГАНИЧЕВ В. Н.
Спасибо, Сергей Иванович. Я думаю, что это тоже одна из важнейших наших секций. Это главный, может быть, рычаг в период Отечественной войны, обеспечивший нам победу. И сегодня только на этой духовно-нравственной основе и может строиться наша борьба с терроризмом, расизмом, сепаратизмом. Иначе она вырождается в какое-то подобие очередной компании, или борьбы с тоталитаризмом. Как угодно можно это называть.
Может быть надо все-таки было упомянуть нам всем тот Свод нравственных правил, которые выработал предыдущий собор, обращенный к нашим предпринимателям. Мы не такие наивные люди, чтобы не понять, что Свод как таковой не сработает сразу, но его направленность, его доходчивость, его устремленность в конечном итоге должна оказать влияние на общество.
ЦИПКО А. С.
секция «Сегодняшние угрозы миру и безопасности»
Секция проходила здесь, в зале не было так много народа, как сейчас, но половина была из присутствующих. Общее впечатление и мое, и владыки Кирилла — секция была чрезвычайно плодотворная, умная, аргументированная. Все выступления отличались поразительной фундированностью. Выступило 15 человек, но записалось 32 человека. Отсюда первая проблема. Валерий Николаевич, тут даже был какой-то элемент неуважения ко многим, кто хотел выступить. Наверное, нужно больше времени, потому что многие люди просто обижены. Это моя вина, но, честно говоря, и вина многих выступавших — в регламент 7 минут практически никто не укладывался.
В связи с этим. Общее впечатление и какой-то первый общий вывод. Я не буду делать акцент на выступающих, а на проблемах. Мы вообще договорились рассматривать прежде всего угрозы и риски для современной Росси. И мы подняли проблему духовной и идеологической безопасности, как фундаментальную проблему, связанную с современным состоянием России. Именно подрыв духовной безопасности, может быть, представляет наибольшую угрозу. Как хорошо сказал генерал Владимиров: «не нужны никакие армии и войска, можно просто население приучить к мысли, что они жители колонии, управляемой территории, и на этом стране конец». Акцент на проблемы духовной безопасности.
Вывод следует из этого. Патриотизм, духовность, любовь к Родине имеет смысл и может превратиться в национальную государственную политику, когда эти чувства опираются на глубинное знание предмета. Об этом говорили очень многие — Шелов-Коведяев, академик Титаренко. Мы должны, утверждая свои ценности, быть фундаментально образованными и глубоко знать предмет. Это у нас было в связи с проблемой Сибири и безопасности Китая. Здесь была очень широкая дискуссия и очень плодотворная. И академик Титаренко прекрасно показал, когда мы судим об островах, о границах, мы должны знать историю. Без истории это бессмысленно. И мне кажется, в связи с этим тоже важный вывод. Достоинство Собора, особенно последних соборов нет только в том, что они вырабатывают программы, вырабатывают проблемы, но они вырабатывают ту тональность диалога, уважения, глубинного знания предмета, которые позволяют и Собору, и патриотическому движению России смело выходить на мир, заявлять о своих проблемах и ощущать себя достойными, глубоко знающими людьми. Это чрезвычайно важно для понимания, и это было очень характерно для работы нашей секции.
Теперь конкретно о проблемах. Проблемы безопасности все-таки были разделены. Проблемы глобальной безопасности, связанные с современной ситуацией в мире и с этими противоречиями современной глобализации. Да, глобализация это факт, объективная необходимость, но глобализация (это говорил владыка Кирилл) угрожает суверенитету государственному. Глобализация может быть использована для установления мирового господства, однополярного мира и для нового тоталитаризма и диктата. С этим надо считаться. Понимая объективную необходимость глобализации, надо сохранять национальную идентичности, культурную идентичность, для России цивилизационную идентичность. И надо всячески защищать суверенитет. Этот вывод был.
В этой связи было много выступлений. Прекрасное выступление Натальи Михайловны Витренко, лидера Прогрессивной социалистической партии Украины. Она блестяще показала, что в этом глобальном мире в выборах на Украине решалась не только проблема — кто будет президентом на Украине. Решалась судьба русского мира. Эти выборы были использованы для того, чтобы Украину, как часть русского мира, вывести из русского мира. И, с другой стороны, чтобы ослабить русский мир. Было очень много ценного и полезного сказано, чтобы мы осознали, как эти угрозы существуют в глобальном мире, и как они реально реализуются сегодня на наших глазах. К сожалению, мы во многих из них (это моя точка зрения) просто являемся участниками и наблюдателями очередного поражения России.
Проблема материальных угроз. Это говорили на всех секциях. Проблема демографическая, вымирание русской нации, отсутствие демографического потенциала хотя бы для сохранения территории. Проблема Китая у нас возникла в связи с этим же. Проблема Сибири и проблема вообще материальных и людских ресурсов, как предпосылки сохранения Россией своего государственного и национального статуса.
И теперь очень коротко четыре пункта — о духовной безопасности и угрозах. Я понял, на многих секциях говорили об информационном терроризме. Использование неолиберализма для подрыва духовного и нравственного здоровья населения Российской Федерации. Здесь было чрезвычайно много сказано. Был прекрасный доклад о современной политкорректности, как форме морального разоружения населения, как попытки выхода человека за рамки противоположности добра, выхода за рамки моральных парадигм.
Проблема опасности, связанная с утратой национальной, русской в широком смысле, идентификации. Было очень много выступлений, и было показано, что утрата русской идентификации угрожает не только нации, но угрожает государству, и угрожает вообще русскому православному миру. Здесь было выступление Игоря Олеговича Круговых. Он прекрасно показал, что можно, сохраняя политкорректность, сохраняя уважение к международному праву, отстаивать интересы русского народа, его права защищать, ставить свои собственные проблемы и существовать одновременно в культурном и правовом поле.
Далее. Проблемы (на это обращал внимание владыка Кирилл и многие другие) связаны уже с состоянием патриотического движения. Ситуация в общем-то хорошая, озабоченность судьбами России видна. Мы, по-моему, все немного пессимисты, но здесь какой-то перелом очень позитивный, если наблюдать за Соборами. Но, с другой стороны, виден все-таки раскол, ценностный раскол. Мы много говорили и чрезвычайно много внимания уделили и, по-моему, этому было посвящено шесть выступлений, расколу между условно так называемым «красным» и «белым» патриотизмом. Он проявился вчера на пленарном заседании при оценке факторов, способствующих победе во второй мировой войне. Оценки были разные. Спасла система или спасла русская культура, русский дух и Православие. Зюганов это выразил в жесткой форме. Мы обсуждали эту проблему и договорились, что (здесь было чрезвычайно точное выступление академика Титаренко) хотя есть это различие, но это патриоты. Это люди, для которых Россия их родина, которые не мыслят свое существование вне России, без русской культуры. И они должны договариваться, искать точки соприкосновения. И была точка зрения, что последующие соборы надо посвятить этой проблеме. И в рамках диалога различных точек зрения искать точки соприкосновения для решения этой проблемы.
Еще одна угроза, о которой говорилось в выступлении отца Всеволода. Это проблема соотношения между национальными элитами и современными мировыми элитами. Было очень точно сказано, что мы живем в очень опасной ситуации, когда элита национальная быстро превращается во все- мирные элиты и теряет интерес к своим национальным и государственным интересам. В связи с этим много было сказано о том, что надо добиться, чтобы национальная российская элита прежде всего защищала и выражала интересы своего государства, своих народов.
И последнее. Вывод такой. Руководство России обязано сформулировать концепцию, которая отражала бы коренные интересы российской нации. Сохранение Российского государства, сохранение Российской державы и сохранение Русского православного мира. Так эта концепция может быть пунктирно сформулирована, но о ней говорили очень многие выступающие. Это, по-моему, было самое главное предложение нашей секции. Спасибо за внимание.
ГАНИЧЕВ В. Н.
Спасибо, Александр Сергеевич. Действительно, это была очень полновесная секция и очень важные вопросы, которые выходили оттуда, из глубин Второй мировой войны, Великой Отечественной войны и пришли к нам.
Мне кажется очень важным вывод, который был сделан на секции, о тональности. Во многом мы научились ей, и она действительно есть, и ощущение локтя появилось. Красные, белые или какие еще патриоты. Но если патриоты, мы должны более осторожно относиться друг ко другу. Мы друг с другом так боремся, что доставляем величайшую радость нашим оппонентам, чтобы не сказать врагам.
И еще. Та оценка, которую дали на секции, что Собор завоевал право смело выходить на мир, на общественное мнение. К сожалению, мы в недостаточной степени этим правом пользуемся, и митрополит Кирилл всегда говорил руководству и всем нам, что мы между нашими форумами нашего собора в недостаточной степени проявляем себя, как Собор. Есть для этого свои причины, которые следовало бы всем нам вместе преодолеть, расширив поле тех людей, кто работает на Собор.
И, конечно, самое главное, что было подчеркнуто в конце, это концепция коренных интересов России, коренных интересов нашего народа. Может быть это задача Собора, которая должна представить первичный материал для внесения в государственные органы, в Думу, в общественное мнение. Я думаю, мы за это нашу секцию должны поблагодарить. Спасибо.
КРУПИН В. Н.
писатель
«Дети! последнее время!» — восклицал апостол Иоанн. «Братья и сестры, — воскликнем мы, — последняя война!»
Последняя война последних времен была начата архистратигом Михаилом и его небесным воинством. Они очистили Царство Небесное от духов тьмы. Падший денница может быть назван первым демократом, ибо решил стать наравне с Богом, захватить власть. Плоть посягнула на дух, горшок возомнил себя горшечником. Битва света и тьмы, Христа и Велиара — это главное содержание мировой истории. Остальные войны: большие, малые, столетние, семилетние, революции, восстания, конфликты, — всё это слабые отблески главной войны Бога с диаволом.
Падший денница легко завоевал земные пространства и людей, их населявших. Мир во зле лежит — зло еще из первого, допотопного мира. Удобопоползновенная ко греху человеческая натура стала считать жизнью ублажение плоти. Но никто же не заставлял подражать поискам, в этом и есть свободная воля: за кем ты идешь, за Богом или за сатаной? Омывши водами потопа первый мир, превратив в пепел Гоморру и Содом, Господь послал в мир Своего Единородного Сына, чтобы Он образумил новое безумство после потопных людей. Но даже и это, главное событие, сменившее Ветхозаветные времена на Новозаветные, кровь мучеников, не отвратили от непристойного образа жизни именно тех, кто был создан по образу и подобию Божиему.
Долготерпелив и многомилостив Господь. Долго тешит, да больно бьет. Наводнения, гигантские волны, землетрясения, пожары, катастрофы — во всем этом явные знаки гнева Божия. Но тут же гордыня людская торопится объяснить их природными явлениями. Так от Кого все эти явления и от Кого вся эта природа?
Мир во зле лежит. И всё же есть в мире малое стадо Христово. Оно невелико по отношению к остальному миру, но спасется только оно. Это ясно как день Отсюда и злоба на него, отсюда и сатанинские нападки. Теперь очевидно, что главный объект нападений врагов нашего спасения именно на Россию. Именно она, добровольно, взяла на себя крест Христов, именно она была осияна светом Фавора, именно она назвалась Святой Русью и Домом Пресвятой Богородицы.
Великая злоба на Россию затевала войны против нее, Россия всегда жила в состоянии обороны, и никто не мог её победить. Более того, Россия несла свет Христов в другие пределы, жалея по-христиански гибнущих и заблудших. Не сумев покорить Россию огнем и мечем, враги наши устроили революцию и залили кровью Святую Русь. Новомученики начала двадцатого века, их страдания должны были по замыслу большевиков навсегда устранить веру в Бога на земле. Но эти страдания, светлый подвиг мученичества, напротив, укрепил верных на единственном правильном пути спасения души — жизни во Христе и за Христа. Коммунисты сменив большевиков, напустили дурман идеологии, выдумали мертворожденного космополитического советского человека, и опять же злобствовали на Православную Церковь. Спасенную в Великую Отечественную, через полтора десятилетия Церковь вновь стали гнать прямым закрытием храмов, превращаемых в мерзость запустения.
Но и с этим ничего не получилось. Тысячелетие Крещения Руси резко возродило многие храмы, увеличило число верующих. Тогда на борьбу с Православием явились демократы. Они смело вошли в церковь, смело взяли в руки свечи, стиснув зубы, перекрестились. Конечно, они так долго не выстояли, но продолжали играть благожелателей. А между тем распахнули в Россию двери для любой конфессии, религии, лжерелигии, для всяких сект, для всяких оккультностей, всякой бесовщины гороскопов, нерусских календарей. Свою же Церковь облагали непосильными поборами, заставляли Церковь возрождать разрушенные государством храмы. До сих пор у Церкви нет своей собственности.
А демократы явились вот как. Когда прогрессивная, мировая общественность сообразила, что оружием и физическим истреблением Россию победить невозможно, она взялась за подкопы, за подкупы, за организацию вымирания русских, так сказать, мирным путем. Налоги, высокая плата за жилье, ничтожные пенсии, платное образование, дорогой проезд, всё стало дорогим, даже письма и телефон, связывающие людей. Все, кроме жизни, она обесценилась. Более того, содержание жизни при демократах наполнилось мерзостью пропаганды пошлости, разврата и насилия. В ранг особости возведены бандиты. Мафиози стали гордится тем, что ставят во власть своих людей. Выборные компании финансировали криминальные авторитеты. Конституция этого не запрещала. Взятка стала повсеместной.
Но главное, что демократы тут же взялись выращивать себе подобных, набросившись на молодежь. Заокеанские методы обучения детей разврату спешно вводились в школах. Отроки и отроковицы превращались в тинейджеров, а тинейджеры быстро дорастали до скинхедов, а те уходили в фанаты, спортивные или эстрадные, Это, превращенное в стадо, молодое поколение очень легко было, при необходимости, заставить митинговать то с розами Кавказа, то с оранжевыми бантами нэньки Украины.
Но откуда же, после большевиков и коммунистов, взялась на нашу голову демократия? Ведь о ней, как об очень опасной, бесчеловечной системе предупреждали лучшие умы. Но кто внял словам Данилевского, Тихомирова, Хлебникова, того же Шпенглера? Вот уж воистину, вспомнишь апостольские слова: «Будьте не слушателями только, но и делателями». Да что там новые времена. А древний мир? Аристотель, Платон — были монархистами. И всякие эти эгалите, либерте, фратерните — были уже. Были и прямиком вели к гильотине. Но какие пьянящие слова: свобода, равенство, братство. Электорату внушалось: демократия возникла вместе с государством, Это наглое вранье. С государством возникла верховная власть, без нее анархия. Это уже внутри государства пассионарные люди, плутократы, дали задание школам демагогов изобрести такую систему, чтобы народ думал, что он управляет страной. Доселе нас дурачат: если плоха демократия, будьте республикой, но в переводе с греческого языка, и с латыни — это одно и тоже: объяснение для дураков, что это они, а не пройдохи управляют страной.
Отчего Александр Македонский взял голыми руками ранее неприступные Афины? От того, что Афины были, как раковой опухолью, разъедены изнутри демократией, и этим криком: «Хлеба и зрелищ!». И где был тогда великий эллинский характер, где доблестные воины при Фермопилах?
Кто в Европе долее других сопротивлялся республиканцам и демократам? Германия и Россия своей монархией. Таланты и титаны литературы философии и богословия немцы Гете, Шиллер, Гердер, русские Ломоносов, Державин, Пушкин — вот имена, подкреплявшие силу монархического чуда владения государством.
Будем надеяться, что будущий русский писатель, обозревая наши времена, напишет такие слова: «В конце двадцатого и начале двадцать первого веков враги России, убедившись за предыдущее тысячелетие, что оружием покорить Россию невозможно, попытались сломить её путем введения демократической формы правления, Конституции и института президентства. Пример был перед глазами: американская демократия, как священная корова, паслась, где хотела, и гадила, где приспичит. Теоретически развивая большевистское и коммунистическое наследие, демократы стали унижать и грабить Россию открыто, написав перед этим законы, которые это поощряли. Но все попытки покорения России, как всегда, провалились в преисподнею». Это цитата из трудов будущего русского писателя.
Отец демократии — диавол, и он же отец лжи. Ложь в Священном писании часто называется грязью. Вспомним пророка Исайю, которого называют ветхозаветным евангелистом: «Не подмазывайте стену грязью, она рухнет» Карточный дом демократии в России обречен, но пока держится. Почему? Потому что, при всей расхлябанности нравов и общем критиканстве существует одно-единственное великое табу, строжайший запрет — ничего плохого о демократии сказать нельзя. Демократия — верховное божество, сидит рядышком с архитектором вселенной, с высшим магистром, все остальные должна шестерить перед этим престолом.
Ложь демократии была во всем. Вот чем, например, выражается власть народа? Говорят: всеобщим референдумом. Давайте проведем его, спросим вас, хотите ли вы сохранить СССР? «Хотим, говорит, народ» В сильном государстве как-то все-таки спокойнее. Нас боятся, мы диктуем погоду в мире. Иначе в мире и нельзя. Иначе придет власть империи зла — Соединенных Штатов. Демократы отвечают на желание народа тем, что тут же разрушают СССР и внушают непонятливым: ведь империя зла не США, а именно СССР. И так далее. Декларируются принципы равенства граждан. Смешно даже. Равен ли калека-инвалид войны олигарху. Их равенство перед законом? Еще смешней. На что и законы, коль судьи знакомы. Не знакомы, познакомимся, купим. Выборность правящих органов? А на что тогда прыткие журналисты? Прикажем им облить грязью порядочных и восхвалить подлецов. А если не выборы, а назначение? Еще легче. Тут уже не многих надо покупать, а нескольких, тех от кого зависит представление на должность.
Конституция же существует на то, чтобы оскорбить недоверием высшую власть. Статья её — пища для юристов, для их прокорма. Наследники древней софистики и средневековой казуистики, эти ловкачи докажут, что угодно.
Демократия — это, когда тебе не хамят, когда тебя очень вежливо под руки ведут к могиле.
Вы любите Россию? — спрашивают нас и деликатно говорят: любите, но не смейте говорить о русской нации, есть же у нас и татары, и удмурты, и марийцы, и чуваши, и буряты. Вы говорите о русском языке, как о государственном? Но у нас же многоязычное государство, некоторые даже и на латынь хотят перейти. Говорите о Православии, как о государственной политике? Но у нас же многоконфессиальность. Говорите о морали, нравственности, о запрещении абортов? Но разве можно ограничивать свободу личности. Говорите о брачных, узах? Но есть же сексуальнее меньшинства. Ах, как по-прежнему мы отстаем от передовых стран. В Англии уже венчают гомосексуалистов, а в Новой Зеландии слонов. Вы хотите ввести преподавание Православной культуры, но это уже вообще великодержавный шовинизм, а в остальном живите, как хотите. Да вспоминайте слова одного из героев Федора Михайловича: «Широк русский человек, надо его сузить». Так что сужайтесь.
Наш враг вооружен до зубов. Его оружие — хамская уверенность в своей безнаказанности. Иначе как объяснить круглосуточную пропаганду насилия, пошлости, разврата? Оружие его — вызывание площадного смеха над скабрезными шутками жваноидов. Оружие — циничная, липучая, реклама. А главное оружие — внушение страха не только перед завтрашним днем, но и страха постоянного. За себя, за детей и внуков.
И это непрерывное, навязшее в зубах, демократическое вранье, что мы отсталые, ничего не умеющие, что в России беда: дураки и дороги, что в России воруют. Во-первых, выражение: «в России воруют» давно пора заменить на выражение: «у России воруют»; во-вторых, почему это мы отсталые? Мы всех впереди в мире. Вообще, как измеряется первенство, по какому принципу? Япония обогнала нас по компьютерам, но мы навсегда обогнали всех по преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. Тот в мире впереди, кто по иерархии ближе всех к Богу. И найдите страну, которая была бы ближе к нему, чем Россия. Когда нас тянут в мировое сообщество, пищат об интеграции в цивилизации, явственно ощущается, что нас тянут в болото. Демократия четко высветила себя, свою суть в России, вернее, она вычернила себя на светлом русском фоне. Есть краткая, на все времена формула демократии для её понимания, сказанная святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Демократия — в аду».
Православие желает спасения всем, но спасает желающих. С корабля спасения летят спасательные круги, бросаемые в океан мутной жизни. Но за круг еще надо ухватиться. И желающие хватаются и спасаются. Демократия не желает, и посему погибнет.
Мы — рабы Божий, мы — воины Христовы, мы добровольцы, а не контрактники, на последней войне. Не за систему, не за идеологию погибали бойцы Отечественной, — за Родину. Молясь за них, будем молиться и за отцов-командиров, за священнослужителей. Броня молитвы и щит благочестия спасет нас от стрел лукавого. Будем помнить напутственные слова митрополита Филарета Московского:
«Бог благословляет праведную войну… Высоко звание воинское! Счастливы вы, православные наши, христолюбивые воины, если смотрите на свою службу как на дело Божие».
Да, мы счастливы. Мы в России, у нас нет запасной родины. Кто бы ни приходил в нее: большевики ли, демократы ли, понятие Отечества остается незыблемым, крепким как скала, на которой стоит вера Православная. Всякие системы живут во времени, Россия — в вечности!
Если наши власти поймут, наконец, что демократия для России — это путь к гибели Российской государственности, то они займутся благородным делом — готовить общественное мнение к сияющему впереди единственно приемлемому для России строю — монархическому.
Да не устрашимся! «Сии на колесницах, сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем». (Пс. 19.9). И еще: «Аще я пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты, Господи, со мною еси» (Пс. 22.4).
СИЛАНТЬЕВ Р. А.
секретарь Межрелигиозного совета России
Уважаемые господа, у меня совсем маленькое замечание. Тема собора — 60-летие Победы. Но в этом году будет еще одна дата, тоже трагическая, но не столь славная. Это столетие со дня окончания русско-японской войны и столетие Цусимского сражения, которое приходится на конец мая. Эта война, конечно, не стала для России победоносной. В советское время её участники были оболганы, представлены в качестве баранов, которых погнало на убой царское правительство, а сейчас эту войну просто забыли. Но в настоящее время стали доступны источники японские, английские, стало понятно, что всё было не так. Что эти люди героически сражались, было много подвигов тогда совершено, особенно можно отметить роль флотского духовенства, многие представители которого погибли в этой войне и до конца несли свой пастырский долг. Нельзя ли в итоговые документы собора или в какие-то иные документы внести пункт о том, что нельзя забыть об этой дате, что может быть провести конференцию, посвященную столетию со дня окончания русско-японской войны, отслужить молебны о погибших там людях или может быть даже открыть какой-то памятный знак во Владивостоке? По-моему, это было бы правильно. Благодарю за внимание.
НОЖКИН М. И.
Здравствуй, моя дорогая святая Русь. Храни тебя Господь, мою любимую и светлую. Несколько предложений. Если говорим о единстве, то мое предложение — давайте поменьше говорить о наших разногласиях. Нам надо сосредоточить внимание на том, что нас объединяет ради будущего, потому что очень много идет рассуждений, опять Советский Союз — плохой, хороший. Мы все вышли из Советского Союза, из России, и будем жить в России. Это единство. Просто нужно всё плохое забыть, а всё хорошее оттуда взять и идти дальше общей дорогой. Мы очень много времени тратим на наши разногласия.
5 и 6 мая предполагается встреча Героев Советского Союза, Героев соцтруда с Патриархом, с нашим священством. Я думаю, что Собору нашему обязательно надо принять в этом участие.
Огромное количество наших людей, русское зарубежье духовно с нами, но мы никак с ними не можем найти контакт. Может быть какое-то обращение от нашего Всемирного Русского Народного Собора? Он же Всемирный, давайте обратимся с призывом ко всем, кому дорога Россия. Возрождение России не только наше дело. Тут и Зарубежная Церковь. Наша диаспора — это исход. Пять исходов было. Это наше, по всему свету разбросано. Давайте к ним обратимся, и объединим усилия. Сила огромная, к ним должно быть обращено слово нашего Собора
Главное, включить в программу пункт о молодой семье. Государство — это семья, сказал Цезарь. Вот все наши проблемы будущие будут решаться, если будет решена проблема молодой семьи в России. Всё сюда замыкается.
И, наконец, здесь сидит академик Львов. Он недавно на своем юбилее сказал священнику, своему духовнику: «Вы хороший священник, я верующий человек, мне как-то легко. На что священник ему сказал: легко быть верующим при хорошем священнике. А быть верующим при плохом священнике — это настоящая вера». Так вот, я перенес бы это в отношении нашей любви к родине. Легко любить родину, нашу дорогую Россию при хороших правителях. Давайте любить её при плохих правителях. Это наша проверка любви к родине.
И в связи с этим я предлагаю не просто наши документы опубликовать и послать наши замечания, предложения в средства массовой информации. Я предлагаю обратиться к нашему Президенту с просьбой принять делегацию Русского Народного Собора и там ему изложить, не потребовать, но и не просить, а предложить выслушать нас и принять к сведению наши замечания от имени Русского Народного Собора. Он принимает многие делегации. Я думаю, что Русский Народный Собор он тоже примет. Он человек православный. Как вы считаете? И все, что мы говорим, ему положить на стол, чтобы это не утонуло в посредниках, которые не дают ему правильную информацию. Спасибо за внимание.
ГАНИЧЕВ В. Н.
Спасибо, Михаил Иванович. Я думаю, что очень правильный вопрос, связанный с нашими соотечественниками за рубежом. Мы постоянно поднимаем его, но не в полной мере, недостаточно, с учетом всех стесненных обстоятельств, в которых они находятся.
Приступаем к обсуждению Соборного слова.
Я хотел бы дать следующую информацию. В работе пленарного заседания Собора принимали участие свыше полутора тысяч человек. Из более, чем 50 областей и республик Российской Федерации. Были представители Белоруссии, Польши, Украины, Казахстана, Молдовы, Сербии, Франции, Германии, Соединенных Штатов Америки. Работали 5 секций, мы говорили сегодня об итогах их работы, в которых дополнительно приняли участие более 500 человек. Это новое качество Собора.
В секциях принимали участие не только участники Собора, но и те, кто в этой теме был заинтересован. Выступило около ста человек. Ну, конечно, мало. И в то же время никогда столько не выступало с учетом секций и пленарных заседаний.
На соборе присутствовали представители Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Белгорода, Орла, Ростова, Ставрополя, Дагестана, Мордовии, Калмыкии, Волгограда, Коми, Омска, Смоленска, Курска, Пскова, Екатеринбурга, Ужгорода, Харькова, Донбасса, Иркутска, Красноярска, Кемерово, Перми, Кирова, Брянска, Чувашии, Саратова, Челябинска, Тулы, Ярославля, Костромы, Иваново, Владимира, Калуги, Липецка. В общем, свыше 50 земель, которые действительно внесли свою лепту в эту нашу общую работу.
Митрополит КИРИЛЛ
Итак, Соборное слово IX Всемирного Русского Народного Собора (зачитывает).
Уважаемые друзья, позвольте мне сказать два слова в завершение этой работы. Наш IX Всемирный Русский Народный собор прошел действительно в историческое время. Он явился первым общенациональным событием, связанным с празднованием 60-летия победы. И, наверное, это не случайно. Всемирным Русским Народным Собором открывается череда замечательных празднований 60-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Я хотел бы от всего сердца поблагодарить всех участников собора. Я хотел бы поблагодарить тех, кто внес особый вклад в развитие соборной мысли, кто выступал, кто передавал свои письменные тексты, кто работал в редакционной комиссии. Мне хотелось бы выразить сердечную благодарность и тем, кто потрудился по организации и проведению Собора — Подготовительному комитету, Бюро собора, тем людям, которые трудились для технической организации этого замечательного собрания.
Позвольте мне выразить глубочайшее убеждение в том, что Собор, пройдя очень не простой путь, становится действительно единственным сегодня реальным форумом, на котором представлено гражданское общество России. Я глубоко убежден в том, что будущее Собора будет значительным в том случае, если Собор будет вбирать в себя всё новые и новые силы. Собор не является выразителем интересов одной партии, не является выразителем интересов только Русской Православной Церкви. Он не является выразителем красных или белых. Он является местом встреч нашего народа. И то, что это так, мы можем ясно свидетельствовать на примере IX Всемирного Русского Народного Собора. Я хотел бы всех вас сердечно поблагодарить с этим важным событием в истории соборной мысли России. И этими словами объявить IX Всемирный Русский Народный Собор закрытым.