Выступления руководителей и представителей молодежных организаций на закрытии XII ВРНС

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

 

Доброе утро! Сердечно приветствую всех соборян. Хотел бы обсудить с вами некоторые мысли по поводу вчерашнего и позавчерашнего дня на основании той информации, которая стекается сейчас в штаб Собора.

 

Общее впечатление от проделанной за два дня работы весьма положительное.

 

Во-первых, с точки зрения представительства. В работе Собора приняло участие рекордное количество людей, около 7 000 человек. Но даже речь идет не столько о количестве людей, сколько о качестве участия в обсуждении предложенной темы. Вчера, как вы знаете, на 26-ти площадках проходила очень интенсивная работа. И особенно важно то, что в этой работе приняли участие также и те люди, которые не смогли из-за ограниченности зала Кремлевского Дворца принять участие в торжественном открытии Собора.

 

Вчерашний день был насыщен очень интенсивной работой. Мы считаем, что был сделан мощный интеллектуальный вклад в разработку темы. Сегодня мы увидим видеорепортаж о вчерашнем дне, потому что доложить в короткие сроки о 26-ти секциях практически невозможно. Поэтому мы пошли в организации сегодняшнего пленарного заседания по другому пути. Нам с экрана покажут, насколько это возможно, что происходило вчера на этих 26-ти площадках.

 

А сейчас мы начнём нашу работу с выступления молодёжных лидеров, которые смогут поделиться с нами своими мыслями, как в отношении главной темы, так и по другим проблемам, которые возникали и возникают в связи с молодёжной жизнью в России.

 

           

Возможные направления государственной политики в защите нравственности детей и молодежи

 

   Юрьев Евгений Леонидович, Председатель общественного

Совета Центрального федерального округа

 

Анализируя концепцию, посвященную духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, становится понятным, что рассматривать молодёжь, как некий узкий сегмент, куда направляют педагогические или ограничительные усилия, это не разумно. Нужно смотреть на то, в какой собственно среде эта молодёжь сегодня в России существует, поскольку молодёжь является частью общества. Если в обществе есть некое нездоровье, неизбежны факторы, разрушающие нравственность в целом обществе, которые будут влиять и на молодёжь.

 

Как мы знаем,  Россия сегодня некая «птица Феникс» восстанавливает своё экономическое могущество, является одним из центров мирового экономического роста. При этом на фоне блистательной макроэкономической динамики в стране наблюдается такой выраженный социальный и духовно-нравственный кризис, который сейчас не является уже некой констатацией с трибуны, а это уже является тем кризисом, последствия которого социологически и статистически просто уже измеряемы, очевидны и видны. Как мы знаем, Россия, (я приведу некоторые цифры, которые свидетельствовали бы явно об этом кризисе) занимает первое место в Европе по уровню убийств. Для сравнения: это в 50 раз больше, чем в Великобритании, в 3 раза больше, чем на Украине. Россия занимает второе место в мире после США по проценту людей, которые находятся в тюрьмах. По-моему, это около 900 тыс. человек, то есть каждый 82-ой российский мужчина находится в тюрьме. По уровню самоубийств в последние годы Россия занимает стабильное последнее место в мире. Мы держим первое место  по уровню подростковых самоубийств. Следует отметить, что показатели смертности в России в целом аномально высоки для такого уровня экономического развития. Сейчас мы занимаем 55-ое место по производству ВВП на душу населения и только 115-ое по ожидаемой продолжительности жизни.

 

 Россия занимает одно их первых мест в мире по потреблению алкоголя на душу населения, и первое по употреблению наиболее опасных крепких напитков, а смертность от алкогольных отравлений в России самая высокая в мире. Согласно расчетам, каждая четвертая смерть в России связана с алкоголем. Россия, если говорить о наркотиках, не является лидером по употреблению наркотиков, потому что легкие наркотики достаточно распространены на Западе, но если говорить о тяжелых наркотиках, которые употребляются внутривенно, то здесь наша страна является лидером. Это довольно удивительно, потому что есть Ближний Восток и обычная цифра рекордного употребления наркотиков там, но там курят, а у нас их колют в вены.

 

В глубоком кризисе находится институт семьи. Доля внебрачных рождений доходит до 30%. Уровень разводов самый высокий в мире. Может быть, это немножко лукавая констатация, потому что на Западе не женятся, стало быть и не разводятся, но тем не менее у нас очень высокий уровень расторжения заключаемых браков. С начала 90-х годов Россия держит первое место в мире по количеству абортов. По сути, мы единственная страна, где количество абортов превышает количество рождающихся. Россия занимает первое место в мире по числу брошенных детей. Каждый 38-й ребенок живет либо в государственных учреждениях, либо в патронатной семье или у опекунов. Факты говорят сами за себя. Я перечислил негативные социальные явления, которые с некоторой весьма значительной долей вероятности вызваны духовно-нравственным кризисом.

 

Сейчас ситуация в целом улучшается, но такой страшный перечень социальных явлений связан и с поляризацией доходов, с экономическими причинами и провалами в социальной политике. Но человек убивает человека, или умирает от водки не потому, что он бедный, а потому, что духовно мертв. Разрушение взрослой среды, которая может интегрально уже измеряться вымиранием нашей нации, это все отрицательно влияет и на молодежь. Я приведу некоторые цифры. Согласно опросу Института социологии РАН, среди молодежи 55%, т.е. большинство, готовы переступать через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Для большинства молодежи не является недопустимым уклонение от воинской службы, присвоение найденных денег, неуплата налогов, дача взятки, аборты, супружеская измена. От 30 до 50% молодежи считают приемлемым проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, алкоголизм. 80% детей и молодежи в стране употребляют алкоголь, при этом 40% школьников делают это регулярно. Около 40% школьников знают, где и как достать наркотические средства. При этом возраст первой пробы спустился с 17 лет до 13-14. Аборты у несовершеннолетних девочек составляют значительную часть от общего числа абортов. Девочки до 15 лет – это 4% всех абортов в стране. Столь высокий процент поражения молодежи различными пороками позволяет сделает вывод о высоком риске тотального разрушения человеческого потенциала молодых, массовой утрате ими физического, психического здоровья, интеллектуального потенциала.

 

Почему все происходит, почему такая ситуация сложилась в стране с молодежью? Ответ кажется ясным, по крайней мере людям, которые сидят в этом зале. Произошла потеря духовных и нравственных устоев нашего народа, вековых традиций духовной жизни и нравственности. И очевидно, что народ, который оказался лишенным нравственного иммунитета, когда пришел капитализм, когда изменилась парадигма социально-экономического развития, оказался абсолютно беззащитен перед теми соблазнами, которые проявились в нашей стране. Я поясню, о чем я говорю. Сам я — бизнесмен, и не являюсь человеком, который обвиняет бизнес во всех тяжких преступлениях и грехах, но я говорю о совершенно конкретных сегментах заработка денег. Я их перечислю: алкогольный, табачный, порнографический, игровой, наркобизнес, проституция. Табак и алкоголь – это, к примеру, легальный бизнес. Этот бизнес сталкивается с населением один на один, и государство, которое жестко регулирует эти взаимоотношения, определяет цены, что-то еще делает. И  понятно, кто в этой схватке победит. Доступно всë и вся. Пиво – детям, порнография продается на каждом углу. Вот все это и приводит к таким неприятным последствиям, о которых я говорю.

 

Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Во-первых, необходимо, понять актуальность проблем. Не нужно строить иллюзии, говорить о молодежи, как об отвлеченном сегменте, нужно заставить понять, что реально происходит. Осознание властными структурами и обществом в целом системы и глубины кризиса, о котором идет речь. Осознать, что кризис, хотя отчасти и порожден экономическими факторами, но он зашел на сегодняшний день слишком далеко. Необходимо наладить экономическую жизнь. Осознать, что ни государство, ни гражданское общество не сумеют преодолеть последствия кризиса, не объединив усилия. Необходимо осознание того, что преодоление кризиса с необходимостью предполагает восстановление традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа, формирование общественного мнения, обеспечивающего поддержку необходимых антикризисных мер.

 

Эти меры могут разделяться на две группы: созидательные или так называемое охранительное законодательство, которое в России сегодня просто отсутствует. Страны, которые являются образчиками либеральных свобод,  жестче регулируют свои средства массовой информации, рынки, производство потребления алкоголя, табака. Невозможно во многих европейских странах увидеть в дневное время сцены насилия или какой-то эротики. Законодательство многое ограничивает. Среди созидательных мер, это может быть поддержка традиционной классической русской культуры, поддержка армии, как школы общественного служения, поддержка семьи, как носительницы устойчивых духовно-нравственных ценностей. Должен быть изменен гуманитарный сектор в системе образования для достижения осознанных нравственно патриотических целей. Необходима поддержка воспитательных и образовательных инициатив Русской Православной Церкви, как единственного общественного института, сохранившего живую преемственность духовно-нравственных традиций русского народа. Последнее относится понятно и к другим традиционным религиям нашей страны на территории их обитания.

 

Необходимо уравнять в правах светское и духовное образование, как свидетельство отказа от политики государственного атеизма. Даже в атеистической Франции, (так принято считать) государство финансирует до 40% теологического образования. Если частный университет преподает теологию, государство это образование финансирует. В Германии тратят до 70%. В России до сих пор невозможно по специальности «теология» получить диплом, защитить кандидатскую или докторскую. И все усилия общественности оказываются тщетными, потому что Министерство образования занимает очень конкретную позицию. Оно считает, что богословие это не наука,  оно не нужно.

 

К числу мер, которые можно назвать охранительными, можно отнести законодательные акты, обеспечивающие защиту несовершеннолетних от деятельности тоталитарных сект, игорного бизнеса, рекламы алкогольной и табачной продукции, показа фильмов со сценами насилия, эротическими эпизодами. Запретить вход в порнографические сети Интернета. Завершая свое выступление, мне хотелось бы перечислить конкретное наименование законов, которые могли бы быть приняты в нашей стране. Я надеюсь, что Собор в какой-то мере включит эти предложения в Соборное слово. Необходим федеральный закон о защите нравственности несовершеннолетних  в Интернете. Такие законы есть в европейских странах, в США, Канаде. Мы знаем, что в Интернете  сегодня есть миллионы порнографических страниц. Дети, которые входят в Интернет, имеют 90% вероятности столкновения с порнографией. С этим нужно бороться, для этого есть технические, организационные и административные меры. И такой закон должен такие меры предполагать. Нужно принимать федеральный закон о видеоиграх и компьютерных играх, а также закон о детской игрушке. Среда обитания ребенка должна сегодня быть регулируемой. Есть опять-таки аналоги во многих странах. Необходим федеральный закон об организации контроля за свободным временем несовершеннолетних. Я знаю, что Белгородская область внедрила режим, по которому подросток не может после десяти вечера находиться без сопровождения взрослых на улицах. Власти Белгорода захотели  и внедрили такой закон. Многие такое начинание сразу не поняли. Когда мы проводили работу по разработке духовно-нравственной концепции Центрального федерального круга, мы нашли документы, что в ряде американских штатов действует примерно такой же закон. Это нормально, ребенок не должен быть на улице в вечернее время без взрослых.

 

Нужен федеральный закон о половом воспитании, о профилактике ВИЧ и СПИДа, о защите общественной нравственности, о защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию.

 

Рязань – это единственный город, где принят такой закон. Он хорошо у них работает, но он не может защитить детей от каналов центрального телевидения. Необходим федеральный закон о социально-медицинской реабилитации лиц, больных алкоголизмом и наркоманией. Бездействие власти,  процветание бизнеса, который зарабатывает на пороках, бросает тень на такую власть. Нужно не просто перенести центр тяжести с решения экономических задач, которые хорошо решаются сегодня в государстве, на духовно-нравственные и поставить последние на первое место.

 

 

Молодость плюс как культурный интерактивный проект

 

    Богдасаров Роман Владимирович, культуролог,

Фонд «Русский предприниматель»

 

 Дорогие соборяне! Наверное, многие из вас уже ознакомились с небольшой брошюрой, которая раздавалась участникам, поэтому я хотел  пояснить, как она создавалась. Она была издана при ближайшем участии коллектива авторов и экспертов Фонда «Русский предприниматель». Мы также привлекали людей из научного экспертного сообщества для того, чтобы этот документ, незамысловатый по форме, напрямую обращенный к молодежи,  сразу доходил до сознания молодежи. Почему мы создали этот документ? Мы пытались своими скромными силами восполнить главный недостаток, существующий в современном обществе, и шире сказать о роли молодежи в современной цивилизации. Сегодня отсутствуют психологические механизмы в социальной среде. Такие механизмы существовали в традиционном обществе, и даже они существовали в советском обществе, которое мы считаем лучшим в советском обществе, мы называем в этой брошюре это обществом «утопии». Но они отсутствуют в обществе потребления, которое мы называем обществом лжи.

 

Знаменитый нейрофизиолог и философ Анрело Бори, изобретший аминозин, гибернацию и множество вещей, которые обогащают современную медицину, выделял три типа реакции человека, вообще живого существа на стрессовую ситуацию. Первая реакция – это борьба, когда делается силовая попытка изменить эту ситуацию; вторая – если борьба не приводит к успеху, животное или человек пытаются убежать. Если же и вторая реакция не увенчивается успехом, то дальше существуют два пути, либо происходит конфликт между гормонами, которые выбрасываются в кровь, и тогда это приводит сначала к депрессии, а затем к различным патологиям, переходящим в болезнь. Либо (я прошу обратить ваше внимание) включается воображение.

 

Я значительно упрощаю его теорию за недостатком времени. Дело в том, что воображение – это базовый психологический механизм, который создал человеческую культуру как таковую, и именно при социализации подростка, социализации молодого человека, этот человек должен постоянно учитываться. Отсюда огромное внимание, которое нужно уделять культурно-развлекательной сфере, потому, что сейчас в современном обществе через нее человек получает начальные навыки пользования этим механизмом. Благодаря воображению, человек получает возможность взглянуть с новой стороны на неблагоприятную, стрессовую ситуацию. То есть внешне, пока все остается на своих местах, человек создает воображаемую картину мира, которая не основана на прямых каких-то физиологических реакциях и импульсах, а которая позволяет ему переосмыслить эту ситуацию, увидеть какие-то другие стороны в ней, и в итоге внутренне ее принять и позитивно в ней действовать. Молодой человек, сталкивающийся с проблемой своей внутренней реализации в современном обществе, как правило, не получает той воображаемой, в позитивном смысле слова, картине мира, которая позволила бы ему принять ту ситуацию, в которой он оказывается отодвинутым. На самом деле, хотя постоянно говорится о молодежи, что оно поколение продвинутых, реально молодой человек, сталкивающийся с жизненными проблемами, чувствует свою отодвинутость, что те ценности, которые он впитывал в лучшем случае в детстве, они почему-то перестают работать в конкретных жизненных ситуациях, и для этого ему нужно создать определенную модель. Над этой моделью мы очень серьезно задумались и попытались вместить ее в определенную игровую ситуацию, вывести на игровое сознание, которое, как известно в традиционном обществе, было одним из ведущих механизмов воспитания человека как такового.

 

В своей работе мы постарались нарисовать портрет общества, который был бы понятен для молодого человека и не усложнен. Мы попытались рассказать ему о внутреннем мире, не загружая его напрямую церковной и аскетической фразеологией, а сделать это доступно и понятно, говоря об источниках энергии, разделив их на две части: личные и эгоистические, то, что приближается к церковно-аскетическому учению о страстях. И на мир высших эмоций сверхличные, сверхэгоистические высокие цели, которые мы попытались связать с внутренней долгосрочной жизненной стратегией молодого человека, т.е. эти цели, реализуются, они могут быть достигнуты только в коллективе своих единомышленников, своих сверстников.  Таким образом, была поставлена задача консолидации поколения. И она реализуются через конкретные социальные дела, которое создают в реальности именно тот мир, который востребован воображением и идеалистическими устремления молодого человека, а молодость – это всегда пора идеализма, и, может быть, даже, гипертрофированного идеализма, об этом не стоит никогда забывать.

 

И еще одну важную задачу мы ставили: наладить и настроить молодого человека на позитивный диалог, как с представителями разных поколений, показать ему разность жизненного восприятия у разных типов поколения, существующих в его стране. И с людьми, находящимися на различных этажах социальной лестницы. С теми элементами, которые мы называем «дном» с людьми, находящимися на высших ступенях социальной иерархии. Мы показали необходимость и умение человека вступать в диалоги, как с теми, так и с другими, и особенно мы хотели показать необходимость взаимодействия с ними. Насколько это получилось, судить вам. Я думаю, что этот опыт, судя по отзывам, которые поступали, оказался достаточно удачен. Мы надеемся, что он будет иметь продолжение не только в игровых стратегиях, но и в серьёзной исследовательской работе.

 

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

 

Роман Владимирович! Вы и Ваши коллеги, действительно, подготовили интересный материал, рассчитанный на молодежную среду. В брошюре в краткой форме изложено самое главное, та главная идея, которой всегда питался Собор и которую он пытался  выражать, артикулировать и адресовать нашему обществу. Идея заключается в том, что не может быть подлинного развития страны без опоры на традицию Традиция – это не что-то умершее, закостенелое, это не тот самый консерватизм, который воспринимается общественным сознанием, как некое отрицательной явление. Традиция – это норма бытия, которая сохраняется на протяжении всей истории, передаваясь из поколения в поколение. Отказ от этой нормы означает разрушение. Опыт нашей исторической жизни свидетельствует о том, что всякий раз, когда попиралась традиция, не только в России, а также в странах Западной Европы, когда бросался вызов традиции, то наступал хаос и разрушение. Может быть, Россия, как ни одна другая страна пострадала от хаоса и разрушения, и поэтому очень важно, что сегодня именно молодежь настаивает на важности общественного развития модернизации страны, исходя из духовных и нравственных ценностей, запечатленных нашей традицией. Я благодарю Вас также за ту форму, в которой Вы представили молодежи эти важные мысли.

 

 

 

 

 

Молодежь – один из краеугольных камней

национальной безопасности

 

     Платонов Андрей Иванович, первый секретарь

Центрального Комитета

Российского союза молодежи

                                                  

                                                    

Уважаемые участники ВРНС! Прежде всего, позвольте от Российского союза молодежи поблагодарить оргкомитет за то, что в рамках Собора была выделена, на мой взгляд, очень актуальная тема: «Собор детей и молодежи». Молодежь в Российской Федерации давно заслуживает внимания на таком высоком форуме. В России, кроме всех известных, есть еще две беды: это стремление откреститься от всего, что было в истории, не разделяя на плохое и хорошее, и извечное мнение старших, что молодежь нынче не та. Так происходит от поколения в поколение. Но нынешнее наше сегодняшнее собрание говорит о том, что люди разных поколений озаботились темой, что молодежь есть такая, как есть сейчас, и что-то нужно делать, чтобы в дальнейшем молодежь не была хуже, чем предыдущее поколение, чтобы молодежь не называли потерянным поколением.

 

Выступающие на Соборе приводили достаточное количество статистики и примеров того негатива, который сейчас есть в молодежной среде, но все-таки подавляющее большинство, я считаю, молодых россиян, это люди, которые заинтересованы в образовании, карьере, построении семьи, обеспечении ее жильем. Даже по самым пессимистичным результатам опросов, каждый третий молодой россиянин настроен достаточно патриотично, хотел бы жить в России и приумножать богатство своей страны. Молодежь сегодня ни чуть не хуже, чем во времена Советского Союза, просто перевернута информационная политика. Раньше замалчивалось все негативное и популяризовались только достижения и успехи. Сегодня, к сожалению, на поверхность вытаскивается все негативное, скандальное и из этого часто делают шоу.

 

Все позитивное, что делается государством и общественными объединениями, остается без внимания общественности. Либо платите деньги за размещение информации, либо устройте погром, скандал. Позитивная информация – этот не тот товар, которым сейчас торгуют СМИ. Находится в информационной блокаде и сам молодой человек. По некоторым современным учебникам уже непонятно, кто победил во Второй мировой войне. Все «новостные» программы построены на криминальных событиях, а сразу после новостей идут более подробные криминальные хроники. Безусловно, необходимо, чтобы и учебники, и новости были объективными, но пока мы далеки от этой золотой середины.

 

В этом зале собрались в большинстве своем занятые люди, и мы работаем допоздна, но попробуйте как-нибудь останьтесь дома с обеда с включенным телевизором, как это делают школьники ежедневно, и задайте себе вопрос: как остаться патриотом, как остаться духовным нравственным человеком в таком информационном поле. И хотя большинство российской молодежи, я еще раз повторюсь, – это люди с активной гражданской позицией, подвергать ее такому зомбированию  далеко не безопасно. На мой взгляд, молодежь – это один из краеугольных камней национальной безопасности, конкурентоспособности нашего государства, а значит один из главных приоритетов государства.

 

Вопросы образования, воспитания, вопросы информационного пространства должны быть составными частями, механизмами целостной, выстроенной в систему молодежной политики. Мы часто говорим, что у нас лучшее в мире образование. Оно, действительно, одно из лучших, но выпускники, не находя работы в России, получая выгодные предложения из-за рубежа, тысячами уезжают в другие страны. Так зачем государству расходовать громадные деньги на обучение специалистов, которые едут крепить интеллектуальную мощь других государств? Образование должно подчиняться, прежде всего государственным интересам. Есть еще одна составляющая, на мой взгляд, – это ошибочные подходы к молодежи в целом. Молодежь в большей мере рассматривают только как объект воздействия, а во-вторых, как проблему для государства и общества. Приведу пример. В одном из сибирских регионов России к руководителю нашей территориальной организации подошел школьник и попросил помочь ему встать на учет в детскую комнату милиции. На вопрос, что он натворил, мальчик сообщил, что в семье их двое, у матери не хватает денег, чтобы отправить обоих в летний лагерь. А вот, если он будет состоять на учете, как трудный подросток, то его отправят в лагерь бесплатно за государственный счет. Этот пример очень показательный.

 

Государство сегодня обращает внимание на молодежь только, когда она становится трудной, начинает создавать проблемы. Появились наркоманы, давайте создавать реабилитационные центры, стало больше наркомании, давайте создавать больше реабилитационных центров. А надо о молодежи думать, пока она не переступила эту черту, помогать талантливой молодежи. И я рад, что в рамках Собора был проведен конкурс проектов, и в этом конкурсе проектов мы представляли программу поддержки и развития студенческого самодеятельного творчества «Российская студенческая весна». РСМ совместно с Министерством образования и науки, Федеральным агентством по образованию эту программу реализует. Ежегодно в студвесне участвуют около двухсот тысяч молодых студентов. Это только участники, не считая зрителей, а в финале российской студвесны около полутора тысяч действительно талантливых студентов добиваются признания. Но есть и негатив. Это — некоммерческий фестиваль и его поддержка нестабильна. Ежегодно есть риск, что полторы тысячи этих финалистов останутся без признания, не говоря уже о трансляциях по центральным средствам массовой информации.

 

Работу с молодежью нельзя сводить только к воспитанию, в ее арсенале специфические методы, процесс построен не от наставника к воспитуемому, как к объекту, а через самоорганизацию, через создание и деятельность молодежных общественных объединений, в ВУЗах и СУЗах через органы студенческого самоуправления. Общественное объединение я предлагаю рассматривать как институт социализации молодого человека, где он сам принимает решение, планирует деятельность, ищет ресурсы, совершает поступки и, самое главное, несет за них ответственность. А поддержка инициатив молодежи и общественных объединений должна стать одним из основных направлений молодежной политики и работы с молодежью.

 

Молодежь должна рассматриваться не как проблемная сфера, требующая действий по сдерживанию. Главной задачей современной молодежной политики должно стать создание условий для максимального использования потенциала молодого человека в интересах развития общества и государства. Вчера мы в рамках Собора проводили семинар по студенческому самоуправлению, там собрались лидеры этой работы из 25 регионов нашей страны и каждый из них это как раз, наверное, та квинтесенция той молодежи, которая учится сейчас в ВУЗах. Это талантливые и активные, стремящиеся добиться результатов молодые люди и нужно  как можно больше поддерживать такую нашу молодежь. Как можно больше показывать во всех средствах массовой информации тот позитив, который имеется и к этому позитиву, на мой взгляд, молодые люди потянуться, привыкнут и дальше без него уже никуда не пойдут.

 

 

 Пакка Дмитрий Вадимович, руководитель федерального штаба

Общероссийской молодежной общественной организации

«Лига справедливости»

                                               

 

Как мы знаем, совсем недавно прошли выборы в Государственную Думу 5-ого созыва, а через 9 дней пройдут выборы Президента Российской Федерации. В случае преемственности передачи курса власти России будет ударовано стабильное развитие на ближайшие 12 лет. А последние несколько лет были очень богаты на рождение новых молодежных движений: «Наши», «Молодая гвардия», «Лига справедливости», «Победа», «Мишки», «Сталь», «Жесть». И не секрет, что все организации поддерживали ту или иную политическую силу. Можно даже сказать, что являлись молодежными структурами либо политиков, либо каких-то партий. И в этом нет ничего плохого, потому что большое количество молодежных движений, которые появились за последние годы, активизировали и политизировали нашу молодежь. И сейчас все больше и больше ребят стремятся приносить блага своей стране. Но нельзя забывать, что политики и госструктура – это лишь один из трех сегментов жизни в нашей стране. Есть еще сегмент общественный и  сегмент бизнеса. И мое глубокое убеждение, что необходимо создать такие условия, чтобы молодежь смогла проявить себя хорошо и в других двух остальных сегментах. Перед нами сейчас поле, мягко говоря, непаханное.

 

Трудоустройство молодежи находится в стране на очень низком уровне. В советское время с этой задачей очень хорошо справлялись студенческие стройотряды. В настоящее время какие-то разрозненные группы, есть в некоторых  субъектах Российской Федерации и имеют поддержку государства, где-то они  полностью коммерционализировались. Ясно одно, что без сильного централизованного управления и хороших финансовых вливаний, не получиться нам достичь того уровня, на котором были студенческие отряды тех времен. Если посмотреть на программу поддержки молодежного предпринимательства, то тут дела еще хуже. В больше субъектах Российской Федерации таких программ просто нет. А все мы знаем, что свое дело начать без какой-то поддержки крайне тяжело. Про волонтерское движение вообще забыли, а говорить про наши международные молодежные программы, стыдно, потому что их просто нет. Мне кажется, очень важно сейчас молодежи устанавливать связи за границей, потому что лет через 15-20 будет крайне тяжело реализовывать какие-то проекты, выходящие за пределы России. Такая тяжелая ситуация сложилась по одной простой причине, о которой тут уже не раз говорилось. Государство крайне мало внимания уделяет молодежи. Если нужен пример, пожалуйста, на самом что ни на есть высоком уровне. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собрания РФ я специально проанализировал за 8 лет: 3 раза было упомянуто про жилье для молодых семей, один раз — про поддержку военно-патриотической работы, раз —  про молодежные обмены в рамках СНГ и разок про борьбу с алкоголизмом среди молодых отцов. Больше ни разу про молодежь не упомянули. Мне кажется, что это крайне мало. Президент Путин своим Посланием объявлял «Год матери», «Год ребенка». И мне бы очень хотелось, чтобы следующий Президент в предстоящем ему Федеральном Послании 2009 год объявил «Годом молодежи». Мне кажется, уже пора. И сегодня мне хотелось бы попросить, да не попросить, а воззвать к государству, представителям бизнеса и всех властных структур  – обратите внимание на молодежь. И вкладывать, инвестировать в нас именно сейчас по программе максимум, потому что именно нам через какие-то 10-15 лет предстоит управлять страной. И нам к этому нужно быть готовыми.

 

 

«Молодое поколение России»

 

     Аверьянов Виталий Владимирович, один из разработчиков

Молодежной доктрины

 

 Вчера в конференц-зале гостиницы «Даниловская» прошли соборные слушания по нашему новому документу «Молодое поколение России – проект доктрины», который был специально подготовлен к XII Собору. Сначала несколько слов о названии. «Молодое поколение России» — это название концептуальное, потому что в этом словосочетании с церковнославянской основой, в слово «поколение» заложен очень важный смысл, который соответствует содержанию работы. В отличие от слова «молодежь», которое носит собирательный характер и в нем есть оттенок обезличивания, в словах «молодое поколение» содержится именно восприятие реальности смены поколений, смены эпох и времен. Хотя слово «молодежь» тоже неплохое. В нем есть интегрирующий потенциал, но он работает только тогда, когда мы говорим о сплоченной группе, монолитном сообществе, где все, как один. Поэтому слова «рабочая молодежь, верующая молодежь, соборная молодежь» звучат органично. А «российская молодежь» звучит не так органично потому, что это взгляд со стороны, отстраненный взгляд на очень пестрое и разнообразное, и, к сожалению, сейчас еще и разрозненное явление. Мы видели свою задачу в том, чтобы обрисовать основные пути того, как эту разрозненность преодолеть и главным здесь является представление модели базисных духовных и нравственных ценностей России.

 

Когда мы говорим о духовных и нравственных ценностях, очень часто этот разговор сводиться к общим словам. Мы доходим до этой фразы, а, затем все становится понятно, все снимается и, откликаясь на призыв со стороны руководства Собора, слушания по Русской доктрине, которые проходили в прошлом году, были посвящены теме базисных ценностей России. В этой своей доктрине на этот раз мы отошли от общих слов и дали конкретную модель ценностей, которую сейчас я вам пересказывать не буду, потому что текст доктрины все имеют возможность прочитать. Суть этой модели ценностей заключается в том, что у России, как цивилизации, есть свое представление о свободе, которую можно определить как духовную суверенность. Это тот стержень, вокруг которого вращаются все наши ценности, на котором строится полноценный образ идентичности. И далее в доктрине, исходя из этих посылов, мы развернули большую масштабную программу, в которой есть как очень реалистичные и конкретные разделы, так и стратегические идеи, которые могут быть применимы не столько к сегодняшней, сколько к России будущей, идущей по пути прорывного развития. Пока сегодня мы не можем сказать это о нашей стране. Мы надеемся, что это произойдет, этому посвящена 6 глава документа, которая называется «Программа максимум», где изложена концепция воспитания социализации молодежи.

 

Мы предлагаем в этой программе принять ряд законов, прежде всего о молодежной политике, разработать индекс развития молодежи, оригинальный российский индекс, не то, что делают в Организации Объединенных Наций. Там есть предложение о новой системе госуправления, по созданию условий для роста молодого поколения, которое мы образно назвали экономикой дарения. Я хочу сказать, что эта идея прорывного инновационного развития, о котором говорит власть, диктуется не столько чьими-то амбициями, сколько крайне опасными угрозами в адрес прежде всего молодых. Эти угрозы не могут не вызывать опасения со стороны здоровой части старшего поколения. Сегодня о них уже говорили выступающие. Я очень коротко обрисую, что мы в доктрине об этом сказали.

 

Сейчас наступает десятилетие, когда в жизнь вступает самое малочисленное в обозримой исторической перспективе молодое поколение. Нас будет мало. Кроме того, мы будем жить в окружении бурно растущих демографических стран третьего мира. Там напротив, как показал доклад Всемирного банка развития, в эти десятилетия будет самое многочисленное за всю историю человечества молодое поколение. Вот в таком жестком конкурентном окружении мы будем существовать. Но с уменьшением численности оскудевает наш творческий потенциал. И мы это тоже показываем в доктрине. Снижается уровень навыков, не только уровень высокого творчества, но и обычных навыков, которые необходимы для профессиональной работы. Огромный процент детей, подростков живут в криминальной среде, происходит кризис института семьи, о чем сегодня уже не раз говорилось. И государство пока проходит мимо основных угроз и рисков, которые обрисованы в нашей доктрине. Главные выходы не столько даже стратегические и нацеленные на какую-то заоблачную даль, а те, которые могут быть реализованы прямо сейчас, в этой программе изложены. Она посвящена концепции консолидирующего воспитания. Эта система деятельности государственных и общественных институтов, семьи, социальных групп, в которой реализуются механизмы реализации духовного потенциала молодого поколения. Формируются его чувства, сознание, поведение. Здесь очень важно, что речь идет о консолидирующем воспитании, т.е. воспитании патриотического и направленного на стратегический союз институтов государства, семьи,  на союз общества и государства вокруг. Поэтому такое воспитание называется консолидирующим. Государство, семья, общественные институты, религиозные общины работают вместе, и возникает почва не просто для заботы о новом поколении, но и для воспроизводства национальной традиции, переосмысления традиции, способности ценить ее на новом уровне. Наш прогноз состоит в том, что государство будет все больше поворачиваться к молодому поколению. Не случайно снова создан Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ. Очень важно, чтобы новые инвестиции в человеческий потенциал на этот раз были направлены на реальные дела с учетом общественного факта, потому что молодежная политика, работа с молодежью – эта та сфера, где без активного участия общества, как субъекта, сделать практически ничего всерьез нельзя, не получиться.

 

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

 

Благодарю Вас, Виталий Владимирович, за представление темы и за работу, которую Вы провели вместе с коллективом единомышленников по подготовке проекта Доктрины «Молодое поколение России». Вчера в Даниловом монастыре состоялось очень подробное обсуждение этой доктрины и были высказаны пожелания, чтобы к следующему нашему XIII Собору, на основании представленного документа и на основании иных документов была подготовлена Соборная молодежная Доктрина. Для этого необходимо сформировать какой-то рабочий орган, и когда мы размышляли о том, как все это сделать, то возникла следующая идея, чтобы при Соборе действовал постоянный молодежный совет, который бы состоял из ярких молодежных лидеров нашей страны. И чтобы именно этот совет мог бы взять на себя и ответственность вместе с экспертами доработать текст Доктрины, включить в него многие пожелания, выраженные на нашем Соборе и предложить к XIII Собору проект Молодежной доктрины. Кроме того, были также высказаны предложения, обращена просьба к епархиальным архиереям, чтобы в рамках молодежной работы в епархиях прошло широкое обсуждение проекта этой доктрины. Во-первых, это поможет молодым людям, вовлеченным в православные молодежные организации приобщиться к тем мыслям, которые были высказаны на этом Соборе, и внести свой вклад в совершенствование проекта доктрины. Мы предложим что-то в письменном виде для утверждения Собором, но полагаем целесообразным двигаться в том направлении, чтобы не терять всех тех наработок, которые были предложены нынешнему Собору, чтобы работа продолжалась и чтобы в результате этой работы Собор, а через Собор и страна имела ясное стратегическое видение развития молодежной работы в России.

 

 

Слово и образ

 

  Латарëва Анастасия Александровна,

руководитель секции детских писателей

    Союза писателей России

 

Я хотела бы поприветствовать высокое собрание от имени нашей секции «Слово и образ», работавшей вчера в рамках Собора. На секции состоялся содержательный, дискуссионный диалог поколений. Выступали писатели известные и маститые: В.В. Карпов, С.И. Шефтаков, ректор литинститута Б.Н.  Тарасов, поэт В.А. Костров. Вместе с тем на одной сцене с ними была возможность проявить себя и молодым талантам. Читали стихи поэты — студенты из Литинститута, выступали школьники  — победители литературного конкурса из Волгограда с замечательной драматической композицией. И вместе  с тем необходимо отметить, что молодым было чему поучиться у старших. Настоящий мастер-класс провел В.А. Костров. Но и для старшего поколения было очень важно пообщаться с молодежью, найти точки соприкосновения, понять их мысли и чаяния и наладить тот самый содержательный диалог, о котором тут много говорили предыдущие выступающие. Разногласие между старшим и младшим поколениями, с моей точки зрения, преувеличены. Основная проблема заключается не в разногласиях, а в том, что хранители традиции не имеют возможности передать, рассказать о них младшему поколению. Хорошо, когда традиция обогащена новыми технологиями, хорошо, когда она встроена в информационное общество, но даже тут необходимо избежать опасности изменения и искажения ее. И ради этого необходим тот самый содержательный диалог между старшим и младшим поколениями. У многих присутствующих на Соборе есть дети, и вы не придумываете для воспитания и диалога с ними какой-то специальный упрощенный язык. Точка зрения, согласно которой молодежи необходимо  объяснять это особым языком, придумывать какие-то упрощенные понятия, разжевывать, иначе молодежь не поймет, это точка зрения несколько неправильная.

 

Молодежь прекрасно воспринимает хорошие стихи, хорошую литературу. Она готова не только слушать и воспринимать это, но и участвовать в создании, лишь бы была возможность. В Волгограде 85-летний писатель историк Герой Советского Союза В.В. Карпов держал полтора часа зал из тысячи человек молодежи. Дети слушали, не отрываясь, а он рассказывал о штрафбатах, о своей правде о войне. Казалось бы, дети не очень любят серьезные выступления, но они замечательно все восприняли и слушали писателя лучше, чем любую рок-группу.

 

Три тысячи ребят прислали сочинения, модели, рисунки на конкурс «Гренадеры, вперед» из 72-х регионов России. 150 победителей во время соборной встречи были награждены в ноябре 2007 года. Сейчас в рамках движения «Добрые люди мира» Союз писателей России начинает движение «Спешите делать добро». Мы просим ВРНС оказать высокое покровительство этому движению и содействие.

 

На секции «Слово и образ» было принято решение в поддержку Сербии, где происходят трагические события. Его нужно принять на Соборе.

 

 Сопряжения поколений в слове нам дают силу, традиция жива именно в будущих поколениях, которые имеют возможность обогатить её, не просто воспроизвести, а добавить в нее что-то. Заканчивая свое выступление, я хотела бы прочитать несколько строчек из стихотворения поэта из Красноярска Николая Зиновьева: «Как ликует заграница, и от счастья воет воем, что мы встали на колени. А мы встали на колени, помолиться перед боем».

 

Молодежь давно встала с колен, но бой еще только предстоит и сложность этого боя не в том, что он какой-то прямой и явный. Это долгое кропотливое сражение в сфере литературы, науки, образования, это борьба, в том числе и за слово, и образ. И помимо всего этого – это  большой труд. И мы будем надеяться, что у нас молодых для этого хватит возможности и сил.

 

 

Будущее начинается сегодня

 

  Иерей Дмитрий Шишкин

 

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Большая радость видеть чистые открытые глаза, ваши смелые инициативы по поводу нас самих, нашей жизни, молодой жизни, внутри Церкви и общения друг с другом. Я хотел выразить слова благодарности и признательности архиепископу Александру, который благословляет наш Федоровский городок. Мы неделю в нем жили, были удивительные встречи и общение. Мы видели массу проектов, обсуждали важные темы, и что радует, что сама молодежь совершенно не равнодушна, она настолько этим живет, обеспокоена всем происходящим. С каждой епархии приезжают открытые священники, лидеры молодежных движений и сама молодежь. Говоря о молодежном служении, мы коснулись многих тем: это социальные проекты, миссионерская деятельность самой молодежи, просветительская работа.

 

Молодые люди должны уметь понимать и грамотно относиться к своему походу в больницу, дом престарелых, интернат. И они это делают на своих местах. Мы отметили значимость и важность теплой атмосферы внутри храма, чтобы наши ребята, а это зависит от священников, от настоятелей, чтобы те, кто приходит в наши храмы, чувствовали теплую общинную атмосферу, чтобы ребята загорались изо дня в день и пытались как-то реализовать себя на базе той деятельности, которую сам приход оказывает.

 

Мы очень переживали о сложившейся ситуации в Сербии. Проблема громадная, наверное, всем нужно дружно молиться о том, чтобы в Косово пришел мир, чтобы те молодые люди, которые активно там себя ведут, чувствовали какую-то тишину, какую-то благодать, атмосферу, сложившуюся в стране, чтобы, несомненно, там был какой-то порядок и умиротворение.

 

Говорить о будущем России глазами молодых — настолько важная тема, потому что будущее начинается уже сегодня, и мы идем в это будущее, и мы должны его как-то строить. Без поддержки, которую нам оказывают наши архипастыри и наши священники и какие-то другие важные люди на территории наших епархий, несомненно, мы не справимся. И то, что обеспокоены люди состоянием молодежи, это здорово. И сама молодежь это прежде всего ощущает, понимает, чувствует и пытается как-то на наши призывы отвечать своей силой и активностью. Мне очень приятно слышать про другие смелые проекты, предложения. Я знаю, что ребята сейчас вернутся из Федоровского городка и начнут этот заряд оптимизма реализовывать на своих непосредственно местах. Спасибо Вам, дорогой владыка Кирилл, за Ваше прекрасное выступление, где Вы упомянули о молодой энергетике, и что ее ни в коем случае нельзя направлять в негативную сторону, но надо ее реализовать и нести и делать какую-то пользу своим служением и давать о себе людям знать, показывая, что неправильно часто о священниках и молодежи думают. Многие говорят, что молодежь запущена, ею никто не занимается, но, ведь, много открытых чистых молодых сердец. И если мы направим эту мощь, эту энергию на добро, на созидание, то, конечно, у нас многое получится. Я еще раз с благодарностью обращаюсь к вам, дорогие отцы, братья и сестры, за этот прекрасный Собор, за прекрасные идеи, замечательные инициативы, и прошу ваших молитв о нашем молодежном делании и служении.

 

 

Каким может быть Кодекс чести молодого гражданина России

 

Мирейский Кирилл Владимирович, член Общественной палаты Российской Федерации

 

Сегодня российское общество достигло того состояния, которое требует формирования ценностей, его объединяющих. Трудно сегодня говорить о какой-либо целостности и сплоченности общества, отдельных социальных групп. Многие это отвергают, хотя и знают, что никакие ценности так не консолидируют общество, как духовно нравственные, патриотические и культурные. Будучи возделанными самой природой нашего народа на протяжении многовековой истории, они проявлялись в самые тяжелые периоды, были  основой сплоченности народа, общества и государства. Данные ценности и в настоящее время являются основной движущей силой объединения российского общества. В Послании Федеральному собранию Президента Российской Федерации мы видим, что он выделяет духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности в качестве такого же важного фактора развития,  как политическая и  экономическая стабильность. «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений», — отмечает Президент.

 

Сегодня в первую очередь наше государство и общество заинтересованы в формировании высокого уровня духовности, нравственности, культуры и патриотизма российских граждан. И прежде всего у молодежи – той социальной группы, с которой Россия связывает надежды на свое будущее существование, развитие и процветание. В этой связи Комиссия Общественной палаты РФ по сохранению культурного и духовного наследия выступила с инициативой по созданию Кодекса чести молодого гражданина России. Общественная палата является единственным органом, которой в соответствии с целями и задачами своей деятельности может принять такой кодекс, поскольку он не является нормативным правовым актом или правовым документом обязательным для исполнения, а все лишь рекомендательным.

 

Общественная палата имеет право на основании своего Устава выдвигать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение. Необходимость разработки и принятия Кодекса продиктованы самой жизнью. Сегодня среди многочисленных проблем молодежи приоритетными являются проблемы его духовно-нравственного состояния, в том числе это: деформация духовно-нравственных и патриотических ценностей, безразличное отношение к семье, рост кримилизации в молодежной среде, нежелание служить в армии, неуставные отношения, конфликты на этнической почве, пристрастия к курению, алкоголю и наркотикам. На этом фоне молодым людям ежедневно приходится решать массу серьезных жизненных проблем, проблем жизненного выбора, что чрезвычайно тяжело. В то же время молодежь отличается сильным внутренним потенциалом в духовно-нравственной сфере, который для решения имеющихся проблем необходимо направить в нужное русло.

 

Кодекс, вобравший в себя моральные и нравственные нормы, должен стать духовно-нравственным ориентиром поведения молодого человека, который поведет его к духовному совершенствованию, поможет решать конкретные жизненные проблемы с моральных нравственных позиций. Итак, что уже нами проделано? В декабре 2006 г. совет Общественной палаты РФ поддержал инициативу Комиссии по сохранению культурного и духовного наследия о проведении общероссийского конкурса на лучший проект Кодекса чести молодого гражданина России. В рабочую группу по разработке вошли представители комиссий по вопросам социального развития,  вопросам толерантности и свободы совести, а также межкомиссионные рабочие группы по вопросам развития молодежного движения. В январе 2007 года был объявлен общероссийский конкурс на такой проект, к проведению которого активно подключился Общественный совет Центрального федерального округа.

 

На конкурс прислали свыше ста работ со всей России. И это, наверное, главный показатель, что этот документ востребован обществом. Я много общался с ребятами, которые участвовали в данном конкурсе, все живо заинтересовались этой идеей. 7 июля 2007 года состоялось подведение итогов конкурса. Членами конкурсной комиссии были определены победители. Церемония награждения у нас прошла в здании администрации Президента РФ 17 августа. Далее из лучших работ, представленных на конкурс, был сформирован и вынесен на общероссийское обсуждение проект Кодекса чести молодого гражданина России.

 

В представленном вам раздаточном материале присутствует последний вариант, составленный рабочей группой, с учетом поступивших предложений на декабрь прошлого года. Когда я пытался  при подготовке материалов ссылаться на христианские заповеди, то слышал слова: «Это вы, христиане, для себя оставьте. Мы ни Библию, ни Евангелие не читаем, не надо нам знать эти заповеди». С такими оппонентами трудно работать. Наш же документ приемлем для всех традиционных конфессий. В связи с этим   Всемирному Народному Собору предлагаю поддержать Кодекс чести молодого гражданина России, соборно принять его и обратиться к новому составу Общественной палаты РФ для его утверждения, как Общероссийского кодекса чести молодого гражданина России.

 

Что хотел бы добавить еще от себя? Можно много раз собираться, обсуждать, вырабатывать конкретные решения, но без активного участия СМИ, на мой взгляд, будет достаточно тяжело реализовать Кодекс чести. Вот вчера знакомился с материалами Собора, зашел в Интернет, и нашел такое сообщение: «А, пусть христиане собираются». Во Франции, оказывается с сентября месяца, действует выставка, организованная некой медийной группой «Детский секс». И успешно посещается, группы школьников на нее заходят. Скоро и до нас дойдет, но разве это нормально. СМИ, я считаю, должны всячески поддерживать инициативы общественных организаций по защите тех нравственных ориентиров, о которых мы все здесь говорим третий день. Без этого будет очень сложно работать, в головах молодых людей будет путаница. Господь так определил мою жизнь, что связан я с великой святыней нашей земли, Святой Горой Афон. Через общение со мной 1000 человек на нее попали. Среди них много молодых людей, в умах которых перед отправкой на Афон живут четыре основные мысли: где я буду жить, на что я буду жить, кем я буду и, как долго я буду жить? Их мысли совпадают с нашими национальными проектами. И если государство сделает все, чтобы эти проекты, воплощались в жизнь, если все это будет поддерживаться медийным сообществом, то у нашей молодежи будет будущее. У меня две дочери. Мне страшно подпускать их к телевизору. В наших силах изменить ситуацию, используя авторитет Всемирного Русского Народного Собора.

 

 

Опыт общественно-политической деятельности

православных молодежных организаций г. Москвы

 

Романовская Диана Александровна, пресс секретарь молодежного  движения «Георгиевцы»

                                                             

                                                             

 

Я хорошо понимаю, что я моложе всех до меня выступающих, и, наверное, некоторым будет не интересно меня слушать: эти люди очень умные, они очень хорошо говорили, они очень много думают, у них много мыслей, проектов, звучали какие-то декларации, но самыми живыми и настоящими были выступления тех людей, которые каждый день имеют дело с молодежью, знают работу изнутри. И мне хотелось бы сказать о молодежи немножко изнутри. Наша молодежная организация «Георгиевцы» существуют уже 2 года. И я вместе со всеми ребятами принимала участие в огромном количестве общественных акций. Самая громкая акция была в Ильинском сквере на Китай-городе возле памятника героям Плевны, когда мы изгоняли со ступеней часовни памятника людей нетрадиционной сексуальной ориентации, которые своим присутствием оскверняли это святое место.

 

Мы делаем конкретные дела, мы нашими небольшими силами собрали сто десять тысяч подписей, мы никаких акций не проводил, мы просто дали людям бланки в поддержку преподавания в школах «Основ православной культуры». Наши люди, знакомые, члены нашей организации, ходили по храмам, по улицам, по своим высшим учебным заведениям, средним учебным заведениям с вопросом: «Вы хотите, чтобы у нас «Основы православной культуры» были в стране?»

 

 Кроме того мы каждую неделю проводим в духовно-просветительском центре на Красной Пресне встречи в дискуссионного клубе, куда приглашаем молодежь из самых различных мест. Мы расклеиваем наши объявления в храмах, вузах, школах, иногда приглашаем своих знакомых, соседей. У нас не секта, мы просто поднимаем вопросы, которые многим интересны. К нам постоянно приходят новые люди и говорят, что мы удивлены, откуда столько нормальной молодежи. Не нужно бояться плохих передач по телевидению. Нужно делать то, что было бы интересней Вашим детям. Дети и молодежь по определению очень активные люди. Поверьте мне, что если организовать какую-то  масштабную игру типа «Георгиевской игры», то  она обязательно многих заинтересует. Больше дел, меньше разговоров о проблемах молодежи.

                       

Некоторые принципы и приоритеты воспитания студенчества

 

            Савелов Артур, Президент Московского студенческого центра

 

 

 Все участвующие во встрече занимаются воспитанием разных категорий молодежи: детей, подростков и студенчества. Из названия «Московский студенческий центр» ясно, что мы занимаемся студенчеством, и в Москве находится практически 30% всего студенчества России, поэтому мы на опыте  столицы рассмотрели вопросы, связанные с воспитанием студенчества. Была подготовлена Концепция в рамках «круглого стола», потом прошло ее довольно живое обсуждение по различным темам: вопросы императива времени и воспитания студенчества, социальный заказ воспитания профессионалов, принципы и приоритетные направления воспитания, факторы эффективности воспитания. Были рассмотрены все проблемы на основе опыта, который накопился в столице, который обобщался нашим центром.  Наши программные документы с учетом их дальнейшей доработки, я надеюсь, будут утверждены Собором. На чем хотелось бы остановиться подробнее? На принципах и приоритетных направлениях воспитания. Безусловно, что принцип приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей идет от потребности личности в духовном и физическом развитии. Принцип демократизма, принцип системности, предполагающий упорядоченную целостность, последо-вательность и преемственность воспитательного процесса, принцип единства, профессионализма и социализации студентов, деятельный подход к воспитанию – все это является приоритетными направлениями в воспитательной работе и, конечно, принцип связи воспитания с жизнью общества, что предполагает взаимообусловленность в воспитательной деятельности и общественной практике. Вопросы практики являются основным делом. Концепция – это концепция, но важно, что все мы живем, исходя из тех реалий, которые нам предлагаются. И практическая деятельность воплощения данных концепций – это является сущностью всего нашего бытия. Те мероприятия, которые проходят в разных городах и которые направлены на вовлечение молодежи в общественную деятельность, на оказание помощи им в карьерной ориентации, повышение профессионального уровня и, безусловно, информационной программы – это основное. Я надеюсь, что материалы и наша концепция воспитательной работы станут интересным документом для преподавателей учебных заведений.

 

Культура и молодежь. Монолог или диалог?

 

Анисимова Вера, студентка II курса факультета журналистики МГИМО
 

 

 Ваше Высокопреосвященство, соборяне, друзья! Мне выпала честь выступать на закрытии XII ВРНС – Собора детей и молодежи. Отрадно, что проблемы подрастающего поколения обсуждаются на столь высоком уровне. Ведь, проблемы и пробелы в молодежной политике через несколько лет отразятся на функционировании и деятельности нашего государства, потому что за молодежью будущее нашей страны. Это тематика мне близка, особенно ее культурный аспект, как один из наиболее фундаментальных и значимых. В своем выступлении мне хотелось бы остановиться на роле культуры в жизни молодежи и на роли молодежи в жизни культуры. Возможен ли диалог? Если – да, какова цель данной дискуссии? А если – нет, возможен ли монолог и к чему он приведет?

 

Мое поколение рождалось вместе с новой страной. Мы оказались на границе советской эпохи со своей ценностной базой и иной России со своей. Сейчас мне пришла мысль в голову, что я стою здесь, но родилась в другой стране. И сублимация этих двух культур определила особую восприимчивость моего поколения ко всему новому. И в связи с этим огромное преимущество есть у моего поколения – это возможность свободы выбора. Мы можем и должны выбирать. Новая идеология почему-то определила деньги, как один из важных критерий выбора, но на самом деле, на мой взгляд, и я уверена в том, что молодежь все-таки выбирает, соотнося со своим внутренним миром и не идет в разрез с ценностями и культурой воспитания. Теперь о многогранном понятии культуры. Мне бы не хотелось разделять культуру на сферы деятельности, т.е. политическую, спортивную, образование и т.д. На мой взгляд, следует выделить два аспекта: первый – это культура, как многовековая традиция, и культура, как атрибут повседневной жизни, т. е. то, что молодежь привносит в культуру и обогащает традицию нашей страны.

 

Эпоха глобализации не заставила себя ждать. Она предполагает монолог одной культуры. Но с течением времени этот монолог превращается в диалог. Веяние нового времени первой все-таки ощущает молодежь. Именно мы тестируем достижения науки и техники. Почему? Потому что молодежь все время пребывает в поиске, она ищет что-то новое. И здесь опасность новых веяний в том смысле, что молодежь может попасть под влияние чуждой культуры. Именно молодежь является идентификатором культуры. Любознательность и желание быть всегда на гребне современности, которую и олицетворяет молодежь и побуждает моих ровесников первыми осваивать достижения науки и техники и связанные с ними культурные явления, как кинематограф, увлечение фотографией, мультипликация. В этом смысле огромная роль интернета, который охватывает глобальное пространство, в котором можно найти почти любую информацию. Напомню, что именно молодежь является основным пользователем интернет-пространства. Книги, кинофильмы, ранее запрещенные в нашей стране, не только по идеологическим, но и по эстетическим причинам, новые СМИ – это та реальность, в которую попадает молодежь и в которой живет мое поколение. Думаю, что перелом в сознании, именно восприятие этих двух культур, трудность восприятия переживали очень многие мои ровесники. И особенно в контексте остросоциальной дифференциации экономической и политической.

 

 Молодежь не только воспринимает новую культуру, я хотела бы это заметить, но она и привносит новое в эту культуру. Речь идет о различных явлениях в литературе, искусстве, кинематографе, и чаще всего эта культура тенденциозна и аполитична. И предпосылки этой аполитичности следует искать в социальных явлениях. Часто молодежь не ощущает опасность влияния чуждой культуры. Как же можно решить эту проблему? На мой взгляд, сегодня говорили о диалоге между поколениями. Это очень важно. Данный процесс происходит постоянно. Необходимо, чтобы он был наиболее эффективный, и чтобы родители, умудренные опытом, могли помочь человеку моего поколения разобраться – где правда, где ложь. Сказать, что есть добро, и что такое добро. Истина рождается в споре. Но для спора недостаточно одной точки зрения.

 

 Сегодня много говорили о проблеме СМИ, которые навязывают свою точку зрения молодежи. Но проблема в том, что молодежь только и воспринимает эту информацию. В завершении я хотела бы сказать, что современнику достаточно трудно оценить взаимное влияние культуры на молодежь и молодежи на культуру. Это, конечно, смогут сделать потомки. Важно то, что современная молодежь открыта к диалогу. Открыта для познания и создания новой реальности. Вот почему так важно вовлекать молодежь в жизнь страны, создать ей определенные культурные условия для досуга, реализации в карьере, создании семьи. У современной молодежи, на мой взгляд, существует замечательная возможность для самореализации. Вступая в диалог с новым миром, мы должны не только воспринимать культуру извне, но и нести свое созидательное начало. Ведь, каждый человек интересен не только как индивидуальность, но и как представитель культуры своей страны. Знание своей истории и традиции страны пробуждают в человеке уверенность в своей необходимости и воспитывают уважение к Родине.

 

 

Без осмысления нет философии, нет будущего

 

Белановский Юрий Сергеевич,представитель Патриаршего центра

при Свято-Даниловом монастыре

                                                                                                                    

 

Ваше Высокопреосвященство, уважаемые участники Собора! Позвольте мне от имени нашего Патриаршего центра при Даниловом монастыре выразить благодарность за высокое внимание к нашей молодежной инициативе, которая была представлена. Мы представляли школу молодой семьи и в номинации  «Поддержка и укрепление семьи» мы заняли первое место. Такая высокая оценка, безусловно, ставит перед нами определенные перспективы развития и именно об этом хотелось бы сказать несколько слов. Сегодня я услышал несколько очень важных вещей. Во-первых, действительно очень перспективно и необходимо создать молодежное отделение Всемирного Русского Народного Собора. Хотелось бы напомнить всем собравшимся о всероссийской общецерковной конференции православных молодежных лидеров, которая носила название «Современная молодежь в Церкви. Проблемы и пути их решения». И именно опыт этой конференции, на мой взгляд, может быть полезен для создания такого молодежного блока в рамках ВРНС. Дело в том, что уникальным образом на этой конференции, которая была организована силами синодального отдела по делам молодежи, силами нашего центра, мы смогли сделать концептуальное осмысление современных актуальных для молодежи вопросов. И обсудили эти проблемы с представителями молодежи, представителями православных реально действующих организаций, которые выявили свое желание в обсуждении и развитии этой темы. Сегодня я услышал мнение, как мне показалось, что зачем философствовать, давайте делать дела. Но если нет осмысления, нет философии, то нет будущего, потому что нет транслирования, нет возможности системного развития. И опыт этой молодежной конференции, где были представлены и сами делатели, и те, кто в состоянии вместе с ними были осмыслить происходящее в Церкви с молодежью процессы, мне кажется, был бы очень полезен. Я хотел бы также напомнить, что в рамках этой конференции был принят пакет документов, во главе которых стоят основы духовного развития человека. Думается, что если нам не ставить перед собой вопрос: а что мы действительно хотим от организации работы с молодежью, с молодой семьей, с детьми, если мы, не осмыслим этот вопрос, и исходя из него не будем осмыслять другие, то, наверное, каких-то серьезных результатов мы не достигнем.

 

 

Время талантливых людей

 

Дрокова Мария Александровна, комиссар движения «Наши»

                                                                     

 

Первым делом я хотела бы поблагодарить тех, кто организовал этот Собор,  и тех, кто сделал возможным этот Собор. А самое главное тех, кто поднял молодежную проблему, кто заинтересовался проблемой, которая лежала на поверхности, но не обсуждалась, ей не предавалось должного значения. Эта проблема – развитие молодежи, как одного из важнейших потенциалов нашей страны, проблема духовно-морального развития нашей молодежи. Вы знаете, что после развала Советского Союза, нам казалось, что наша страна уже никогда не поднимется с колен, что теперь мы можем гордиться только нашим прошлым, и никто не связывал с будущим какие-то надежды на лучшее. Все боялись думать о будущем. Успех последних лет стал возможен благодаря сочетанию двух факторов. Первый фактор – это умелое, профессиональное, а главное, ставящее высшей целью благосостояние страны.  И я думаю, что не ошибусь, если скажу, что это стало возможным, благодаря работе Владимира Владимировича Путина. И второе – это благоприятное сочетание обстоятельств: положительная экономическая внешняя конъюнктура, высокие цены на углеводороды. Сочетание этих двух факторов позволило сделать руководству страны многое в социальной политике, в экономике, позволило нам вновь стать одной из ведущих стран в мире. Мы перестали зависеть от Международного валютного фонда, мы вернули Сахалин II, мы перестали утверждать своих министров по совету американских экспертов. Но стало ли наше общество независимо от Запада культурно? Едва ли. Общество потребления, попытки написать нашу демократию по западным стандартам. Культура гламура, которой сейчас подвержена молодежь, голливудские фильмы, западная реклама, которая призывает брать от жизни все. Все это характерно сейчас для нашего общества. Является ли оно истинным, является ли оно характерным для нашего общества? Если мы дальше будем ориентироваться на чужие образцы, мы никогда не создадим по-настоящему независимое успешное государство.

 

Основа идеологии нашего движения – идея суверенной демократии. Её формула очень простая. Это свободный человек в свободной справедливой стране. Мы часто говорим о суверенитете, подразумевая суверенитет экономический, политический, но мы очень редко говорим о суверенитете культурном, о суверенитете духа. Однако без обретения его наша страна никогда не станет по-настоящему благополучна, она никогда не будет авторитетна для остального мира. Самая главная задача, которая стоит перед нашим поколением, которое еще, по сути, ни в чем не успело проявить себя, – это восстановить суверенитет духа, духа русского человека. Для этого не нужно искать каких-то новых принципов, ценностей, они есть в нашей вере,  в нашей истории.

 

В сознании русского народа есть черты, которые нам необходимо воспитывать в себе. Это духовность, честность, ответственность и мужество. Мне думается, что это возможно лишь, если мы восстановим популярность такого важнейшего социального института, как семья. Сейчас семья государством воспринимается, как объект для помощи по программе ипотечного строительства, как источник решения демографической проблемы. Но мне кажется, что это неправильно, что забывается самая идея семьи, та идея и особенности отношений между людьми, на которых базируется семья. Это ответственность, солидарность, любовь к ближнему и добро. Если эти отношения, если идея семьи станет популярна, то и эти отношения будут перенесены в семью, они будут перенесены на все общество.

 

Сейчас говорится часто о том, что причины демографического кризиса, что люди  не хотят вступать в брак и часто разводятся, – социально- экономические. Считается, что молодые люди рожают мало детей, прежде всего из-за того, что у них нет денег. Я думаю, что нам нужно просто вспомнить, сколько детей было у наших дедов и прадедов. Разве они жили лучше чем мы? Едва ли. Я считаю, что только, когда наша экономика и наше государство перестанут ориентироваться на газ, на нефть, на строительство кораблей, и уделим внимание тем ценностям, которые несет семья, изменится демографическая ситуация. Государство должно быть ориентировано на человека, на развитие талантов и возможностей человека.

 

Наше богатство – это таланты и возможности русских людей, это самый большой потенциал, которым обладает наше государство. Я считаю, что те таланты, которыми богата наша страна, а первый день форума показал, что молодых талантов у нас достаточно, именно их развитию нужно уделять внимание. Популярными и успешными у нас должны быть  не Ксения Собчак, которая пропагандирует общество потребления, не Камеди Клаб, который пропагандирует извращенный образ отношений между людьми, а популярными должны стать культурные, высокоморальные люди, в том числе и те, которые собрались здесь. И поэтому мне отрадно, и я возлагаю большие надежды на программу недавно созданного, Комитета по делам молодежи, одним из главных векторов которой является помощь талантливым молодым людям. Важно не просто их развитие, важно, чтобы они ответственно относились к государству, важно, чтобы не стояли в стороне от тех проблем, которые есть у государства. Я думаю, что это качество должно воспитываться с самых ранних лет, и поэтому в школах в старших классах необходимо введение такого предмета, как россиеведение. Этот предмет, с одной стороны, должен интегрировать те знания, которые школьник получает за годы обучения в России. С другой стороны, это должен быть предмет, на котором школьники обсуждают текущую ситуацию в стране. Как планируют свое развитие в России в будущем, обсуждают проекты, связанные с решением каких-то конкретных проблем, которые есть у нашей страны. И только тогда мы победим, только тогда наша страна будет востребована не просто как экспортер нефти, а как настоящая культурная консолидирующая держава, устройство и образ мыслей, жизни, который будет привлекателен для других стран.

 

 

Любовь к своему родному краю не должна побеждать

любовь к России и единой Православной Русской Церкви

 

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел
 

 

  Ваше Высокопреосвященство, преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, участники XII ВРНС! Когда мы заводим речь о православной русской молодежи, о нашем будущем, прежде всего мы должны озаботиться тем, какое наследие мы оставим грядущим поколениям наших соотечественников. Для этого нам самим нужно ответить на вопрос: «Каково то бесценное наследие, которое мы получили от наших великих предков, от святых отцов и подвижников благочестия,  наследия, завещанным нам Самим Господом Нашим Иисусом Христом? Это величайшее наследие, это божественное сокровище единства нашей Святой Русской Православной Церкви. Его сквозь века, тесноту и скорби пронесли великие иерархи — преподобные отцы, благоверные цари и князья, праведные мужи и жены, одним словом весь благочестивый православный русский народ. И это единство, сохраненное в прошлом великой ценой, должно быть сохранено и нами для будущих поколений. Ибо только в церковном единстве есть надежда для будущего нашей неделимой Святой Руси. Без единства Русской Православной Церкви немыслимо само существование такого понятия, как Святая Русь, без него теряет смысл и наше мероприятие – ВРНС, поскольку соборность русского мира зиждется при любом изменении политических условий на церковном единстве. Отказ от него стал бы отказом от православного будущего для наших детей от возложенного Самим Богом на Русь вселенской миссии, воспринятой от Византии, возвещенной великим старцем Филофеем, и затем многими другими угодниками Божьими, которых Господь посылал на русскую землю.

 

 Сегодня всем нам: верующим, духовенству, богословам, мирянам, церковной молодежи, иерархам необходимо приложить все усилия для предотвращения страшной угрозы, нависшей над единством нашей Матери – Русской Православной Церкви. На Украине враждебными каноническому православию силами поставлена нетеоретическая, а практическая задача — в текущем году отколоть Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата. Оторвать миллионы православных украинцев, русских, молдаван и других народов, населяющую Украину от вековой общности церковной и цивилизованной судьбы с народами великой России окончательно и бесповоротно поссорить наши народы. Ставится цель, с одной стороны, уничтожить единственно каноническую на Украине Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и православие на украинской земле. С другой стороны, нанести сокрушительный удар Русской Православной Церкви, как удерживающей, которая не только во внешнем мире, но даже внутри вселенского православия, является хранительницей неповрежденных святоотеческих устоев, традиций и канонических норм, лишить ее того благодатного влияния на глобальные процессы, которые она имеет сегодня. Ведь отрыв Украинской Православной Церкви Московского Патриархата – это раскол Русской Православной Церкви практически пополам. И не только в количественном смысле. Такой раскол пройдет по самой душе народной. Как можно охарактеризовать то, что происходит сейчас на Украине? Кажется, что никогда еще море человеческой жизни не вздымало так высоко свои взбушевавшиеся волны, стремясь захлестнуть в темноте бездны беззакония народную душу. Никогда еще враг Неба и Церкви диавол не угрожал своими страшными силами единству церковному, не отравлял своим смертным дыханием вселенную, как в наши дни. В сегодняшнее смутное время расколов и настроений, когда темными облаками человеконенавистничества  затянуто благодатное солнце церковной жизни на Украине и делаются попытки ослабить Церковь через создание искусственной автокефалии. Враждебные силы стремятся построить Церковь без Церкви. И делают это через клеветнические статьи в прессе, в пространстве интернета, через призывы к отрицанию вековых традиций.

 

У пришедших к власти националистических кругов вызывает аллергию и приступы ненависти само возношение имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за богослужением. Что эта за поместная церковь, в основании которой заложена злоба и нетерпимость? К кому? К московским первосвятителям, среди которых святые Патриархи – Иов, Гермоген и Тихон? К чему это стремление? К пагубному для православия отделению. Таким вопросом задаемся не только мы. Его уже задавал в 1917 году митрополит Киевский и Галицкий священномученик Владимир Богоявленский, когда националистические силы, родственные современным, пытались расколоть единство православного народа Украины с Русской Православной Церковью. Слушаем и сегодня слова свидетеля Христова и великого иерарха. «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южнорусской Церкви от единой Православной Российской Церкви», — говорит святитель. «Не из Киева ли шли проповедники православия по всей России. Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве в православной южной России не трудились по всем местам России, как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах и наоборот, православные севера России не подвизались на всех поприщах в южной России, не совместно ли те и другие созидали единую Великую Православную Российскую Церковь? Разве православные южной России могут попрекнуть православных северной России, что последние в чем-либо отступили от веры или исказили учение веры и нравственности, ни в коем случае. К чему же стремление к отделению, к чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов.

 

Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любовь ко всей России и к единой Православной Русской Церкви». Заканчиваются слова  святителя. Такое впечатление, что эти слова митрополита Владимира Богоявленского произнесены в наше время. У православного народа Украины недоумение и справедливый протест вызывает грубое вмешательство во внутренние дела Церкви некоторых видных государственных деятелей, нарушающих Конституции страны и стремящихся вопреки воли народа объединить Украинскую Православную Церковь с раскольниками, филаретовцами и другими. А на самом деле — растворить православие в псевдоцерковных организациях, узаконить беззаконие. УПЦ пытаются сделать карманной политической Церковью, которая будет поддерживать нагнетаемую на Украине определенными силами антироссийскую истерию. Учитывая тревожный ход развития событий, нам следует, как никогда тесно объединиться и дать отпор врагам Церкви и достойно вести корабль по пути мира среди моря бушующих страстей, клеветы и людской злобы. Сохранять богозаповеданное единство Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории. Любая попытка отделения УПЦ от РПЦ, кем бы не предпринималась, всегда была и будет расколом, причем, не в образном, а в прямом каноническом смысле слова. Защитим же православную веру от нашествия иноплеменных, от волков в овечьей шкуре, от лжебратии, от раскольников, навлекших на себя анафему и погибель. Всегда будем помнить слова Священного Писания: «Стойте, держите предание, которым вы научены или словом или посланием нашим». Крепко будем держать хоругвь православия, которую мы обязаны передать целую и невредимую в руки молодого поколения православных христиан. Единство церковное – это будущее, на основании которого, верю, наша молодежь возродить единство и величие Святой Руси. И к этой миссии мы должны уже сейчас готовить молодые ростки древа церковного.

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

 

Сердечно благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваше выступление, но более всего благодарю за Вашу позицию, мужественную честную, направленную на сохранение единства Московского Патриархата РПЦ. Мы все понимаем, что речь здесь идет о церковном единстве и даже более чем о церковном единстве. Речь идет о единстве всего нашего мира, всей исторической Руси, и поэтому, может быть, так тяжела борьба и она опасна. Но дай Бог сил Вам и всем сторонникам единства канонического православия на украинской земле. И хотели бы Вас заверить в нашей поддержке, горячей, твердой и убежденной и в наших молитвах Господь.

 

 

Дарья Костюченко, координатор Международного кинофорума «Золотой витязь»,

зачитывает проект резолюции XII ВРНС по Косово.

 

 Благодарю Вас, Дарья, за представленный текст я обращаюсь сейчас к соборянам. Каково Ваше отношение к этому тексту? Могли бы мы принять его? Не думаю, что мы имеем сейчас возможность заниматься литературной редакцией, вносить какие-то технические поправки. В том случае, если текст, отвечает нашим общим настроениям, можно проголосовать за его принятие. Тогда я ставлю на голосование. Резолюция Единогласно принята. Я благодарю вас за это единогласие, оно в данном случае имеет огромное значение. Теперь мы переходим к очень важной части нашей работы – к обсуждению, к принятию главного результативного документа, которое называется «Поколение наследников». Я бы хотел сказать о том, что этот документ составлялся молодежью, в молодежной среде, как и все другие документы, которые будут на Соборе представлены. Поэтому, может быть, для кого-то из представителей старшего поколения язык документа покажется не совсем обычным, но мы сочли возможным именно от Собора опубликовать и представить нашему обществу документы, написанные молодежным слогом, потому что — это Собор детей и молодежи, он готовился молодежью, и он проводится молодежью. И поэтому в стилистке наших результативных документов эта особенность Собора должна быть отражена. Поэтому я попросил бы сейчас Аверьянова Виталия Владимировича, который возглавлял редакционную группу, подготовившую этот текст, представить проект результативного документа.

 

Аверьянов Виталий Владимирович зачитывает проект Соборного слова XII ВРНС

«Поколение наследников».

 

Москва, Зал церковных Соборов Храма Христа Спасителя,

22 февраля 2008 года