Рекомендации круглого стола XX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Безопасное будущее и рождаемость. Вызовы для молодёжи и мира»

31 октября 2016 г. в рамках юбилейного XX Всемирного Русского Народного Собора в Даниловом монастыре состоялся круглый стол «Россия и Запад: безопасное будущее и рождаемость, вызовы для молодежи России и мира». Круглый стол ознаменовал запуск Дискуссионной культурно-образовательной площадки «Даниловский вал, 13», организуемой совместно Даниловым монастырём и Молодёжным центром Всемирного Русского Народного Собора. Круглый стол прошел с участием ведущих экспертов в сферах права и медицины, общественных деятелей, имеющий многолетний опыт эффективной работы в сфере защиты жизни нерождённых детей, в том числе в области влияния на формирование российского законодательства. По итогам работы круглого стола были разработаны рекомендации:

Принимая во внимание тенденции рождаемости и демографического развития в современном мире; биоэтические аспекты зарождения новой жизни и проблемы молодежных браков; опыт международных, государственных и общественных программ поддержки молодежных инициатив по защите жизни; правовое регулирование защиты права на жизнь нерождённых детей в международном праве, а также в законодательстве России и зарубежных стран;  рассмотрев другие вопросы, касающиеся темы Круглого стола;

Выражая тревогу в связи с антигуманной практикой лишения жизни нерождённых детей, распространённой в России и государствах ближнего и дальнего зарубежья;

Констатируя низкий уровень информированности российской молодежи о духовных и биоэтических аспектах зарождения жизни, а также крайне низкую степень вовлеченности молодых людей в проблематику и практику защиты жизни нерождённых детей;

Признавая началом жизни человека момент зачатия и отмечая недостаточность международно-правовых и национально-правовых средств для предупреждения и прекращения практики абортов;

Рассмотрев презентацию концепции молодежной социально-реабилитационной системы «Великая Русь: хранители жизни», основанной на использовании феномена сетевых сообществ и формирующей механизм вовлечения широких слоев молодежи в сознательную и мотивированную деятельность по защите жизни нерождённых детей, рекомендует ответственным федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, общественным и правозащитным организациям:

— Рассмотреть возможности для включения в программу общеобразовательных организаций России занятий, посвященных духовно-нравственным и биоэтическим аспектам зарождения человеческой жизни, а также темам семьи, материнства, отцовства, детства; Сформировать соответствующую учебно-методическую базу, опирающуюся на современные достижения науки и традиционные нравственные ценности;

— Расширить просветительскую деятельность, в том числе с помощью средств массовой информации, в целях продвижения ценностей семьи и материнства, защиты права на жизнь нерождённых детей, повышения информированности женщин и мужчин о реальной сути аборта, воспитания подрастающего поколения. С этой целью, в т. ч. организовать создание видеофильмов высокого качества на данную тематику для школьников 9–11 классов с учётом их психовозрастных особенностей и предусмотреть их обязательный показ в школах Российской Федерации;

— Создать на базе представленной концепции «Великая Русь: хранители жизни» использующий современные интернет-технологии сетевой проект, позволяющий эффективно вовлекать широкие слои молодёжи в проблематику и практику защиты жизни нерождённых детей, содействующий популяризации и распространению положительного образа многодетной семьи с крепкими связями между поколениями.

Продолжить проведение углубленных исследований демографической ситуации и биоэтических проблем жизни в современном мире, совершенствование правового регулирования защиты права на жизнь нерождённых детей в России и в зарубежных странах, в том числе организовать с участием студентов и молодых ученых:

— подготовку под эгидой ведущих медицинских и эмбриологических центров авторитетного научного заключения, констатирующего возникновение жизни человека с момента зачатия и детально разъясняющего все аспекты внутриутробного развития;

— проведение с привлечением ведущих центров юридической науки России конституционно-правового исследования вопросов правого статуса нерождённых детей и их права на жизнь.

Более широко использовать потенциал международно-правовых средств защиты права на жизнь нерождённых детей, в том числе посредством:

— разработки проекта Международной конвенции о защите прав нерождённых детей;

— инициирования судебных дел в их защиту в международных судах;

— объединения усилий религиозных объединений и неправительственных молодёжных организаций в продвижении традиционных ценностей жизни.

Восстановить гуманистический смысл конституционной формулы о праве на жизнь (часть первая статьи 20 Конституции Российской Федерации) посредством:

— инициирования запроса в Конституционный Суд Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или органов законодательной власти субъектов Российской Федерации о толковании части первой статьи 20 Конституции РФ;

— подготовки новых обращений в Конституционный Суд о признании неконституционности положений статьи 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г.

Поэтапно и совместно с представителями государственных и муниципальных органов здравоохранения разработать новые законодательные инициативы по защите права на жизнь нерождённых детей, регулирующие вопросы о допустимых сроках, основаниях, порядке принятия решений о  «прерывании беременности»,  о правовом обеспечении организационных, финансовых, просветительских, иных условий защиты права на жизнь нерождённых детей, обеспечивая при этом корректировку дефектных норм (противоречий, пробелов, неопределенности правовых предписаний) действующего законодательства.

Разработать и принять  комплекс неотложных мер организационного и правового характера, учитывающих лучший зарубежный опыт и направленных на существенное сокращение количества абортов в России,  в том числе:

— исключить аборты, производимые по желанию женщины из системы ОМС, прекратив обеспечение финансирования абортов по желанию женщины за счёт налоговых отчислений граждан России (более 5 млрд. руб. в год), и перенаправить соответствующие средства на социальную, медицинскую, психологическую, а также образовательную поддержку беременных женщин и семей, ожидающих ребёнка, многодетных семей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;

— финансирование абортов по медицинским и социальным показаниям осуществлять из средств региональных бюджетов;

— запретить коммерческий оборот  человеческих органов и тканей, ставших «продуктом» аборта;

— вывести препараты для медикаментозного аборта из свободной продажи;

— обеспечить мониторинг и безусловное соблюдение на практике введенной с 2012 года «недели тишины» перед прерыванием беременности, а также недопущение каких-либо форм рекламы абортов.

Нацелить деятельность медицинских учреждений системы акушерства и родовспоможения на сохранение ребенка и стимулирование рождаемости:

— ввести обязательную реанимацию и дохаживание, в случае если абортированный ребенок сохраняет жизнеспособность;

— ввести обязательное доабортное консультирование женщин, которое в том числе должно включать такие элементы, как прослушивание сердцебиения внутриутробного ребёнка и др.;

— обеспечить непрерывный процесс повышения квалификации специалистов, осуществляющих доабортное консультирование, создать в этих целях соответствующий учебно-методический центр;

— разработать и утвердить стандарт взаимодействия «врач-пациент», ориентированный на формирование позитивных установок на рождение детей и снижение числа абортов;

— разработать и рекомендовать к внедрению в медицинских учреждениях надбавок к заработной плате врачам за сохраненные беременности;

— разработать и утвердить регламент межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения с органами социальной защиты и некоммерческими организациями в части оказания психологической и материальной поддержки беременным женщинам.

Разработать комплекс мер стимулирующего характера и социальной защиты для женщин (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации и принимающих решение о сохранении беременности и рождении ребёнка;

Рассмотреть возможность включения в показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) таких показателей, как «изменение соотношения количества родов и абортов на 1000 женщин», «обеспеченность региона кризисными центрами для помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации»;

Организовать на базе Молодежного центра Всемирного Русского Народного Собора рабочую группу для вовлечения молодежи в практику защиты жизни нерождённых детей, участия в реализации вышеперечисленного комплекса мер по защите жизни нерождённых детей в Российской Федерации.