Приветствие. Шумейко В. Ф. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

 

Ваше Святейшество!

Уважаемые участники III Всемирного

Русского Народного Собора!

Уважаемые гости!

 

 

Позвольте искренне и сердечно приветствовать вас от имени Совета Федерации Федерального Собрания России и пожелать вам полезного и плодотворного обмена опытом, идеями добра и взаимопонимания.

 

 

Возьму на себя смелость утверждать с этой трибуны, что главная тема сегодняшнего III Собора «Россия и русские на пороге XXI века» является таковой не только для философов и религиозных деятелей. Ее называют в числе основных и серьезные практические политики во всем мире. Ибо совершенно ясно, что от того, как сложится на переломе второго и третьего тысячелетий судьба Российского государства и русской нации, зависит во многом и судьба всего остального мира и человечества в целом.

 

Если попытаться очень кратко оценить основные результаты деятельности человечества за две тысячи лет со дня Рождества Христова, то увидим следующее. В духовной области укрепился расцвет четырех основных религий — христианской, иудейской, мусульманской и буддийской. В научной сфере создано несколько философских мировоззренческих систем как идеалистических, так и моралистических. В экономической или социально-экономической области опробованы на практике четыре формации — рабовладельческий строй, феодализм, социализм и капитализм. И наконец, благодаря нескольким промышленным и научно-техническим революциям, создана техносфера, которая по мощности сравнима с самой природой.

 

На пороге третьего тысячелетия человечество доказало самому себе, что силой своего интеллекта оно способно поспорить с природой и создать, как говорил академик Вернадский, ноосферу и сферу разума. Тем не менее, как вы видите, все больше и больше ученых, политиков, общественных деятелей говорят о том, что именно на пороге третьего тысячелетия мировое сообщество переживает глубочайший социально-экономический, духовный и экологический кризис. Причина его состоит в том, что практически все духовные, научно-технические и социально-экономические достижения человечества, по существу, за две тысячи лет были направлены на решение только двух задач: покорение природы всем человечеством и завоевание мирового господства отдельными государствами.

 

 

Именно с возникновением и развитием государства как института власти идея завоевания мирового господства стала основной государственной идеей, и для достижения этой цели государство всегда концентрировало все свои усилия, а самые великие достижения науки и техники подчинялись главным образом этой задаче. В этом плане Российское государство всегда играло особую роль: чаще всего препятствовало другим мировым державам устанавливать мировое господство. Достаточно вспомнить татаро-монгольское нашествие, Наполеона и германский фашизм. Однако на рубеже третьего тысячелетия, то есть сегодня, в результате распада Советского Союза Российское государство объективно может сыграть совершенно другую роль.

 

 

Наряду с такими позитивными явлениями, как прекращение гонки вооружений, исчезновение конфронтации, сближение народов на демократической основе, так или иначе разрушился баланс сил, основанный на биполярной модели мира, когда два центра, две сверхдержавы и так называемый третий мир создавали известную устойчивость всепланетного развития. Сегодня, в новых исторических условиях, модель устойчиво развивающегося мира требует абсолютного отхода от идеи мирового господства. Мир не может быть стабильным, если он однополярен. Надежда одного государства, например Соединенных Штатов, на стабильность монопольного мира с теоретической точки зрения, на мой взгляд, утопична. А с практической она является максимальным злом для постиндустриального развития мира.

 

 

Именно поэтому, вступая в XXI столетие, Россия обязана вновь стать сильным, ведущим мировым государством. И сила России находится не в военной, и не в научно-технической сфере, хотя Россия прошла весь путь общечеловеческого развития и, став мощной индустриальной державой, первой приступила в свое время к освоению космоса. Основная сила России заключается в том, что во всемирной семье народов русская нация всегда занимала и занимает особое место. На протяжении веков православная Россия и русские являлись и являются своеобразным центром притяжения, ядром, вокруг которого группировались, обретали устойчивость и способность жить и развиваться другие нации, народы и государства. Все, что происходило с русскими, прямо или косвенно всегда затрагивало другие народы. Все, что думали русские о себе, сказывалось и на отношении к другим. Поэтому в русской религиозной, философской и политической мысли не было и нет традиции мыслить себя в противопоставлении иным, в особенности малым народам. В этом смысле русское национальное самосознание никогда не было агрессивным и конфронтационным.

 

 

И сейчас, на рубеже второго и третьего тысячелетий, народы России сделали свой исторический выбор в пользу демократии, экономической и политической свободы, многопартийности, духовного многообразия, мира, сотрудничества со всеми народами и государствами. И этот выбор не подвергается сомнению абсолютного большинства российского общества, однако в том, что касается практического воплощения обретенных прав и свобод, в настоящее время имеется ряд весьма сложных проблем, не решив которые, трудно рассчитывать, что XXI век станет для России веком полного выздоровления, возрождения и величия.

 

На первое место я бы поставил глубокий духовный кризис общества. Не преодолев его, по-видимому, невозможно справиться с тем историческим вызовом, перед которым сейчас находится Россия во всех областях, а главное, в экономике, политике и национальной безопасности. Совокупность всех негативных факторов нашей современной действительности позволяет сделать вывод, что в настоящее время, к сожалению, поставлен под прямую угрозу ряд важнейших компонентов именно национальной безопасности России.

 

 

 

Можно по-разному анализировать причины возникших трудностей и делать из этого анализа различные выводы. Мне бы хотелось в этой связи вспомнить известные очерки по истории русской церкви профессора Карташова, изданные в Париже, и слова, которыми автор начинает свой труд: «Ни одному из христианских европейских народов не свойственны соблазны такого самоотрицания, как русским. Если это не тотальное отрицание, как у Чаадаева, то откровенное при случае подчеркивание нашей отсталости и слабости, как бы нашей качественной от природы второстепенности».

 

Может быть, именно из-за того и в силу огульного отрицания всего, что было сделано в эпоху социализма, в российском сознании сегодня возобладало подчеркивание этой якобы отсталости, слабости и второстепенности. Россия при проведении реформ не стала искать свой путь, а начала во многом механически копировать Запад. Так или иначе, но становится ясно, что экономическая и социальная деградация страны — это следствие не только приме-нения глубоко чуждой нам и устаревшей модели полной либерализации экономики, но и отказа от многовековых общенациональных ценностей самой России. В результате разрушительная сторона, которая в той или иной мере присуща любым реформам, может взять верх над ее созидательным началом.

 

 

 

Речь в данном случае идет о том, что социальная и политическая база проводимой политики исчерпала себя и нужен решительный поворот к российским национальным ценностям и ориентирам, из которых самые важные, как здесь уже отмечалось в приветствии его Святейшества, — коллективизм и соборность. Следует подчеркнуть, что этот поворот должен быть осуществлен не в результате политической конфронтации, а вследствие глубокого осознания всеми слоями общества его абсолютной необходимости.

 

Я убежден, что итоги работы нынешнего Всемирного Русского Народного Собора помогут в решении этой важнейшей задачи. Особые надежды связывает российское общество с деятельностью возрожденной Русской Православной Церкви. После десятилетий гонения Русская Церковь переживает сегодня как бы второе рождение. Реставрируются старые и возводятся новые храмы, полнокровной жизнью живут русские православные общины. Все мы, конечно, понимаем, что авторитет церкви определяется в первую очередь не количеством или великолепием храмов, а качеством внутренней жизни церкви, ее верности провозглашаемым идеалам.

 

 

Известны слова, что, хотя церковь отделена от государства, она тем не менее не удалена из него. Это значит, что при любых условиях церковь не может быть безразлична к тому, что происходит в государстве. В том убеждают нас примеры из жизни святых Русской Православной Церкви, которые в своих духовных подвигах всегда откликались на запросы того или иного периода русской истории. Были святые — князья-воины и святые — отшельники, князь Владимир и преподобные Феодосии и Сергий, Нил Сорский, Иосиф Волоколамский, оптинские старцы, преподобный Серафим Саровский и многие другие, чьи духовные подвиги всегда становились для русского народа источником мужества, трудолюбия, целеустремленности, веры в окончательное и полное торжество добра. Будем надеяться, что и наше сложное время не останется в этом смысле пустоцветом.

 

В заключение скажу следующее. Образ сегодняшней России, если смотреть на нее холодным взглядом стороннего наблюдателя, представляется неутешительным. Картина небывалого разрушения очевидна и удручающа. Однако если жить со всей Россией, со всеми ее народами, прежде всего с русским, единой жизнью, то нельзя не почувствовать, что в глубинах российского организма вызревают небывалые духовные, нравственные и интеллектуальные силы, способные обеспечить процветание России не только на пороге, но и на протяжении всего XXI века и в будущем. Нужно только суметь разглядеть эти силы.

 

В этой связи позволю себе завершить свое выступление небольшой притчей. Был один очень мудрый человек. Он учил своих учеников и все свои знания приписывал огромному толстому фолианту, который хранил взаперти и никому не позволял читать. Когда проповедник умер, естественно, первое, что сделали ученики, побежали смотреть, что же написано в этой мудрой книге. Они были крайне поражены тем, что во всей этой толстенной книге была написана только одна фраза: «Когда вы осознаете разницу между сосудом и его содержимым, тогда вы и будете обладать знаниями». Я думаю, вам, участникам III Собора, да и всем нам настала пора почувствовать разницу между тем прекрасным и величественным сосудом, который называется Россия, и современным его содержанием.