Обращения II Всемирного Русского Собора

Обращение II Всемирного Русского Собора к русскому народу

Мы, участники II Всемирного Русского Собора, собрались в Москве, дабы сообща обсудить его главную тему: «Через духовное обновление — к национальному возрождению».

 

 

Собор обращается к миллионам русских людей — наших соотечественников, живущих в Российской Федерации, на всей территории бывшего СССР и в дальнем зарубежье.

 

 

 

Наш Собор призван быть местом встречи людей самых разных политических убеждений, объединённых заботой о будущем русского народа и желанием послужить ему, возвысившись над политическими расхождениями. Развивая свою деятельность по возрождению России, он вовлекает в нее все более широкие круги священнослужителей, общественных деятелей, предпринимателей, ученых, практических тружеников в разных областях народной жизни. Собор открыт для всех, кому дороги Россия и наш народ. Мы приглашаем всех и каждого участвовать в общей работе.

 

 

 

Поскольку Всемирный Русский Собор является общностью русских людей, действующей по благословению и под духовным руководством Русской Православной Церкви, мы заявляем, что только ему правомочно усвоено наименование Собора. Иные общественные и политические организации, присваивающие себе без благословения Церкви это освященное церковным преданием имя, не могут рассматриваться как воплощение подлинно соборного начала.

 

Наша забота о страждущем русском народе не есть забота эгоистическая. Она не направлена против какого-либо иного народа. Русские всегда жертвенно помогали иноплеменным братьям, и ныне мы сожалеем, что не можем в полной мере помочь тем, кто нуждается в нашей помощи. Однако мы заявляем о своей открытости к сотрудничеству на взаимное благо с другими народами, с последователями всех традиционных религий и конфессии.

 

 

Россия и русские как народ переживают весьма нелегкие времена.

 

 

К нашей совести взывает голос миллионов единокровных соотечественников, терпящих беды, лишения, несправедливость и даже угрозу жизни. Разрушение единой страны привело к тому, что двадцать пять миллионов русских людей оказались за пределами границ нынешней Российской Федерации. Русский народ оказался разделенным, гонимым с мест своего традиционного проживания.

 

Мы видим все больший кризис государственности в самой Российской Федерации, видим, как личные интересы и амбиции разъедают высшие эшелоны власти, губят страну и народ.

 

Налицо тенденция к разгосударствлению русского народа в автономиях Российской Федерации, которые все больше ориентируются на конфедеративную модель.

 

 

 

События на Северном Кавказе раскрыли перед нами бездну, куда вот-вот упадет Россия,— бездну распада, причиной которому могут стать и действия сепаратистов, и недееспособность власти, раздираемой ссорами и противоречиями, поразившими даже руководство армией.

 

На глазах развивается драма крушения исторически преемственных национальных интересов, уничтожается многовековая державная работа России на Западе и Юге, в Европе и Азии. Вместо вхождения в так называемое «цивилизованное сообщество» идет борьба за российское наследство. Россию вытесняют с морей, а берлинская стена перемещается к границам Московского царства.

 

Продолжается духовная агрессия зарубежных инославных и нехристианских миссий, пропаганда тоталитарных сект, неоязычества и псевдорелигий.

 

 

 

Общенациональная трагедия затронула все стороны народного бытия — хозяйство, науку, культуру, социальную и духовную жизнь личности и общества.

 

— Нищенствуют миллионы русских стариков, всю жизнь созидавших державу, а теперь вынужденных подбирать крохи со стола новых «хозяев жизни».

 

— Страдают многодетные семьи, сироты, инвалиды, тяжелобольные люди.

 

— Месяцами не получают даже мизерных зарплат труженики ведущих отраслей хозяйства.

 

— Безвозвратно теряется научный, культурный, промышленный и оборонный потенциал.

 

— Преступность пронизала сверху донизу все общество, особенно экономику, и угрожает ныне жизни, безопасности и достоянию каждого человека, безо всяких исключений.

 

— Русская нация испытывает демографический кризис, усугубляемый губительной экономической и социальной политикой, порчей окружающей среды и господствующим в обществе безнравственным климатом.

 

— Многие государственные, политические и общественные лидеры проявляют пагубное безразличие к духовной стороне жизни народа, к образованию и воспитанию граждан, к сохранению и возрождению исконных религиозных и культурных традиций, к защите общества от разрушения его национальной самобытности, от грязного потока пропаганды насилия, безнравственности и бесчестья. Собор встревожен тем, что подобные разрушительные явления активнейшим образом распространяются через прессу, радио и особенно телевидение.

 

Если новая катастрофа, надвигающаяся на Россию, станет необратимой реальностью, она неизбежно затронет каждую семью, каждого человека, живущего в России и в сопредельных странах. Затронет она и Европу, и весь мир.

 

Как же нам спасти Россию? Как остановить ее сползание в бездну?

 

Разрушение экономической, политической, социальной, общественной жизни стало следствием нашего духовного ослепления, уводящего русский народ с пути, избранного для него ,1000 лет назад святым благоверным князем Владимиром.

 

 

 

Мы, участники Собора, глубоко убеждены, что все беды, терзающие сегодня народ наш, суть симптомы одного недуга — нравственного оскудения человеческой личности, причина которому видится в утрате нами исконной народной духовности, основанной на вере Христовой, на Православии. Сегодня становится совершенно очевидным, что для сохранения русской нации необходима нераздельная связь православно-христианского сознания, государственного единодержавия и самобытных свободных форм народной самоорганизации.

 

Ибо только истинная вера поможет нам устроить хозяйство так, чтобы оно на деле служило каждому человеку и всему обществу, строилось бы на честности и трудолюбии, а не становилось бы чуждым нашему народу, привнесенным извне ненасытным золотым тельцом, требующим все новых человеческих жертв и страданий.

 

 

 

Только истинная вера сделает властителей наших подлинно народными, способными справедливо и с любовью относиться к гражданам, отвергнуть собственные амбиции ради созидания мира, согласия, блага соотечественников.

 

Без истинной веры мы навсегда окажемся в плену у бесплодных иллюзий, манящих нас горделивыми миражами земного рая, созидаемого без Бога. Мы не сможем преодолеть терзающего нас радикализма, на волне которого слепые вожди увлекают народ то в попытки сделать Россию безвольным придатком Запада, живущим в условиях духовного порабощения, то в слепое копирование далекого или недавнего прошлого.

 

 

 

Лишь с именем Божиим в сердце мы воссоединим наш. народ, восстановим величие России, соберем вновь вокруг нее народы, веками хранившие свою общность, но ныне все больше отдаляющиеся друг от друга. Никакая человеческая сила не поможет нам, если все, на чьих плечах лежит забота о мире, безопасности и целостности Отечества, — не осознают свою миссию как служение Богу и людям, не будут справедливы и милосердны, не станут воинством Христовым.

 

Только истинная вера может нравственно преобразить национальное чувство, наполнив его жертвенной любовью к народу и Отечеству и навсегда предохранив нас от уклонения в крайности агрессивного национализма.

 

 

 

Русский народ — разделенная нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле, являющееся общепризнанной нормой международной политики. Практическая реализация этого права русских на свою историческую Родину и единство есть сложный, не единовременный процесс, который должен быть мирным и ненасильственным. Это подтверждают наглядные, вдохновляющие примеры истории других народов, в частности, немцев. Участники Собора убеждены, что государственное руководство России и все наше общество должны осознать эту несомненную реальность и со всем вниманием отнестись к проблеме преодоления разделенности русского народа. Российские власти должны в своих действиях исходить из статуса нашего народа как разделенного и не допускать применения к нему на территории бывшего СССР статуса национальных меньшинств. При заключении каких-либо международных договоров и соглашений, конвенций и многосторонних правовых документов нельзя допускать формулировок, прямо или косвенно узаконивающих нынешнее положение русского народа и его исторических святынь. Необходима государственная программа помощи русским, проживающим на территории бывшего СССР, исходящая из, признания русского народа разделенным. Нашим соотечественникам, оказавшимся за пределами нынешней Российской Федерации, должно быть предоставлено российское гражданство. В местах их проживания им необходимо создать условия для сохранения родного языка, получения национального образования, создания самых разнообразных форм национально-общественной самоорганизации.

 

Государство обязано озаботиться сохранением религиозных основ и традиций русского народа и других народов России, защитой духовной самобытности этих народов от разрушительных влияний извне. Для этого необходимо скорейшее принятие нового Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», проект которого подготовлен рабочей группой с участием представителей Русской Православной Церкви и других религиозных объединений.

 

 

 

Необходимо развитие религиозного, нравственного и национально-культурного просвещения народа через систему государственного образования, прежде всего через школу. Государство должно законодательно закрепить возможность преподавания основ Православия учащимся средних школ, большинство до которых крещено в Православной Церкви. Уроки Православия надо проводить на добровольной основе в рамках сетки учебных часов. Жизненно потребно создание подлинно русской национальной шкалы.

 

Среди первоочередных задач национального возрождения Собор полагает защиту русского языка и создание национальных программ на радио и телевидении. Воцерковление русского народа должно происходить на основе возрождения прихода как социальной, культурной, интеллектуальной и экономической силы. Надо окончательно преодолеть последствия антирелигиозных гонений, вернуть Церкви искони присущее ей место в обществе, воссоздать в полной мере единство клира и мирян, богословия и жизни. Церковь должна стать подлинным голосом народной совести, быть вовлечена во все области бытия общества.

 

 

 

II Всемирный Русский Собор призывает власть предержащую, общественные силы и весь народ со всей решимостью трудиться ради возрождения среди нас веры православной— веры, не только хранимой в душах наших, не только исповедуемой устами и крестным знамением, но движущей нашими поступками, руководящей всей жизнью личности, общества и народа. «Русь Святая, храни веру православную»,— эти слова, возносимые за богослужением в храмах Церкви Русской, да исполнит ныне каждый из нас в единении сердец и помышлений.

 

 

 

К Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации

Мы, участники II Всемирного Русского Собора,

 

рассмотрев причины кризиса духовного, нравственного, государственного и правового сознания русского народа;

 

понимая, что основой могущества и хозяйственной крепости любого государства является духовное здоровье народа;

 

исходя из сознания того, что любое ответственное государство, при полном соблюдении свободы совести граждан и их права выбора религиозного или нерелигиозного воспитания детей, должно полагать своей главнейшей обязанностью поддержку и опеку исторической религии коренной нации, обеспечения воспроизводства и преемства национальной системы ценностей средствами образования и информации;

 

учитывая, что Русская Православная Церковь и русский народ понесли тяжелейшие утраты за недавние десятилетия, а многие переживают разрыв духовного единства поколений и разрушение религиозной среды обитания народа, —

 

обращаемся с ходатайством утвердить в законодательном порядке систему первоочередных мер по защите и развитию духовных основ бытия нашего народа. Мы предлагаем:

 

1. Принять законодательные меры по поддержке традиционных для России религиозных объединений и по недопущению духовной экспансии зарубежных миссионеров и доморощенных сектантов-изуверов, которые сегодня, вследствие правового вакуума, безнаказанно разрушают строй души и жизни русского человека, равно как и сынов и дочерей других народов России, подрывают национальную систему ценностей — основу государственности и права России.

 

2. В целях сохранения и взгревания в людях православной веры и культуры ввести повсеместно в программу обучения средних и высших учебных заведении преподавание на добровольной основе Закона Божия и Истории Православия (взамен «религиоведения», преподаваемого по старым учебникам «научного атеизма» прежними его пропагандистами).

 

Учебные программы Закона Божия и Истории Православия, разрабатываемые совместно церковными и светскими органами образования, должны включать основы догматического учения Церкви, ее понимания мира, человека и общества, представлений о ее вкладе в народное просвещение, отечественную культуру и государственное строительство. Для преподавания курсов Закона Божия и Истории Православия должны привлекаться только православные специалисты по согласованию с Русской Православной Церковью.

 

3. Закрепить законодательно государственную систему финансовой и организационной помощи преподаванию Закона Божьего и Истории Православия в школе через:

 

— издание за государственный счет Библии и особо книг Нового Завета, а также учебников, хрестоматий, методических пособий, словарей церковнославянского языка, разработанных совместно церковными и светскими органами образования;

 

— государственное финансирование преподавания соответствующих дисциплин православной молодежи в школах и вузах. В регионах со смешанным и инославным населением изучение Православия, как это принято во многих странах, должно осуществляться за счет государства при условии наличия в классе или учебной группе более 25% православных учащихся;

 

— предоставление за государственный счет эфирного времени на всех, в первую очередь учебных, каналах телевидения и радио для уроков, бесед, учебных фильмов по Закону Божию и Истории Православия для детей, молодежи и взрослых; ограничение эфирного времени для вещания нетрадиционных конфессии при обязательном указании конфессиональной принадлежности тех или иных проповедников.

 

Запретить в стране все виды пропаганды порнографии, сексуальной распущенности, культа наживы, насилия, оккультизма и тоталитарных сект.

 

Разработать учебные курсы предметов гуманитарного цикла, восстанавливающих во всей полноте православную жизнь России, создавшей свою историю, литературу, культуру и язык. Обеспечить также преподавание гуманитарных предметов учебными пособиями и учебниками.

 

Развернуть православное просвещение среди рабочей и студенческой молодежи. Содействовать устройству массовых духовных библиотек.

 

Развивать православный образ жизни, православные формы досуга, праздники и обряды.

 

С целью предотвращения растлевающего влияния современного кино и телевидения развивать православное кино. Поддерживать периодические издания духовно-нравственного направления для детей и молодежи.

 

4. Закрепить законодательно меры по финансированию и организационному обеспечению подготовки кадров преподавателей дисциплин церковно-исторического цикла в университетах и вузах страны по программе и учебникам, разработанным совместно с Русской Церковью.

 

5. Оказывать содействие восстановлению разрушенных храмов и установлению памятных крестов на месте храмовых зданий, стертых с лица земли. Возвратить на исконно надлежащее место русские православные святыни, хранящиеся в условиях, неприемлемых с канонической точки зрения. Вернуть исторический облик Красной площади Москвы.

 

Надеемся, что наше обращение найдет должный отклик и усилия народа и властей на благо Отечества будут объединены.

 

О взаимодействии с русскими за рубежом, помощи русским беженцам и вынужденным переселенцам в России

В связи с тем, что поток русских беженцев и вынужденных переселенцев из государственных новообразований на теле России стремительно растет и большинство из них пока не находит достойного русского человека обустройства на новых землях, необходима разработка и реализация государственной программы помощи всем русским, ставшим жертвами незаконного расчленения единого русского народа.

 

Всемирный Русский Собор предлагает концепцию такой программы и конкретную помощь своими специалистами и организациями.

 

Ввиду необходимости всесторонней помощи русским, оказавшимся, не по своей воле, бесправными на землях, отчлененных от исконной территории России, а также потоку русских беженцев и вынужденных переселенцев с этих земель, II Всемирный Русский Собор:

 

1. Учреждает Постоянный Комитет Всемирного Русского Собора по оказанию помощи русским на их исторической родине, беженцам и вынужденным переселенцам.

 

2. Поручает Постоянному Комитету выступить инициатором и соисполнителем Всероссийской государственно-общественной программы взаимодействия с русскими за рубежом, помощи беженцам и вынужденным переселенцам в России на основе нижеизложенной концепции.

 

Программа должна иметь, в основном, государственное финансовое и материально-техническое обеспечение и регулярно пересматриваться в соответствии с меняющейся внешне и внутриполитической ситуацией.

 

 

 

Важнейшими задачами русских в бывших советских рее» публиках является стабилизация и укрепление их положения, занятие ими достойного места в общественной и экономической жизни стран проживания, развитие всесторонних связей с Россией. Выживание и сохранение себя как части русского народа наиболее эффективно путем создания православных приходских и гражданских общин, которые и обеспечат национально-культурную автономию и сохранение русского языка. Для общин и с их помощью необходимо укреплять русские библиотеки, открывать новые, организовывать кружки по изучению и пропаганде русской истории и культуры, всемерно сохранять и расширять ретрансляцию российских радио и телевизионных передач, налаживать прокат русских кино- и видеолент, торговлю русскими книгами и многое другое.

 

В области здравоохранения и социального обеспечения русских в ближнем зарубежье целесообразно создавать элементы собственных систем здравоохранения и социального обеспечения, в первую очередь для сохранения здоровья детей, женщин, инвалидов, престарелых. С этой целью надо налаживать прямые связи с российскими лечебными учреждениями, принимать для консультаций врачей из России, наладить выезды в Россию на лечение тех, кому медицинская помощь не может быть оказана на месте, организовывать получение российских медикаментов.

 

Содействие русским за границей в области социального обеспечения может идти путем помощи нуждающимся в получении причитающихся им пенсий, льгот, пособий от местных структур социального обеспечения, налаживания помощи от российских благотворительных и государственных организаций, организации отдыха и лечения детей из нуждающихся семей в России.

 

Воспитание и образование русских детей и молодежи в ближнем зарубежье требует и всемерного укрепления русских школ, и развития высшего и среднего специального образования на русском языке в странах проживания. Необходимо бесперебойное снабжение школ, вузов и техникумов учебниками и другой учебной литературой на русском языке, формирование и расширение в учебных заведениях русских библиотек. Особое внимание следует уделять созданию центров подготовки русской молодежи для поступления в российские высшие учебные заведения, обеспечению прямых связей с российскими высшими учебными заведениями.

 

 

 

В области предпринимательской деятельности русские за границей должны устанавливать и укреплять экономические связи с российскими государственными и частными предприятиями, образовывать совместные предприятия с российскими партнерами, добиваться получения российских кредитов для осуществления хозяйственной деятельности предприятиями, организованными русскими в бывших советских республиках.

 

В целях поддержки русских в ближнем зарубежье российские государственные органы должны обеспечить проведение политики ответственности за судьбу русского населения в бывших советских республиках, обеспечить увязку внешней политики с учетом интересов русских в ближнем зарубежье. Это требует принятия Законов РФ, Указов Президента России, Постановлений Правительства РФ и других нормативных документов, определяющих порядок взаимодействия органов «Российской Федерации с русскими в зарубежье, а также права и обязанности русских, временно приезжающих из-за границы на территорию России,

 

 

 

С этой целью должны быть привлечены посольства и торговые представительства Российской Федерации для эффективной поддержки русских в бывших советских республиках, в том числе по содействию русским, приезжающим на постоянное место жительства в Россию.

 

Российское государство должно создать условия для поддержания духовных, культурных, экономических связей с русскими за границей. Это требует налаживания полноценной почтовой, телефонной, электронной и других видов связи России со странами ближнего зарубежья, восстановления в необходимых объемах железнодорожных, авиационных, водных пассажирских перевозок между Россией и бывшими советскими республиками.

 

 

 

В России на государственном уровне должны быть приняты целенаправленные меры по защите прав русского населения в странах ближнего зарубежья, установлен облегченный порядок получения российского гражданства этническими русскими в ближней зарубежье, установлена система льгот для русских из ближнего зарубежья, временно приезжающих в Россию, обеспечена возможность получения бесплатного высшего и среднего специального образования для русской и русскоязычной молодежи из ближнего зарубежья.

 

Следует установить порядок, в соответствии с которым российские государственные органы будут непосредственно участвовать в оказании помощи русским в ближнем зарубежье согласно своей компетенции.

 

Расселение и трудоустройство в России беженцев и вынужденных переселенцев требует развития законодательной и нормативной базы, определяющей порядок их прибытия на жительство, получения российского гражданства, расселения и трудоустройства. В решении этой проблемы должны принимать участие федеральные и местные органы управления, общественные и религиозные объединения.

 

 

 

Федеральная миграционная программа должна получать постоянное развитие, иметь полноценное финансирование. Порядок регистрации вынужденных переселенцев, оказания им материальной помощи и выдачи ссуд, кредитов на строительство жилья должен быть упрощен. Следует создать государственную программу использования кадрового потенциала вынужденных переселенцев для подъема экономики России. Необходимо установить упрощенный таможенный контроль вынужденных переселенцев, ввозящих в Россию свое имущество из стран ближнего зарубежья. Необходимо также предусмотреть выделение вынужденным переселенцам льготных кредитов и ссуд на строительство жилья и создание рабочих мест.

 

Беженцы и вынужденные переселенцы должны осознать свое место и роль в России, свою ответственность за ее судьбу. Для этого от них требуется участие в духовной, культурной, общественной, хозяйственной жизни России. Путь к этому’ ведет через сознательный духовный рост, включение в жизнь приходских и гражданских общин, участие в трудовой жизни регионов в местах поселения.

 

Местным органам власти следует разрабатывать программы использования потенциала вынужденных переселенцев для выполнения социально-экономических программ, беспрепятственно выделять переселенцам земли под жилищное строительство, стимулировать жилищное строительство для переселенцев.

 

Коммерческие структуры, банки, финансовые и страховые компании могут внести значительный вклад в решение проблем вынужденных переселенцев путем использования их кадрового потенциала, участия в реализации совместных проектов, предприятий, кредитования и инвестирования в рентабельные проекты с участием переселенцев.

 

Средства массовой информации должны содействовать созданию благоприятного общественного климата для включения русских беженцев и вынужденных переселенцев в духовную, культурную и хозяйственную жизнь на местах.

 

 

 

Задачами общественных организаций является содействие вынужденным переселенцам в расселении их на жительство и в трудоустройстве, а также в адаптации к местным условиям. Для этого необходимо формировать базы данных по кадровому потенциалу русских в ближнем зарубежье, готовящихся к переезду на жительство в Россию, и вынужденных переселенцев, уже находящихся в стране, установить устойчивые связи с предприятиями и местными органами власти в регионах, подготавливать и реализовывать с ними совместные проекты с участием переселенцев.

 

Следует шире практиковать создание для переселенцев рабочих мест на предприятиях общественных объединений в местах расселения, оказывать помощь в трудоустройстве на действующих предприятиях в регионах.

 

Концепция национальной программы улучшения демографической ситуации и среды обитания в России

Сегодня ухудшаются все основные показатели воспроизводства русских в России — рождаемости, смертности, продолжительности жизни, миграции, состояния здоровья и др.

 

 

 

Особенно неблагоприятна ситуация в сельских районах Севера и Центра Европейской части Российской Федерации, где по некоторым областям разница между смертностью и рождаемостью достигает 40 человек на тысячу населения. Доля лиц паспортного возраста приближается к 50%, а трудоспособных сократилась до 40% и ниже. Естественно, что при такой возрастной структуре вырождение народа может произойти в ближайшие десятилетия.

 

Улучшение демографической ситуации среди русского населения в настоящий период возможно только на базе эффективной демографической политики как важнейшей составной части общей социально-экономической политики России, где демографические и экологические цели рассматриваются в системе приоритетов развития России наравне или даже преимущественно по сравнению с экономическими.

 

 

 

Разработка конкретных мероприятий демографической политики в России должна опираться на объективные законы развития народонаселения, учитывающие как общие черты, характерные для человеческого сообщества в целом, так и специфические особенности воспроизводства русской нации, сложившиеся в ходе исторического развития в разных частях России.

 

В области рождаемости основным ориентиром демографической политики в России должно стать создание условий для перехода русского населения от полутора к трехдетной и многодетной семье.

 

Важнейшими факторами, обеспечивающими решение этой задачи, являются повышение благосостояния, особенно молодых семей, обеспечение жильем, создание специфических условий в сфере занятости для многодетных семей и женщин, не противодействующих рождению и воспитанию детей, укрепление брато-семейных отношений, формирование общественного мнения о высоком моральном и социальном статусе матери, хозяйки дома, о «ценности» и высоком социальном статусе многодетной семьи. Реализация такой программы требует значительных инвестиций в социальную сферу, но не только путем выплаты пособий. Больше необходимы: развитие систем занятости, формирование специфических типов производств, усиление социальных гарантий многодетных семей.

 

В улучшении демографического потенциала России особенно значима роль миграции, в том числе и вынужденной, русского населения из стран «ближнего зарубежья» и Северо-Кавказского региона. В Российской Федерации должна в ближайшее время быть разработана и внедрена специальная программа по регулированию миграционных потоков и увеличению приживаемости новоселов. Помимо организационно-экономической помощи попавшему в тяжелую ситуацию русскому населению, она должна содержать и чисто «демографические» цели формирования благоприятной демографической структуры, исключающей вырождение населения в регионах расселения мигрантов.

 

 

 

Основные мероприятия миграционной политики должны быть направлены на создание условий для переселения в сельские районы Европейского Центра, Севера и Северо-Запада, на юг Восточной Сибири. Эти условия включают в себя создание системы экономически эффективной занятости, развитие социальной сферы в районах переселения, развитие в районах переселения систем переподготовки кадров, повышение роли села и малых городов в народном хозяйстве, науке и культуре и многое другое.

 

Рост смертности и снижение продолжительности жизни русского населения до небывало низкого уровня (у мужчин ниже 60 лет) требует особого внимания при определении целей демографической политики и мероприятий по их достижению. Основные ориентиры в этой области:

 

— снижение детской смертности и уменьшение числа новорожденных с ослабленным здоровьем и больных;

 

— снижение смертности от болезней органов дыхания, инфекционных и других острых заболеваний;

 

— сокращение смертности от несчастных случаев;

 

— «постарение» смертности от болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований и других хронических болезней.

 

Наряду с общим повышением жизненного уровня русского населения, укреплением социальной стабильности в России, основные мероприятия, обеспечивающие достижения этих ориентиров:

 

— коренное оздоровление условий труда, максимальное ограничение влияния на здоровье человека техногенных факторов в сфере производства и быта, общее улучшение экологической ситуации;

 

— укрепление материально-технической базы лечебных учреждении, профилакториев, домов отдыха и совершенствование амбулаторного и больничного обслуживания по отдельным видам заболеваний и различным возрастным группам населения;

 

— создание системы выявления врожденных аномалий у плода на ранней стадии беременности и прерывание таких беременностей;

 

— укрепление базы производства лекарств в стране и создание современной индустрии питания для детей и взрослых;

 

— совершенствование системы санитарно-биологического контроля и ужесточение его норм;

 

— распространение рационального режима труда и отдыха на основе развития духовных потребностей и создания материальных условий для их удовлетворения, совершенствование форм борьбы с пьянством, наркоманией, курением и другими вредными привычками, особенно среди подростков.

 

Одним из важнейших факторов, влияющих на здоровье населения, является уровень загрязнения окружающей среды. Этот показатель на территориях проживания русского населения в Российской Федерации является одним из самых высоких в мире. Ухудшение состояния окружающей среды в России стало реально снижать уровень продолжительности жизни населения, ограничивать возможности экономического и социального развития территорий, особенно промышленных районов и крупных городов.

 

 

 

Ущерб России от промышленных и бытовых загрязнений сегодня сопоставим со стоимостью продукции, вырабатываемой российской промышленностью.

 

Обострение экологической обстановки в последние годы обусловлено как накопленными за многие десятилетия структурными деформациями народного хозяйства и «плановыми» методами управления экономикой, так и практикой полной безнаказанности и бесконтрольности, в том числе и в сфере природопользования, «новых хозяев», принявших на вооружение лозунг «разрешено все, что не запрещено законом». А так как природоохранное законодательство России значительно отстает от потребностей жизни, то внедрение этого принципа ведет к еще большим экологическим разрушениям.

 

 

 

Экологическая ситуация в России может быть стабилизирована и улучшена только путем целенаправленной государственной политики. Ее важнейшим направлением в сфере экологии является формирование правового и экономического механизма регулирования природопользования на основе равноправного включения в цели общественного развития экологических и природоохранных показателей, ориентирующих на улучшение экологической ситуации. Важнейшие элементы такого механизма включают в себя:

 

— разработку систем учета природных ресурсов и их стоимостных оценок;

 

— совершенствование системы компенсаций ущерба окружающей среде от различных видов антропогенных воздействий;

 

— осуществление мероприятий по развитию предпринимательства в сфере экологии;

 

— разработку и внедрение системы экологической сертификации технологических процессов, продукции, отходов, природных ресурсов и объектов;

 

— формирование системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования на различных территориях с учетом целей их экологического развития;

 

— разработку порядка возмещения ущерба населению, владельцам имущества, земли, подвергшимся антропогенным воздействиям;

 

— разработку программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, направленную на снижение риска для здоровья, связанного с загрязнением окружающей среды, на создание для людей здоровой среды обитания, системы предупреждения ликвидации последствий аварийных ситуаций;

 

— разработку и внедрение систем экологической экспертизы (как государственной, так и независимой);

 

— разработку и внедрение системы контроля за качеством окружающей среды и использованием природных ресурсов;

 

— определение и осуществление основных направлений капительных вложений для решений проблем защиты окружающей среды и безопасности экологически опасных производств (переход на безвредные и безопасные виды топлива; строительство полигонов по переработке, утилизации и складированию экологически опасных отходов; устранение деградации земель, восстановление загрязненных земель; снижение выбросов автотранспорта; очистка сточных вод; расширение использования экологически чистых источников энергии; разработка и внедрение технологий, замкнутого цикла и т. п.);

 

— разработку системы радиационного контроля территории России, программу по улучшению радиационной обстановки на радиационнозагрязненных территориях;

 

— пересмотр концепции развития ядерной энергетики с учетом реальной потребности страны в энергии и рационализации ее использования, а также потенциальной опасности действующих АЭС;

 

— разработку и реализацию программы создания системы особо охраняемых территорий, сохранения уникальных природных комплексов и ландшафтов России, предназначенную для сохранения и изучения природного разнообразия, поддержания экологического равновесия, обеспечения неистощительного использования животного и растительного мира;

 

— разработку и развитие системы экологического образования и воспитания, направленную на ориентирование экологического сознания и мышления, ответственного отношения к охране природы, практического опыта природопользования.

 

Новая государственная социально-экономическая политика должна предлагать в качестве первоочередной задачи борьбу с причинами экологических нарушений, а не с их последствиями, т. е. перейти от ориентации на ликвидацию последствий экологических нарушений к их предупреждению.

 

Учитывая современное состояние здоровья российского населения (структуру патологии), можно предложить только два взаимосвязанных стратегических направления воздействия на него. Во-первых, необходимо в кратчайшие сроки реставрировать отечественную систему здравоохранения особо опасных заболеваний (включающую как непосредственную медицинскую помощь населению, так и санитарно-эпидемиологическую службу). Это даст возможность восстановить социальный контроль над эпидемиологической ситуацией в стране, в первую очередь, в регионах повышенного риска.

 

Во-вторых, учитывая, что в России сегодня первые места в структуре патологии занимают сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, необходимо создать условия для скорейшего внедрения в отечественную практику новейших методов диагностики (раннего выявления) и лечения этих заболеваний.

 

 

 

Для реализации поставленных целей следует прежде всего восстановить (невзирая на требующиеся для этого меры и средства) гарантированный Конституцией РФ минимум государственной медицинской помощи, сделав ее доступной всем без исключения слоям населения.

 

Вслед за этим требуется в кратчайшие сроки приступить к разработке всеобъемлющей Государственной (общенациональной или Федеральной) программы «ЗДОРОВЬЕ», учитывающей пять аспектов:

  • современную структуру патологии в России;
  • региональные особенности структур заболеваемости и смертности населения по возрасту и причинам;
  • имеющуюся на уровне конкретных регионов здраво-охраненческую и санитарно-эпидемиологическую инфраструктуру;
  • прогноз наиболее вероятных траекторий эволюции структуры патологии минимум на 5—10 лет (срок разработки и полномасштабного внедрения программы);
  • отечественный, а также — мировой, опыт реализации экстренных программ по оздоровлению эпидемиологической обстановки.

 

Для того, чтобы данная программа учитывала интересы всего общества, а не отдельных ведомств, она должна быть разработана с участием независимых коллективов ученых и практиков. Этот коллектив и должен функционировать под совместным патронажем структур Законодательной власти (соответствующих Комитетов и Комиссий) и Исполнительной власти (Совет по социальной политике при Президенте РФ), заинтересованных общественных организации. Сама же Программа должна быть подвергнута всесторонней экспертизе, и после ее принятия финансироваться на уровне приоритетных (оборонных) программ.

 

О 775-летии Великого князя Александра Ярославича Невского

30 мая (14 июня) 1995 года исполняется 775 лет со дня рождения Великого князя Александра Ярославича Невского, которого народ наш глубоко чтит как знаменитого защитника родной земли, национального героя-полководца, как благоверного святого покровителя российского воинства.

 

Деяния Великого князя Владимирского Александра Ярославича, названного в народе после первой громкой победы над шведами Невским, протекали в один из самых тяжелых периодов отечественной истории, на переломе эпох. Разгром отборного войска Тевтонского ордена на Чудском озере обессмертил его имя.

 

Военный гений и твердая вера Александра Невского, его государственный ум и дипломатические способности, мужество и любовь к Отечеству отвратили многие беды от Русской земли.

 

Великий князь Александр Невский в лихую годину татаро-монгольского нашествия сумел закрыть дорогу на Святую Русь не только полчищам воинственных латинян, но и коварным вожделениям непрошеных западных пастырей, которые щедрыми посулами помощи хотели купить наше вероотступничество.

 

Своим жизненным подвигом благоверный святой Александр Невский предопределил государственное и нравственное развитие Руси на многие века.

 

Возвращение мощей святого Александра Невского в лоно Русской Православной Церкви в июле 1989 года стало важным событием нашей духовной жизни, способствующим подъему авторитета церкви и ее пастырей.

 

 

 

775-летний юбилей Александра Невского счастливо совпадает с 50-летием Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Александр Невский вдохновлял патриотов России на гражданские и воинские подвиги многие века и в годы борьбы с фашизмом.

 

II Всемирный Русский Собор приветствует инициативу исторически связанных с жизнью Александра Невского Владимирской, Ленинградской, Псковской и Ярославской областей, поддержанную Указом Президента России, о проведении праздника «Венок славы Александра Невского».

 

Предстоящий праздник может стать духоподъемной силой, если придет в школьные, студенческие, молодежные аудитории. Ветераны Великой Отечественной, кавалеры высокого ордена Александра Невского скажут в эти дни свое правдивое патриотическое слово о ратных подвигах наших предков и своих боевых товарищей-однополчан. Пусть художественные выставки, исторические экспозиции, высокая музыка и песня, фольклорные праздники встанут заслоном безнравственности и пошлости, которыми неустанно пичкают нашу молодежь все средства массового воздействия.

 

Особую роль в дни юбилея должно сыграть высокое пастырское слово праздничных церковных богослужений прежде всего в храмах, носящих имя Александра Невского.

 

II Всемирный Русский Собор призывает патриотов нашего Отечества, верующих и неверующих широко отметить 775-летие со дня рождения Святого Великого князя Александра Невского.

 

Убеждены, что эта высокая дата будет способствовать сплочению русского и других народов России, сохранению целостности и единства нашего государства, подъему патриотического духа русских людей, где бы они ни находились, сохранению их верности лучшим традициям нашей великой истории и культуры.

 

 

 

О создании Центра православной культуры
имени Андрея Рублева

II Всемирный Русский Собор поддерживает обращение видных деятелей культуры (академик Б. А. Рыбаков, заслуженный художник России Н. А. Пластов, лауреат Государственной премии писатель В. Г. Распутин и др.), а также инициативу Центрального музея древнерусской культуры по созданию на его основе Центра православной культуры имени преподобного Андрея Рублева.

 

 

 

II Всемирный Русский Собор обращается к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию с просьбой поддержать это решение. Собор просит правительство Российской Федерации и правительство Москвы обеспечить практическую реализацию предложенного проекта.

 

О проекте Русской Энциклопедии, обобщающей и выражающей средствами современного научного знания русскую картину мира

Русские сегодня являются единственной из великих наций не имеющей Большой Национальной Энциклопедии. Хотя в советские годы были созданы энциклопедии Белорусская и Украинская, Казахская и Литовская,— словом, всех национальных республик бывшего Союза, Русской Энциклопедии как не было, так и нет.

 

 

 

Выдержавшая ряд изданий, БСЭ не может претендовать на восполнение данного пробела. Она совершенно не адекватна духовному самосознанию русских ни в смысле древних языческих славянских корней, ни с точки зрения тысячелетней православной традиции. Не сулит положительных сдвигов и переименование ее в «Большую Российскую Энциклопедию».

 

Задача создания Русской Энциклопедии, обобщающей и формулирующей национальную картину мира, принимает сегодня, на рубеже XXI века, характер первоочередной необходимости. Понимание этой потребности возникло в обществе и растет как народная инициатива, снизу, со стороны широких патриотических кругов

.

 

 

Столь масштабная фундаментальная проблема может быть решена лишь соборным разумом и согласованными усилиями всех русских в России и во всем мире. Работа должна осуществляться поэтапно, без авантюрно-рекламных обещаний, неустанным терпеливым трудом больших авторских коллективов, руководствующихся единой научной концепцией и координируемых единым научным центром.

 

Всемирный Русский Собор, рассмотрев вопрос о проекте и концепции РЭ, считает необходимым признать работу по созданию Энциклопедии общенациональным приоритетным направлением. Проект нуждается в серьезной материальной помощи, невозможной без участия национальных деловых кругов, банков и крупных предприятий.

 

К научному участию в проекте призываются все наличные кадры русских ученых в России и за рубежом. Особенно важно создать круг подвижнической деятельности коллектива РЭ, атмосферу доброжелательного внимания, всенародной заинтересованности, общественной и церковной поддержки.

 

 

 

О кинофестивале «Золотой Витязь»

Второй Всемирный Русский Собор поддерживает работу, которая проводится на международном фестивале «Золотой Витязь» по пропаганде картин, отражающих идеи православия, любви к Отечеству, высокой нравственности. Всемирный Русский Собор обращается к государственным, общественным и коммерческим организациям с просьбой оказать содействие в работе международного фестиваля православного кино «Золотой Витязь».

 

 

 

О средствах массовой информации

Участники II ВРС выражают возмущение работой большинства средств массовой информации, тем разрушительным и отравляющим воздействием, какое они оказали и

 

продолжают оказывать на общественное сознание. Все более очевидной становится их вопиющая антигосударственная, антипатриотическая и антирусская позиция. Сегодня средства массовой информации России становятся чуть ли не главным оружием, направленным на уничтожение Российской государственности, христианских ценностей, традиционных устоев русского народа. Дезинформация, бессовестная тенденциозность в подаче материала, пропаганда насилия, порнографии, вседозволенности ведут к нравственному разложению, потере духовных ориентиров, способствуют нарастающей криминализации общества.

 

 

 

В качестве формы сопротивления этому беспределу участники II ВРС настоятельно требуют поставить СМИ под контроль общества и государства, с этой целью:

 

1. Разработать и принять Закон о телевидении и радиовещании, регламентирующий права и обязанности журналистов, руководителей и владельцев теле- и радиокомпаний, а также права и обязанности должностных лиц, государственных органов и общественных организаций по контролю над СМИ. Закон должен предусматривать не только формальные, но и содержательные требования к телевизионным и радиопередачам, обеспечивающие объективность информации, равные права на выражение мнений и взглядов представительных общественных групп и организаций, запрещающие пропаганду русофобии, порнографии, насилия, всех форм безнравственности и сатанизма, взглядов и учений, противоречащих духовно-нравственным основам национального бытия, разрушающих историческую преемственность русской жизни.

 

2. Учредить общественные наблюдательные советы над средствами массовой информации из представителей различных общественных организаций, которые должны использовать имеющиеся сегодня законные права по возбуждению судебного преследования против лиц, работающих в СМИ, которые злоупотребляют служебным положением, своими действиями нарушая общественную этику, оскорбляя русский народ и общество, разрушая духовно-нравственные основы исторического Российского государства. Такие лица должны нести ответственность вплоть до лишения лицензий на право профессиональной деятельности и уголовного наказания.

 

3. С помощью наблюдательных советов обеспечить благотворную созидательную направленность информационного потока, не допускающего разжигания в обществе социальных и межнациональных противоречий, манипулирования общественным мнением.

 

4. Предоставить Русской Православной Церкви необходимые возможности для ведения широкой просветительской, образовательной и катехизаторской деятельности, обеспечивающей ее главенствующую роль среди других традиционных конфессий в России, где большинство населения — православное.

 

5. Запретить на уровне законодательных органов и наблюдательных советов пропаганду и миссионерскую деятельность на ТВ, радио, в кино и печати иностранным религиозным проповедникам, а также представителям религиозных сект и псевдорелигий.

 

Державная служба словарей — основа языкового здоровья и исторической памяти нации

Среди приоритетов национальной культуры есть особая область, в которой национальное сам осознание, тип культурно-исторического творчества народа, степень его духовной зрелости проявляются, в первую очередь, через уважение к национальному языку, многообразию народного литературно-речевого творчества, высокой нормативности языка государственного и делового документа.

 

Основу этой приоритетной области составляет государственно организованная служба национальных словарей и энциклопедий. В сложнейшей духовной ситуации рубежа тысячелетия, мудрость заслуживающего выживания государственного организма измеряется тем, какое место отводит нация системе жизнеобеспечения языка.

 

Словари, обобщая и приумножая языковое и, значит, менталитетное богатство национальной традиции, дают четкость государственному слову, процветание литературе, ясность в вопросах происхождения языка и народа, открывают перспективу в образовании, в развитии культурных традиции. Словари — важнейший залог культуры обогащения языка и один из наиболее глубоких, сплачивающих народ факторов.

 

 

 

Из-под разрушающихся основ книгоиздательской практики надо прежде всего вывести языковую словарную службу, ибо без нее у нас не будет достойного великого народа государства, не будет достойного этого государства языка школы, литературы, средств массовой информации.

 

Создание и издание современных нормативных словарей массового пользования не решит, однако, всех проблем языкового здоровья народа. История языка, ясное разумение его истоков, доступ к его величайшим письменным памятникам необходимы для полноценного владения русским литературным языком, для возможностей современного и будущего языкового творчества.

 

Наряду с древнерусским, важнейшее значение имеют при этом памятники церковнославянского языка. Старейшие русские Евангелия и богослужебные книги, доныне совершаемое на церковнославянском языке богослужение Русской Православной Церкви — это живые корни, связывающие нас с благодатной кирилломефодиевской традицией, без которой немыслимы ни русская духовность, ни национальная культура.

 

 

 

Приоритетное внимание должно быть уделено финансированию, тиражной политике в отношении фундаментальных словарей, которые обеспечивают историческую память народа:

 

— Словарю русского языка XI—XVII вв.

— Словарю русских народных говоров.

— Словарю современного русского литературного языка.

— Созданию энциклопедии «Русский язык».

— Этнографическому труду «Русские».

 

Введение в Федеральные программы, обеспечение статуса особо ценных объектов и финансового поддержания уникальных картотечных собраний для словарей и исследований, весомое слово общественных организаций и фондов поможет реализовать интеллектуальные возможности нации, сохранить ее языковые богатства в словарях, поддержать национальное достоинство.

 

К Президентам России и Казахстана

Его Превосходительству Борису Николаевичу Ельцину, Президенту Российской Федерации

 

Его Превосходительству Нурсултану Назарбаеву, Президенту Республики Казахстан

 

Ваши Превосходительства!

 

II Всемирный Русский Собор обращается к Вам с настоятельной просьбой сделать все от Вас зависящее для защиты законных прав русского населения в Казахстане, составляющего почти половину населения этого государства.

 

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что положение русских в Казахстане неуклонно ухудшается. В отношении же казаков можно говорить о тенденциях к репрессивной политике, свидетельством чему являются задержания и аресты казачьих лидеров, выступивших с требованием о создании постоянно действующей комиссии по делам казачества при Президенте Республики Казахстан.

 

Глубинной причиной преследований является нежелание казачества, находящегося на территориях своего исконного проживания, отказаться от русской идентичности и ориентации на Россию, с которой казачество связано всей своей историей.

 

Однако очевидно, что недальновидная попытка некоторых сил загнать казачество в подворье лишь создает почву для мощного взрыва недовольства как в Казахстане, так и в России. Это не может не внушать тревогу у всех, кто стремится к мирному урегулированию проблем, оставшихся нам в наследие от прошлого.

 

В связи с этим II Всемирный Русский Собор считает необходимым предпринять следующие меры:

 

1. Решение проблемы казачества не будет найдено до тех пор, пока будет подогреваться возрожденное большевистское шельмование исторической России как «тюрьмы народов» и самих казаков как «инструмента шовинистической политики царизма и колониализма». Антиисторичной пропаганде этого рода, поддерживаемой органами власти, должен быть положен конец как в России, так и в Казахстане;

 

2. Необходимо удовлетворить требование казачества о создании постоянно действующей комиссии по делам казачества при Президенте Республики Казахстан, работающей в тесном контакте с соответствующими органами при Президенте России;

 

3. Проблема русского населения Казахстана не может быть решена без предоставления ему права на получение двойного гражданства. Практика показывает, что никакие паллиативные меры и частные соглашения, которые лишь затушевывают существо вопроса, не могут быть признаны удовлетворительными.

 

 

В связи с вышеизложенным Собор просит Ваши Превосходительства осознать важность поставленной проблемы для будущего русского и казахского народов и отношений между ними и предпринять действенные меры по исправлению нынешней ситуации.