РЕЗОЛЮЦИЯ
III Всероссийского форума МОО «Всемирный Русский Народный Собор» в Новосибирске
В период с 07.04.2025 по 23.05.2025 в городе Новосибирске и Новосибирской области (НСО) прошёл Всероссийский форум ВРНС «Русский язык – основа национальной безопасности и суверенитета России». Форум собрал более 196 тыс. участников и стал в истории России самым масштабным форумом на тему защиты русского языка.
Главные инициативы форума
1. Проведение широкой кампании в стране за чистоту русского языка с подключением других регионов, включая масштабный социальный опрос на территории от Владивостока до Калининграда, выясняющий отношение населения к нецензурной лексике и чрезмерному использованию англицизмов.
2. Подготовка проекта федерального закона для рассмотрения Государственной Думой РФ, касающегося использования нецензурной брани в общественных местах, интернете, при проведении театрально-зрелищных, культурно- массовых, развлекательных мероприятий, с уточнением характера правонарушений и определением меры ответственности за данные административные правонарушения.
3. Разработка методических рекомендаций по преодолению порока матерной брани, составленных на основе результатов работы форума, предназначенных для образовательных учреждений, родительского сообщества и заинтересованных органов и ведомств РФ.
По итогам работы форума ВРНС составлена следующая Резолюция
На протяжении нескольких десятилетий в культурном пространстве российского общества происходит активный процесс разрушения основ традиционной русской культуры и вместе с ней её неотъемлемой части – русского языка. Русский язык является важнейшей ценностью для нашего народа. Это не только горизонтальная коммуникация, объединяющая многонациональный государствообразующий русский народ в настоящем, но и вертикаль, исторически и духовно связывающая все поколения русских людей от давно ушедших до будущих.
Значение любого языка настолько велико, что можно с уверенностью говорить о том, что народ жив, пока сохраняется его язык. Связывая поколения, язык хранит саму историю народа. Прошедшие столетия свидетельствуют о том, что для того, чтобы уничтожить народ, в первую очередь необходимо уничтожить его язык. Это подтверждают события на Украине.
Именно потому сегодня в условиях информационной, культурной и психологической войны, которую ведут страны Запада против России, защита русского языка и национальной культуры является жизненно важной и исключительно необходимой мерой для обеспечения безопасности нашего государства и общества.
Еще одним существенным основанием для защиты русского языка является его особое качество, состоящее в передаче глубоких духовных истин, лежащих в основе православной культуры. Именно потому Президент России В.В. Путин сказал о русском языке: «Это естественный духовный каркас нашей многонациональной страны».
О необходимости защиты русского языка говорится во многих государственных документах: Конституции России, Федеральном Законе: «О государственном языке РФ», Указе Президента РФ №809 и ряде других. Особую угрозу русскому языку на современном этапе представляют два деструктивных явления: использование нецензурной (матерной) брани и излишнее использование иностранной лексики.
Излишнее использование иностранной лексики
Одной из актуальных тем в рамках проведенного форума стало обсуждение вопроса об избыточности иностранных слов в русском языке и неуместности их постоянного применения. Касаясь этой проблемы, ещё в XIX веке Иван Тургенев сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
При этом важно принять во внимание, что не все иностранные слова представляют угрозу для русского языка, поскольку их включение в современную русскую речь обусловлено историческим ходом культурного взаимообмена, а умеренное и объективно необходимое заимствование иностранных слов, не имеющих аналогов в русском языке, является вполне допустимой нормой. В качестве примера можно привести русские слова, заимствованные мировой языковой культурой: спутник, луноход, бистро, дача, матрешка, тройка, а также обратные заимствования: контейнер, офис, вокзал, пикник, холдинг, футбол и т.д.
Этот социокультурный процесс носит постоянный характер и является частью изменений языковой культуры, касающейся всех стран. Такое же воздействие он оказывает на культуру современного российского общества. Это влияние порождается необходимостью заимствования новых терминов в сфере науки и техники, потребностью обозначения новых явлений и процессов, названием новых продуктов в разных отраслях деятельности, не имеющих прямых коротких аналогов в русском языке, как например: ноутбук, чипсы, дилер, скутер, тренажер, спонсор, баннер и т.д.
Важно отметить, что объективное ускорение социальных, научно-технических, информационно-коммуникативных и иных процессов на фоне снижения общей грамотности населения, диктует современному обществу необходимость ускоренного обмена информацией, приводящей к сокращению длины слов, предложений и введению упрощенных понятий. Необходимо учитывать эти факторы и находить адекватные способы адаптации русского языка к современным условиям с целью его сохранения. Для этого, с одной стороны, требуется разумно ограничивать заимствование иностранных слов, с другой – активно развивать русский язык, своевременно вводя в его оборот русифицированные слова, отражающие новации текущего времени. Потеря контроля над этим процессом может привести к утрате корневых слов русского языка, потере исторической памяти языка, что неминуемо отразится на передаче ценностных смыслов русской культуры, а в последующем может привести к разрушению и утрате сакрального значения самого русского языка. Важно, чтобы не когда-либо, а уже сейчас с активной подачи государства российское общество начало формировать своё отношение к определенной категории заимствованных слов. Например употребление «зачекиниться» вместо «зарегистрироваться», «бай» вместо «пока, до свидания», «делетнуть» вместо «удалить», «киллер» вместо «убийца» и т.п. следует отнести к нежелательной, неприличной, некультурной лексике.
Необходимо прямо говорить о том, что государство обязано взять на особый контроль защиту и сохранение главной коммуникации страны – его язык, который никогда не должен оставаться «бесхозным», без внимания и защиты со стороны государства, поскольку разрушение коммуникаций на войне является главной задачей любого противника.
Из этого также следует необходимость в постановке точных целей и задач со стороны государства для действующих государственных институтов русского языка, которые должны быть направлены в первую очередь на «формирование путей сохранения и развития русского языка», а не каких-либо абстрактных целей. Вполне достойным решением могло бы стать введение написания «Русский язык» с заглавный буквы, что послужит выражением уважения к величайшей ценности нашего языка, носящего статус государственного.
Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что недооценка опасности размывания и постепенного разрушения государствообразующего русского языка представляет собой реальную угрозу национальной безопасности России, поскольку меняет образ мысли, коммуникативные особенности общения, самобытность русской речи и культуру самого русского народа. Следует учесть, что русский язык – это не просто язык отдельно взятого этноса, а язык, который является основой и главной коммуникацией наднационального и внутригосударственного общения многонационального народа России.
Использование нецензурной брани
Сегодня мы отчетливо видим, как нецензурная лексика буквально заполонила общественное пространство, в том числе и социальные сети. Уровень её употребления достиг такого масштаба, что её можно услышать уже от детей. Главная опасность для российского общества сегодня состоит в том, что нецензурная речь становится нормой – языком, на котором не задумываясь говорит молодежь при явно пассивной реакции общества.
Данные проведенного в рамках форума соцопроса, в котором на дату формирования Резолюции приняло участие 30018 школьников и студентов, показали, что 60% из них относятся к матерной брани нейтрально, т.е. они не распознают её как негативное явление и не ощущают в ней никакого вреда.
Касаясь природы нецензурной брани, стоит отметить многосложность и долгую историю существования этого социально деструктивного явления, а потому для преодоления этого порока требуется комплексный совместный подход со стороны Церкви, государства и общества.
Роль государства
Выражая свою позицию по отношению к мату, люди часто говорят о том, что его одними запретами победить нельзя – и это действительно так. Одними запретами победить мат невозможно, поскольку в этом случае вся ответственность делегируется государству, а оно не всесильно. Государство не может вторгаться в личное, в том числе духовное пространство граждан, но при этом в силу своих полномочий обязано ограничить употребление сквернословия в общественном пространстве, чётко обозначив границы дозволенного через соответствующие законы.
Живший в IV веке до н.э. великий древнегреческий философ Аристотель сказал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». Это свидетельствует о том, что уже тогда, 2400 лет назад, в период зарождения юриспруденции, думающие духовно образованные люди хорошо понимали последствия распространения сквернословия, его прямой вред и опасность для государства.
Точно такое же здравомыслящее отношение показали результаты проведенного в рамках форума анонимного социального опроса, в котором из 5038 преподавателей, на вопрос: «Считаете ли Вы, что активное присутствие нецензурной брани в общественных местах нарушает общественный порядок и общественное спокойствие?» – 95,8% ответили утвердительно.
К этому остается добавить, что агрессивная матерная брань способна порождать не только страх, но и сильно выраженную агрессию в людях, что, по утверждению Аристотеля, «развивает в них склонность к совершению дурных поступков». Поэтому любое потворство распространению мата в общественном пространстве со стороны органов государственной власти – это косвенное содействие правонарушениям и созданию социальной напряженности в обществе.
Роль Церкви
(традиционных религиозных конфессий)
Рассматривая отношение Церкви к вопросу матерной брани, стоит отметить, что как у Русской Православной Церкви, так и у других традиционных религиозных конфессий, давно сформировалось чёткое отношение к мату как к богохульству, порождаемому либо откровенным безбожием, либо абсолютным невежеством, что весьма характерно для нашего времени.
«Злоречивые Царствия Божьего не унаследуют», – сказал Апостол Павел в начале I века, 2000 лет назад, хорошо осознавая духовный вред злоречия для человека.
С точки зрения Церкви, мат – это явный грех, он неискореним, как и множество других пороков. Но ему обязательно нужно противостоять, иначе он будет возрастать и распространится на всё общество, обрекая его на неминуемый развал и гибель.
Тайна порока мата состоит в том, что он проявляет себя как таран, открывающий двери для проникновения в общество, в душу отдельного человека и, являясь инфернальным явлением, в совокупности с другими пороками, способен разрушить как государственность, как и личность.
В связи с этим будет уместно привести слова протоиерея Сергия Булгакова, характеризующие связь матерной брани со свершившейся в России в 1917 году революцией: «Большевизм родился из матерной ругани, в сущности он и есть поругание всяческого материнства и в церковном, и в историческом отношении». Приведенные здесь отсылки, основывающиеся на многовековом историческом опыте, прямо свидетельствуют о том, что в религиозном смысле мат – это скрытая дорога в ад.
Нравственная и духовная обязанность Церкви всегда состояла и состоит в том, чтобы предупредить общество и государство о какой-либо духовной опасности. Потому основанием для проведения форума за чистоту русского языка в Новосибирске в первую очередь стал наказ Святейшего Патриарха Кирилла, данный им на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора 28 ноября 2024 года.
30 января 2025 года, обращаясь к депутатам Государственной Думы на ежегодной парламентской встрече, Патриарх Кирилл сказал: «Матерная брань наносит духовный вред не только тому, кто ее произносит, но и тому, чьего уха она касается. Как такое отвратительное явление может быть нормой?» При этом Патриарх прямо призвал депутатов «поставить заслон матерной брани».
В соответствии с этим одной из важнейших задач форума стала подготовка Проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», касающихся использования нецензурной брани.
Эта задача выполнена. Проект федерального закона разработан и направлен в Межфракционную депутатскую группу по защите христианских ценностей Государственной Думы Российской Федерации.
Сегодня существует разрыв в законодательном и культурологическом содержании понятия нецензурной брани. Он состоит в том, что в законодательной базе присутствует только одно определение – «нецензурная брань», а в речевом и смысловом обороте присутствуют другие, нигде не закрепленные определения. Поэтому одной из важных задач по преодолению нецензурной брани в обществе, в том числе в части правового регулирования, является установление чётких понятий и определений, что именно относится к нецензурной брани, а что – к ненормативной лексике в общении.
Иначе говоря, в правовом поле необходимо уточнение, чем отличается ненормативная лексика от нецензурной брани, и какова ответственность за употребление как мата, так и недопустимых в общении слов – тех, например, которые обозначают тяжелые диагнозы и являются чисто медицинскими терминами, а в обществе часто используются либо от бескультурья, либо с целью оскорбления человека, независимо от того, здоров он или в самом деле болен. Подробные уточнения было бы уместным ввести и закрепить в Федеральном Законе «О государственном языке РФ» с целью усиления правового регулирования.
В качестве приложения к разработанному Проекту закона после окончательной обработки данных будут представлены результаты социологического опроса, который не остановлен и до сих пор продолжается на территории России – от Владивостока до Крыма и Калининграда. На сегодня данные соцопроса уже вполне определенно выражают мнение жителей России по поводу важности принятия закона, ограничивающего нецензурную брань.
Роль российского общества
По данным соцопроса, проведенного среди родителей, на момент подготовки Резолюции, из 34 188 человек за возвращение штрафа за использование нецензурной брани в общественных местах (норма была отменена в 2002 году при введении нового Кодекса об административных правонарушениях РФ) высказалось 54,7% респондентов. За введение штрафа за использование нецензурной брани в интернете – 70,3% (на сегодня прямой законодательной нормы за это правонарушение не существует).
Среди педагогов из 5038 человек за возвращение штрафа за использование нецензурной брани в общественных местах высказалось 77,0 % опрошенных. За использование нецензурной брани в интернете – 78,7%.
Приведенные цифры прямо свидетельствуют об озабоченности граждан нашей страны в лице родительского и педагогического сообществ в отношении употребления нецензурной лексики, что имеет под собой не только духовные, но и вполне материальные основания, поскольку влияет на физическое здоровье людей.
Рассматривая роль третьего участника решения этой острой социальной проблемы – российского общества, можно сказать следующее: именно от формирования деятельного отношения общества к нецензурной брани будет зависеть, удастся ли преодолеть проблему мата и бескультурья в речи наших граждан, то есть оздоровить, очистить само общество.
Чтобы избавиться от засилья мата с целью его уничтожения, маргинализации, общество должно выразить явное порицание в отношении к этому деструктивному явлению. Очевидно, что это произойдет тем быстрее, чем быстрее будет принят адекватный федеральный закон депутатами Государственной Думы РФ, с опорой на духовно- нравственную точку зрения традиционных религиозных конфессий.
Важным является то, что для преодоления этого негативного явления необходим широкий диалог внутри самого общества, необходима большая просветительская работа, в том числе в части формирования традиционного мировоззрения на базе традиционных духовно-нравственных ценностей в школах, вузах и любых других общественных учреждениях и пространствах. На эту тему точно высказался Корней Чуковский: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».
Влияние матерной брани на здоровье человека
В ходе ряда проведенных исследований на тему влияния мата на здоровье человека психологи отметили, что при частом употреблении нецензурной лексики происходит снижение когнитивных способностей, ухудшение самоконтроля, повышение уровня агрессии, формируются негативные шаблоны мышления, происходит обеднение словарного запаса и самой личности. Отмечено, что мат оказывает деморализующее влияние на психику не только слушателя, но и человека, который её использует. Пребывание в такой психологически и духовно опасной речевой среде оказывает негативное воздействие на развитие языковых навыков и умственных способностей молодежи, приводит к психическим расстройствам и хронической усталости.
Кроме того матерная брань провоцирует гормональные изменения, поскольку способствует усиленной выработке андрогенов (мужских половых гормонов), что может приводить к появлению вторичных мужских половых признаков у женщин, выраженных в усиленном росте волос нателе, низком тембре голоса и других изменениях.
Проведённые в течении ряда лет научные опыты по исследованию воздействия матерной брани на живые клетки показывают, что мат способен оказывать негативное влияние на генетическом уровне, приводя к разрушению молекул ДНК, вызывая генетические мутации.
Исследования доктора биологических наук, академика Российской академии естественных наук, П.П. Горяева, приведенные в его работе «Волновой генетический код», и ряда других ученых показали, что матерная брань может деструктивно влиять на геном человека, перестраивать хромосомы и видоизменять цепочки ДНК, вызывая мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. То есть исследования показали, что мат способен воздействовать на человека, как невидимая глазу радиация.
О схожем результате свидетельствуют исследования биологов на опытах с растениями, проведенными в Японии, России и ряде других стран: https://yandex.ru/video/preview/12540084034798169620?text
Проведенные опыты показывают, что при поливе непроросших зёрен водой, подвергшейся матерной брани, происходит замедление их всхожести до 49% от нормы. При длительном экспрессивном воздействии мата прорастание семян снижается до 15% от нормы и приводит к последующему загниванию растений.
На сегодня данные всех этих опытов находятся в так называемом реестре окончательно неподтверждённых, но вместе с этим, они способны основательно изменить представления современной науки о внутренней природе человека и мира, в котором он живет. В связи с этим особенно актуальным становится привлечение компетентных, заслуживающих доверие научных учреждений для проведения комплексного исследования этого вопроса. Полученные результаты, в случае подтверждения разрушающего воздействия матерной брани на организм человека, могут стать ещё одним важным аргументом в преодолении порока мата, тем более если в их основе будет лежать строго доказанный медико-биологический факт.
Согласно данных проведенного соцопроса, суммарно из 30018 школьников и студентов, только 3% считают, что мат может привести к ухудшению их здоровья. Это говорит о полном отсутствии знаний об опасности этого явления, которое в прямом смысле действует как невидимое глазу искусственное излучение, неуклонно разрушающее здоровье человека.
Влияние матерной брани на демографию
Одной из ценностей, приведенных в Указе Президента России №809, является «приоритет духовного над материальным», прямо указывающий на то, что лежит в основе процессов, происходящих в материальном мире.
Поэтому особое внимание заслуживает сопоставление следующих данных, полученных на полях форума в ходе обсуждения проблемы.
Наиболее опасное свойство матерной брани связано с утверждением о том, что мат имеет прямое отношение к текущей демографической ситуации в стране и ведет к дальнейшему духовному и физическому вырождению нации. Обоснованием данного утверждения может служить следующий ряд факторов.
1. Целенаправленно разрушительный характер матерной брани, скрытый в её духовной природе. Исключительной особенностью матерной брани является то, что она всегда связана с оскорбительным упоминанием половых органов человека, и, начиная ещё с языческих времен, служила специальным проклятием, насылаемым на человека и его род, с целью лишения возможности его продолжения. Это свойство мата давно известно Русской Православной Церкви, хорошо знающей о божественной природе происхождения человека и его последующего земного рождения, которое не может обходиться без детородных органов. Оттого Церковь считает матерную брань с грязным упоминанием детородных органов не просто злоречием и попыткой опорочить Божию Матерь и Самого Бога, благословившего своё высшее творение – человека, словами: «Плодитесь и размножайтесь», но и одновременно стремлением разрушить возможность самого зачатия и рождения человека, данного ему Богом в продолжение рода.
2. Устойчивый рост употребления матерной брани среди молодежи.
По данным проведенного в рамках форума соцопроса, 72,7% из 5038 опрошенных по всей стране педагогов на вопрос «произошло ли за последние 5 лет увеличение употребления нецензурной брани учащимися образовательных учреждений» ответили утвердительно.
3. Снижение возраста молодежи употребляющей матерную брань.
В настоящее время повсеместно фиксируется снижение возраста молодежи, употребляющей матерную брань. Ей стали активно пользоваться не только школьники старших, но и младших классов, а в отдельных случаях и дошкольники.
4. Активное использование матерной брани женской половиной населения. Употребление матерной брани стало нормой среди женщин и молодых девушек, в отличие от всего предшествующего периода времени, когда грубая матерная речь была прерогативой лиц мужского пола.
5. Статистика рождаемости в России. Официальные данные статистики РФ свидетельствуют об устойчивом спаде рождаемости в России за последние несколько лет. В 2024 году был достигнут исторический минимум рождаемости, каким он в последний раз был в 1999 году. По данным Росстата, по итогам года естественная убыль населения России увеличилась на 20% в сравнении с 2023 годом. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей в расчете на одну женщину) составил 1,4.
6. Статистика рождения детей в семьях священнослужителей.
Известно, что священники Русской Православной Церкви (как и духовные лица других традиционных конфессий) и их жёны не используют матерной брант, являясь убежденными сторонниками традиционных ценностей. Кроме того, семьи священников чаще всего многодетны. По данным Новосибирской митрополии, на каждую семью священника приходится 2,88 ребенка.
Приведенные выше цифры Росстата говорят о том, что на сегодня предпринимаемые государством важные, но при этом исключительно материальные меры стимулирования, направленные на положительное изменение демографической ситуации в стране, не приносят ожидаемого результата. Эти меры оказываются недостаточными, и не только потому, что недостаточным является их количество и качество, но прежде всего из-за реализации их в сугубо материальной сфере, в следствие чего они не могут привести к изменению духовного состояния человека, от которого в конечном итоге зависит вопрос продолжения рода. Они не учитывают 2000-летний духовный опыт Русской Церкви, без использования которого сложившийся демографический тупик -– вполне закономерное явление.
Демографический кризис стал ахиллесовой пятой России. Этот деградационный процесс стал настолько очевиден, что страны Запада, безостановочно ведущие войну с Россией, ввели специальный термин: «демографическая уязвимость России» -– с целью использования этой незащищенной сферы в качестве места приложения усилий для его разрушения.
Количественные и качественные результаты
Уникальностью проведенного форума ВРНС в Новосибирске стала его максимальная практико-ориентированность. Его работа длилась на протяжении 45 дней с момента старта -– 7 апреля 2025 г., состоявшегося в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Инновационной стала разработанная организаторами форма работы с молодежью, педагогами и родительским сообществом в виде диалоговых площадок, особенностью которых является не назидательное, свободное обсуждение вопросов о причинах нецензурной брани и способах её преодоления. Сама форма проведения такого диалога с молодежью, к которому она проявила искренний интерес, может стать одним из актуальных средств преодоления порока, если эту работу проводить системно и по всей стране, например, в рамках школьного урока «Разговор о важном».
Количественные показатели
По информации, предоставленной Министерством образования Новосибирской области (НСО), мероприятия форума в виде диалоговых площадок, классных часов, круглых столов и кинолекций, прошли на территории всех 35 районов Новосибирской области: в количестве более 634-х мероприятий в рамках школ с общим охватом более 108 тысяч человек (не учитывая анонимных опросов).
По линии профессиональных образовательных организаций в рамках форума проведены диалоговые площадки, занятия: «Разговоры о важном» и дебаты для студентов 1-2 курсов. Всего по этому направлению проведено 145 мероприятий с общим охватом 14 574 человек.
По линии высших учебных заведений в рамках форума в диалоговых площадках приняли участие более 300 студентов Новосибирских вузов, включая центры молодежных инициатив и открытых дискуссионных площадок «ПРО-дебаты».
По информации, предоставленной Министерством культуры НСО, в диалоговых площадках, прошедших в областных и городских библиотеках, приняли участие 870 человек, а в образовательных организациях министерства – свыше 700 человек.
В мероприятии по теме форума, проведенном на площадке Областного родительского собрания, приняли участие 485 человек.
За 10 дней работы Поезда памяти «За духовное возрождение России» – культурно-образовательного проекта, посвященного юбилею Великой Победы, в 10 районах Новосибирской области было проведено 20 мероприятий на тему чистоты русского языка с участием около 2000 человек.
В рамках форума дополнительно были проведены круглые столы с участием научного сообщества, родителями, педагогами, профильными специалистами по социальным сетям, представителями бизнеса и другими заинтересованными лицами. Одной из интересных встреч стало обсуждение темы форума в ГУФСИН, в которой приняли участие около 70 офицеров внутренней службы.
Приведенные цифры являются хорошим примером взаимодействия органов исполнительной власти Новосибирской области, Церкви и общества в лице ВРНС, что отражаетценность и важность сохранения русского языка.
В целом в Новосибирской области в рамках форума ВРНС за 45 дней прошло около 1000 мероприятий, в которых приняли участие более 127 тыс. человек. Эти цифры относятся только к Новосибирской области. Данные по другим регионам страны данные ещё предстоит собрать.
Следующий показатель: в социальном опросе, проходящем на территории России, на день составления настоящей Резолюции приняли участие 69 161 человек. Особую активность в социологическом опросе, благодаря ответственному отношению к вопросу чистоты русского языка со стороны Правительства Республики Крым, проявили именно крымчане.
В общем итоге: III Всероссийский форум, проведенный в городе Новосибирске, собрал более 196 тыс. участников и стал самым масштабным форумом на тему защиты русского языка среди тех, которые когда-либо проводились в России.
Кроме этого, 22-23 мая 2025 года на уличных видеоэкранах российских городов-миллионников был размещен информационный ролик в поддержку проведения 23 мая III Всероссийского форума Всемирного русского народного собора в Новосибирске. Ролик увидели жители Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Самары, Ростова-на-Дону, Омска, Волгограда, Владимира. Зрительская аудитория уличных видеоэкранов городов-миллионников суммарно составила свыше 550 000 жителей России.
Качественные показатели
Обработка данных социального опроса, материалов, полученных в ходе диалоговых площадок и обсуждений темы в ходе круглых столов с профильными специалистами позволяет на данном этапе, помимо всего вышеперечисленного, сформулировать следующий ряд комплексных системных мер по преодолению распространения нецензурной брани в российском обществе:
1. Образовательно-просветительские меры.
1.1. Главный способ борьбы с пороком мата – это вывод его из тени.
Для этого, при поддержке государственных органов власти, необходима широкая просветительская работа во всех образовательных учреждениях с целью открытого диалога с молодежью для обсуждения вопросов о причинах, вреде и путях преодоления порока матерной брани. В связи с этим может быть использован полученный опыт проведения диалоговых площадок, который можно системно реализовать в рамках школьного урока «Разговор о важном».
1.2. Целенаправленное воспитание детей, направленное на познание духовных и культурных смыслов, хранящихся в истоках русского языка, которое можно проводить в рамках школьного урока «Разговор о важном».
2. Законодательные меры.
2.1. Принятие законов, чётко выражающих отношение государства к нецензурной брани. Важнейшей составляющей в этом процессе будет не наказание отдельных граждан (к чему пытаются свести вопрос противники введения административной ответственности), а чёткая ценностно-ориентированная позиция государственной власти, представляющая собой сигнал всему обществу, который указывал бы на социальную порочность мата и необходимость его устранения.
Учитывая значительное влияние матерной брани на молодежь в социальных сетях, необходим срочный заслон именно в этом пространстве, являющемся местом максимального распространения этого порока. Данную проблему можно устранить в кратчайшие сроки, учитывая технологическую возможность контроля матерной брани в соцсетях, а также путем введения высоких штрафов для блогеров, использующих обсценную лексику, что быстро сведет её распространение в соцсетях к предельному минимуму. То же самое касается тех псевдокультурных деятелей, кто использует матерную брань на концертных и театральных площадках.
3. Культурно-просветительские меры.
3.1. Государственное стимулирование работы, направленной на привитие традиционных духовно-нравственных ценностей в обществе.
3.2.Повышение общего культурного уровня народонаселения, приобщение его к качественной литературе и развитию культуры русской речи.
3.3. Духовное просвещение российского народа на тему вреда мата.
3.4. Внедрение эвфемизмов – культурных синонимов, нейтральных слов, заменяющих матерные слова, с широким привлечением для этого самой молодежи и популярных блогеров. Подтверждением действенности этого метода может быть тот факт, что эвфемизмы использовались еще в древнерусском языке с VIII века. Сегодня в рамках проведенного соцопроса среди школьников, на вопрос «какие меры, по твоему мнению, могли бы помочь снизить использование нецензурной брани», за замену матерной брани другими словами из 24 406 опрошенных проголосовали 30,4%. Среди 5612 студентов – 28,8%. Все остальные варианты ответов набрали менее половины от этих процентов.
4. Поддержка и реализация социальных инициатив.
4.1. Поддержка существующих и создание новых общественных движений, направленных на очищение российского общества от матерной брани, особенно в молодежной среде (пример действующего движения «Россия без сквернословия»).
5. Семейное воспитание.
5.1. Самоконтроль и самовоспитание родителей, употребляющих нецензурную брань в присутствии детей.
5.2. Воспитание детей на основе открытого диалога о вреде матерной брани, способной негативно влиять на их духовное и физическое здоровье.
6. Позитивное и адресное воздействие на общество со стороны СМИ, в том числе посредством социальной рекламы.
6.1. Дискредитация мата в глазах его адептов через широкое общественное порицание, а также понижение социального статуса матерной лексики через создание атмосферы нетерпимости к мату в обществе, его маргинализации: «Грязные язык – грязные мысли».
7. Профессионально-корпоративные меры.
7.1. Принятие внутренних кодексов, уставов и правил поведения общественных местах, начисление социальных бонусов за отсутствие мата, создание свободных от мата пространств, подобно зонам, свободным от курения: «У нас не курят и не сквернословят».
8. Научные исследования влияния матерной брани на здоровье человека.
8.1. Проведение научных исследований с целью последующего широкого распространения знания о физическом и духовном вреде матерной брани в обществе.
9. Оказание медико-психологической помощи по преодолению зависимости от матерной брани молодежи и взрослого населения.
9.1. Организация психологической службы, имеющей в своем арсенале методы психологической помощи, направленные на личностный рост, формирование самоконтроля и самоанализа, с использованием различных мотивационных техник, направленных на преодоление употребления нецензурной лексики.
10.Применение IT-технологий
10.1. Создание и использование приложений по самоконтролю речи, применение программных фильтров для очистки контента в социальных сетях с автоматической заменой матерных слов и другие меры и способы.
11. Изменение ценностной ориентации общества.
11.1. Работа, направленная на изменение существующих, а также формирование новых ценностных установок и смысловых ориентиров в среде молодежи и обществе в целом, не стимулирующих употребление мата.
Итоговые выводы
Проведенный 45-дневный Всероссийский форум ВРНС в Новосибирске показал, что, несмотря на всю тяжесть порока матерной брани, его «тихое» проникновение и намерение о растлении общества, можно и нужно поставить достойный заслон, отведя мату место в маргинальном подвале. Для этого необходимо совместное усилие трех сторон: государства, Церкви, общества. При этом отправной точкой должен стать федеральный закон, на который сможет опереться общество, а также разработка и реализация государственной программы по защите русского языка, которая должна стать составной частью более широкой программы по возрождению традиционных ценностей.
Если государственная власть в полной мере осознает важность преодоления этого опасного социального явления и своевременно примет соответствующие предупредительные и законодательные меры для включения в этот процесс всего российского общества, то этот порок несомненно может быть преодолен, что окажет существенное положительное влияние на демографическое состояние России.
В качестве инициативы форума ВРНС в Новосибирске, предлагаем:
Для сохранения и укрепления русского языка как важнейшей духовной ценности русской культуры и духовной основы самого русского народа объявить 2026 год в России Годом русского языка. Пусть намерения, которые будут в него заложены, защитят наш язык и дадут нашим людям повод и возможность достичь своих личных духовных глубин и высот через их прекрасную чистую русскую речь, устную и письменную, произнесенную вслух и ту, что ведется во внутреннем диалоге.
Настоящая Резолюция будет направлена в адрес Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Новосибирск
23 мая 2025 года

