Выступление Первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л. К. Слиски на X ВРНС

Ваше Святейшество!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Всечестные отцы! Братья и сестры!

Позвольте от всей души приветствовать вас — участников X юбилейного Всемирного Русского Народного Собора.

Один из главных вопросов, вынесенных на обсуждение юбилейного X Собора — церковно-общественная позиция по правам человека и достоинству личности.

Вызовы современного мира, усиливающиеся процессы глобализации и международной интеграции ставят перед церковной общественностью вопрос о необходимости дать оценку взаимоотношений православной и секулярной систем ценностей, высказать свое мнение о необходимости собственного осмысления Россией основных ценностей демократии.

Вступает ли признание концепции прав человека и следование вытекающим из неё нормам в том виде, в котором они воплощаются в современном западном обществе, в противоречие с замыслом Бога о человеке? В какой степени права человека могут способствовать или препятствовать жизни христианина в согласии с его верой?

Сегодня сама жизнь задаёт нам эти вопросы, которые приобрели особую актуальность в связи с тенденциями последнего времени, зачастую чуждыми для народов России с их традиционными ценностями и отношением к вере.

Представления о добре и зле, норме и патологии, понимание нравственного и безнравственного, восприятие положения человека в обществе, отношение к человеческой жизни принципиально отличают людей, воспитанных в православной традиции, византийско-русской цивилизации, суть которой — воплощение Божественной идеи и преображение на её основе человеческого существа и мира, представителей других, традиционных для России религий и культур, и идеологов либеральной Европы, понимающих прогресс главным образом, как достижение материального благосостояния, воспринимающих в качестве нормы издевательство над святынями, эвтаназию, однополые браки, оправдывая всё это ссылками на права человека, поставленными выше требований традиционной морали.

Суть православного отношения к Богу, Человеку и Обществу с удивительным проникновением выражено в словах великого молитвенника митрополита Сурожского Антония: «Каждый из нас для Бога — единственный и неповторимый и отношение с Богом каждого из нас абсолютно неповторимо, ни с чем не сравнимо; человечество является как бы всё нарастающей громадой и дивной мозаикой, где каждый из нас представляет собой один камушек,— но камушек, на котором держится вся мозаика. Вынь один из них — начинает расшатываться всё здание, всё мироздание». В современном мире идёт процесс стирания религиозных, национальных и культурных различий.

Эта тенденция находится в противоречии с ценностями православия, которое не только не ставит целью уничтожение национально-культурных особенностей народов, а напротив взаимодействует с культурами многочисленных наций и народностей, населяющих нашу страну. В результате этого взаимодействия и возникла великая русская культура и русская цивилизация.

Навязывание народам мира ценностей западного общества в качестве универсальной модели, насильственные попытки создания централизованного наднационального сообщества могут и уже оборачиваются разрушительными последствиями. Владыка Кирилл очень точно отметил, что идея, утверждающая универсальную ценность в одной культурной модели, очень напоминает коммунистическую идею, в отношении которой наша страна имеет печальный опыт.

Идеологами либерализма в массовое сознание внедряется ощущение неотвратимо приближающейся угрозы «войны цивилизаций», войны между «христианским Западом» и «мусульманским Востоком».

Попытки втянуть в это противостояние Россию, к счастью пока безрезультатные, демонстрируют желание определённых кругов подтолкнуть Россию встать на позицию одной из сторон этого конфликта, что чрезвычайно опасно для нашей многонациональной, многоконфессиональной Родины.

Показательна в этой связи позиция Православной Церкви в связи с известным «карикатурным скандалом», категорически выступившей против любых действий, оскорбляющих религиозные святыни, вызывающих справедливый гнев у людей истинно верующих.

Роль России в этом мировоззренческом конфликте определяется её преимущественно православной традицией, историей, продемонстрировавшей миру веротерпимость и открытость к восприятию иных культур, а также стремлением к взаимопониманию, взаимодействию и единству.

Эти качества нашего общества позволяют России претендовать на роль связующего звена, посредника в этом тлеющем конфликте, который при определённых условиях может разгореться до общепланетарного масштаба.

Для того, чтобы Россия выполнила высокую миссию сохранения гармонии между Востоком и Западом необходимо ясное осознание нашей личной причастности и ответственности за себя, за Россию и за мир, в котором мы живём, а также вера друг в друга, основанная на вере Бога в нас.

Осознание этой ответственности не даёт нам права, как сказал митрополит Сурожский Антоний, «жить небрежно под тем предлогом, что Бог в нас верит, так же как не имеем мы права жить безответственно по отношению к человеку, который нам доверяет, нас любит, который в нас верит. Но если Бог может верить в нас, то мы не только имеем право,— мы обязаны верить в себя и верить друг в друга, потому, что то, что относится к одному человеку, к каждому из нас, относится одновременно и ко всем нам в целостности. На этом должно строиться человеческое общество, которое называется Церковью, являющееся зачатком человечества в целом, каким оно должно стать».

Уважаемое собрание!

Считаю, что наступило время откликнуться на призыв владыки Кирилла отказаться от навязанной нам идеи непогрешимости Европы.

Мы не только имеем право, мы должны обсуждать и критически осмысливать те универсальные истины, которые Европа пытается навязать России, и решительно отвергать те них, которые противоречат православному взгляду на ценность человека и человеческой жизни.

Позвольте закончить своё выступление словами архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, которое полностью совпадает с моим видением и надеждами на будущее России.

«Сейчас, в начале нового тысячелетия есть мистическое предчувствие, что мир, который мы понимаем как окружающую действительность и как внутреннее состояние людей, должен измениться в лучшую сторону. Это случится, если будем ориентироваться на наши исторические ценности, если обратимся к нашим святыням и, если каждый начнёт устраивать жизнь по Евангельским заповедям. Православная вера, с которой мы живём уже тысячу с лишним лет, служит основанием для нашего государства, нашей духовности, определяет весь образ мыслей, нашу самобытность, наши традиции. Она прокладывает земной путь человеку, направляет к тем идеалам, которые присущи Евангельской проповеди. На неё мы должны ориентироваться и жить по ней, чтобы приблизиться к Богу уже здесь, на земле, обустроить свой внутренний мир через доброделание».

Хочу выразить надежду, что Соборные документы — послания органам власти, межгосударственным институтам, российской и мировой общественности, которые будут приняты по итогам работы Собора, найдут понимание и поддержку у государства.

 

Уверена, что это взаимное сближение Церкви и государства станет залогом дальнейшего укрепления нашей великой Родины.

Благодарю за внимание.